Будни российского киборга
Привет, меня зовут Константин и я обычный российский киборг.
Мои руки — это биоэлектрические протезы. Каждый день высокие технологии помогают мне жить нормальной жизнью. В этом блоге я буду подробно рассказывать, каково это — быть немного бионическим в наше время. А еще вы узнаете, каких крутых киборгов подготавливают в компании «Моторика», и о том, какие современные протезы существуют в реальности, а какие — только в красивых видео на ютубе.
В этом блоге не будет сюсюканий и историй преодоления инвалидности — оставим это Андрею Малахову. Приходит время терминаторов и киборгов. И они уже среди вас, просто об этом почти никто не знает. Кому интересно, добро пожаловать под кат.
Киборг или инвалид?
Конечно, слово «киборг» я использую для красного словца. Вот пара определений этого термина:
Биологический организм, содержащий механические или электронные
компоненты, машинно-человеческий гибрид (Википедия).
Человек, изменяющий и модифицирующий себя путём различного рода экспериментов со своим внешним видом, вживляя в отдельные части своего тела и в кору головного мозга металлические фрагменты, биочипы, чипы (Толковый словарь Ефремовой)
Мои протезы не являются частью организма. Они не подключены к нервам, да и никаких специальных хирургических операций для их установки проводить не нужно. Так что технически я не киборг, но все-равно предпочитаю определять себя именно так.
Я убеждён, что развитие науки и техники уже в обозримом будущем будущем превратит миллионы инвалидов в настоящих сверхлюдей. Пока мои бионические протезы не могут чувствовать и они не управляются напрямую мозгом, но тем не менее я ощущаю себя киборгом-первопроходцем. По уровню развития я бы сопоставил современные протезы с мобильными телефонами в начале 90ых — перспективы огромные, но реализация еще так себе.
Про протезы
Я — счастливый обладатель наверное самых известных в Интернете высокофункциональных протезов рук Bebionic3 и более простых биоэлектрических кистей Myofacil:
Bebionic3
Myofacil
Вкратце о принципе работы бионических (миоэлектрических/биоэлектрических) протезов. В культеприемной гильзе протеза находятся 2 ЭМГ-датчика, которые плотно прижаты к двум мышцам предплечья — упрощенно эти мышцы называют сгибателем и разгибателем. Когда я напрягаю разгибатель (мышцу с наружней стороны предплечья), то кисть раскрывается. Когда напрягаю сгибатель — рука закрывается:
Иллюстрации из книги 1968 года «Беседы о бионике». Кстати, первая биоэлектрическая кисть была изобретена в Советском Союзе в 1958 году.
Bebionic3 способен выполнять 14 различных хватов. Их переключение выполняется при помощи тех же двух сигналов. Когда кисть полностью раскрыта, достаточно послать еще один сигнал на раскрытие и включится другой хват, о чем пользователя информирует звуковой и вибросигнал. Различные паттерны хватов переключаются нажатием вот этой кнопки на внешней стороне ладони:
Об управлении и характеристиках протезов я в будущем сделаю отдельный пост, а пока можете прочитать об этом моем интервью.
По сравнению с большинством российских ампутантов мне очень повезло, ведь у меня высокотехнологичные протезы, к тому же сразу две пары. В настоящий момент в России все очень плохо с получением нормальных протезов за счет государства. Вообще получение технических средств реабилитации в нашей стране — это большая проблема. В будущем обязательно об этом отдельно напишу.
Почему меня бесят монеты
С бионическими протезами я живу 2 года и пожалуй самое трудное в моей жизни — принять себя. И еще тяжело поднимать монеты с ровной поверхности.
В настоящий момент ни один из изобретенных человеком протезов не может полностью заменить руку. Это особенно очевидно, когда необходимо совершить сложную манипуляцию — завязать шнурки, почистить картошку, достать карточку из кошелька. Вообще процесс доставания предметов из кармана очень напоминает вот это:
Рука-клешня опускается в карман, закрывается и, может быть, ты что-то достанешь. Или нет. Хорошо, что можно пробовать сколько угодно раз и это бесплатно.
Проблема в том, что в протезах нет обратной связи, поэтому почувствовать предмет ты не можешь. Чтобы взять предмет в руку, его нужно видеть. Хотя с опытом я научился понимать, взял ли я предмет или нет, по звуку двигателей в кисти, но в шумном месте этот навык бесполезен.
Но самое ненавистное для меня — это монеты. Самый ад начинается, когда нужно поднять монетку с плоской поверхности. Протезы не позволяют поднимать настолько маленькие предметы, у них нет ногтей, чтобы подцеплять монетки. Приходится довольно долго возиться. Мне помогает такая техника: одной рукой нужно нажимать на край монетки, чтобы приподнялся другой край и монетку можно было схватить. Из-за этого, чтобы забрать сдачу в магазине, мне приходится долго копаться под прицелом удивленных взглядов продавцов и зевак. Бррр. Поэтому я привык расплачиваться картой, а если такой возможности нет — принципиально не забираю сдачу. Аналогичная ситуация происходит в общественном транспорте. В моем родном Воронеже проезд оплачивается наличными, поэтому перед тем, как сесть в автобус, я заранее зажимаю в руке необходимое количество монет:
В общем, я всячески поддерживаю отказ от физических денег и повсеместный безнал. Думаю, что другие киборги меня поддержат.
Мой челлендж — быть обычным человеком
Учиться все делать заново, конечно, непросто. Сейчас своими руками я могу выполнять до 90% бытовых операций. Что-то получается лучше, что-то хуже, но я могу полностью себя обслуживать, путешествовать, работать и т.д. Но каждый день быть не таким, как все, вызывать изумленные взгляды, постоянно обращать на себя внимание — это мой основной дискомфорт. Высокотехнологичные протезы дают мне возможность быть самостоятельным человеком, но для всех вокруг я превратился в диковинку. И это понятно — людям свойственно глазеть на все необычное. Постоянно быть в центре внимания очень утомляет, поэтому в основном я ношу протезы Myofacil с косметическими перчатками. Перчатки «под кожу» при близком рассмотрении сразу же выдают киборга, но люди редко разглядывают чужие руки, а это значит, что я могу сходить за покупками и никто даже не заметит, что я — киборг. И для меня это важно. Я считаю, что подлинная киборгизация начнется тогда, когда мы не сможем сразу отличить обычного человека от биотехнологического.
В следующий раз я расскажу, как я участвовал в первых в истории человечества соревновании киборгов. Подписывайтесь, будет интересно.