Бюджетный Х-коптер 450 класса: тернистый путь постройки стабильно летающей версии

Подошел к концу второй год попыток построить стабильно летающую версию Х-коптера 450 класса во время отдыха в отпускной период.

a7cea30e07ea41478129d4645ccd1aa8.png

Можно сделать промежуточные выводы и дать рекомендации по постройке стабильно летающей версии.
История началась в 2015 году, когда к отпуску было решено собрать бюджетную версию Х-коптера 450 класса. Заказав к отпуску готовый набор из Китая, я сделал первую свою ошибку. Заказывать набор нельзя, так как состав комплектующих не всегда оправдан и не факт, что собранный из набора аппарат полетит в неумелых руках. Небольшое увеличение цены может себя оправдать при покупке комплектующих по отдельности только тем фактом, что собранный коптер будет реально летать и будет летать хорошо, не представляя из себя особой опасности для окружающих и не делая падения каждые 3 мин.

Коптер стал радовать стабильностью полетов (без ежеминутных крашей по причине отказа двигателей и плохого контроллера полетов) только к концу второго отпуска.
2f991a7ec8c549929de65b7229c70caf.png

Итак, рецепт безопасных для окружающих и для себя полетов за минимальную цену коптера заключается в следующем:

1) Исходный двигатель надо либо собрать самому, либо перепаять разъемы заново.

8baaf048543d4744b6a3721b1ad7f290.png

2) Для двигателей правого вращения нужна доработка «напильником» и стальной или медной проволокой (диаметром 0.8 мм)

Сначала делаем отверстие в верхней части двигателя, как показано ниже на рисунке:

a6ed1519372d4e6b8bfe860ef8390136.png

А уже затем вставляем проволоку и любым удобным способом фиксируем гайку от самоотворачивания (у меня на рисунке проволока установлена неправильно, так как ее надо было развернуть на 180 градусов).

d53d5bc5111b4d13bc29b60de808b753.png

Либо покупаем движки с автозатягом гайки пропеллера по типу таких:

3371c96d210243cb887aa9545014d6fa.png

3) Нужен контроллер полета, оснащенный не только гироскопами, но и датчиком гравитации (Naza32, CC3D, APM), просто акро-контроллер типа KKmulticopter годится только для полетов в безветренную погоду, в зале или по FPV, но никак не для полетов на улице в присутствии рядом с пилотом обычных людей типа зевак — нельзя травмировать людей ежеминутными крашами и полетами в неизвестном направлении с розысками коптера в кустах и на балконах чужих домов.

ff37a0a810d346df9e63553f471e14df.png

Нормальный контроллер полетов — это, например, контроллер APM.

66284e466eae4ae9864f54fa794f70c0.jpg

Контроллер полетов АРМ — это мой выбор на текущий момент. GPS крайне необходим. Потеря коптера из виду — обыденная ситуация при наличии ветра и отсутствии опыта, особенно в солнечный день, когда не видно подсветку лучей уже на расстоянии 50 метров! и когда коптер убегает от вас на скорости 30 км/ч, собственной скорости и 10 км/ч скорости ветра. Спасти в данном случае может только функция автовозврата на место взлета при помощи GPS. Наличие дальнобойного FPV только усугубляет ситуацию с потерей коптера, так как потеря видеосигнала происходит резко и на таком расстоянии от пилота, что визуально найти коптер в небе среди деревьев, домов и т.п. в ясный солнечный день по подсветке лучей просто невозможно. Хоть я и сделал посветку максимально мощной, установив на лучи коптера LED мощностью 1Вт, это никак не помогло мне при потере коптера из виду. Спас только автовозврат — я выключил пульт управления и коптер тут же сам выплыл из небытия и опустился в точку взлета.

Вот пример самого распространенного в продаже год назад двигателя (сейчас, за те же деньги, можно найти более достойный вариант с самозатягом винтов, похожий на двигатели DJI Phantom).

8baaf048543d4744b6a3721b1ad7f290.png

Разобраться в постоянных крашах я смог только во время второго отпуска, так как какие-либо полеты стали получаться сразу, но вот краш коптера к концу отпуска все перечеркнул и коптер пришлось пересобирать заново, а уже дальнейшие нестабильные полеты выявили причину неудачных полетов с непонятными падениями. 4 двигателя отказывали постепенно и не предсказуемо только в полете. Коптер каждый раз падал как камень с высоты и установить причину падения при рассмотрении груды обломков было сложно. Высота была невелика, но камни и асфальт не давали шансов на выживание рамы.

Как оказалось разделывать провода двигателей при напайке разъемов на них в Китае, в принципе, не умеют! Надрезая оболочку провода ножом работники закладывают гарантированный отказ коптера в полете и так же гарантированный полет камнем на землю без какой-либо альтернативы. Непредсказуемый по времени краш обеспечен технологически.

Если будет интересно, то расскажу о своем опыте полетов FPV и о настройке коптера для первого полета.

P.S.: Для тренировки навыков в управлении коптерами купил Syma X5, но это мало помогает в управлении коптером 450 класса… Так что буду летать и дальше на 450 коптере каждый день для тренировки, пока будет позволять погода.

© Geektimes