Большая Перекачка, или Вперед к кайнозою
80 млн. лет назад, на рубеже мезозоя и кайнозоя, Земля находилась с одном из благоприятнейших своих состояний — широты Сибири и Аляски входили в субтропическую зону, арктические острова и Антарктида были покрыты лесами. Все что нужно, чтобы вернуться к этому состоянию — восстановить кайнозойский водообмен полярного бассейна с экваториальными морями.
Для реализации своего плана автор (инженер Петр Борисов) в 1960-х годах предложил построить поперек Берингова пролива плотину.
47% территории СССР было занято вечной мерзлотой, 75% периодически испытывали температуры в -40 градусов. Туда было нелегко добраться, там было трудно жить, сложно строить, дорого эксплуатировать технику и здания. Опыт показывал, что выпуск продукции в северных районах в несколько раз дороже, чем в умеренном климате, и окупается только концентрацией добываемых там природных ресурсов.
Карта вечной мерзлоты:
Было и стало
Холодному четвертичному периоду, в котором мы живем и который длится 2,5 млн.лет, предшествовала эпоха, которая занимала примерно 62 млн. лет и была гораздо теплее. В то славное время на севере Якутии встречались тополя и секвойи, в Гренландии росли каштан и виноградная лоза, а в Поволжье шелестели пальмы. Температура поверхностных вод в Арктике составляла +14 градусов, а у экватора была не намного выше нынешнего. Соответственно, постоянный ледяной покров в северных морях отсутствовал.
Однако, в меловой период идиллия кончилась — подъем суши стал преобладать над ее опусканием, континенты разрослись, былой интенсивный водообмен между экваториальными и полярными акваториями нарушился. Сократившийся приток тепла в Арктику вынудил уйти теплолюбивую растительность на юг. Началось восстановление ледяного покрова на будущем Ледовитом океане. Лед лучше, чем вода отражал солнечное излучение, и процесс оледенения пошел по нарастающей.
Теория
Сравнивая длительности нынешнего холодного и предшествовавшего ему теплого периодов, Борисов предположил, что характерным для Земли является именно мягкий климат, а действующий холодный — лишь временное недоразумение. Определяющим фактором автор считал океанские течения: ведь не просто так сейчас на почти одной и той же широте во Франции выращивают виноград, а на Ньюфаундленде царит тундровая растительность.
Поэтому достаточно лишь восстановить циркуляцию воды из экваториальных областей в полярные, и механизм завертится в обратную сторону:
• чем больше льдов будет таять, тем больше тепла будет поглощать поверхность арктического бассейна;
• как следствие, возрастет влажность воздуха, снизится его инфракрасная проницаемость, что также послужит целям потепления
Дано:
У Северного Ледовитого океана — три «крана», через которые поступает вода. Кран с теплой водой — самый большой — из Атлантики с Северо-Атлантическим течением (298 тыс.куб.км/год). Кран поменьше, более прохладный — из Тихого океана через Берингов пролив (36 тыс.куб.км/год). Третий кран — пресный сток рек Сибири и Аляски (4 тыс.куб.км/год)*. Превалирующими здесь являются атлантические воды. В конце своего путешествия в Чукотском море они встречают «тупик» — Берингов пролив — через который навстречу им идут тихоокеанские воды. Соответственно, по пути атлантические воды разочарованно разворачиваются и бредут домой. Путь воды от Шпицбергена до Чукотского моря занимает 5 лет.
* — у автора так, современные цифры другие
Слив происходит в ту же Атлантику уже более холодными водами (338 тыс.куб.км/год). Главный сток — через Фареро-Шетландский канал (163 тыс.куб.км/год). Двигаясь навстречу теплым водам, еще не добравшимся до Арктики, этот поток разворачивают значительную их часть обратно.
Задача:
1) остановить поступление в Арктику относительно холодных и не слишком соленых вод из Тихого океана;
2) сократить сброс холодных вод навстречу теплым атлантическим;
3) организовать сквозной проток теплых и соленых атлантических вод через Северный Ледовитый океан;
4) обеспечить снятие верхнего слоя распресненной воды из Ледовитого океана (пресная вода быстрее замерзает и, поскольку находится сверху, не пускает теплые воды ко льдам).
Ответ:
42
(338–163)-36=139
округляем до 140 тыс.куб.км/год — именно столько воды нужно перекачивать из Северного Ледовитого в Тихий океан через Берингов пролив.
Для этого в проливе нужно построить плотину, которая не только преградит ток из Тихого океана в Ледовитый, но и с помощью насосных агрегатов обеспечит отвод воды в обратном направлении.
Для понимания масштаба — забирать 140 тыс. кубокилометров воды равносильно снижению уровня Северного Ледовитого океана на 10 м ежегодно.
Если
Если это осуществить, то, по мнению автора, время перемещения атлантических вод от Шпицбергена до Берингова пролива сократится вдвое по сравнению с существующим положением и составит 2,5 года. Прямым следствием этого станет увеличенный приток теплоты в Арктику. Постепенно Северный Ледовитый океан освободится ото льда, возрастут температуры в северной части Евразии, сократятся засухи, повыситься сток сибирских рек**.
** — примечание для жителей Дальнего Востока: охлаждение Тихого океана по расчетам будет временным и не превысит двух лет
Операцию предлагалось проводить в несколько этапов, наблюдая за изменениями и выбирая наиболее подходящие параметры. Первые изменения климата ожидались уже через нескольких лет.
Карта изотерм воздуха до и после мелиорации (кликабельно):
Желающие могут ознакомиться с подробностями в книге П.М. Борисова «Может ли человек изменить климат» — в сети она есть.
Техника и экономика
Ширина Берингова пролива в наиболее узкой части 74 км, максимальная глубина 59 м:
В связи с отдаленностью района строительства плотину предлагалось возводить из крупных железобетонных блоков, доставляемых морем. Ширина блоков-понтонов — по ширине плотины, не менее 40 м, длина — 250 м, высота 20…60 м. В ходе строительства блоки можно было использовать в качестве причалов, складов и пр.
Внутренние конструкции (затворы, перегородки, лестницы) — преимущественно из конструкционных сплавов алюминия. Насосы — осевые поворотно-лопастные.
В первые годы перекачки пролив должны были загромождаться дрейфующими льдинами, и это обстоятельство было учтено проектом. Подводная часть многолетних паковых льдов не превышает 13 м. Для того, чтобы они не снесли плотину, а переползали через нее, ее верхней части необходимо было придать соответствующую форму:
В качестве запасных мер предлагалось предварительно чернить ледовый покров для усиления его таяния, проводить барботаж, колоть покров ледоколами и взрывами. В крайнем случае насосы верхнего яруса можно было пустить в обратную сторону, чтобы отжать ледовые поля от плотины.
Проект предполагался международным, потому что климат улучшался не только в СССР, но и в Канаде, США, др.странах. По оценке авторов, строительство при должной целеустремленности можно было осуществить за 8–10 лет.
Ожидаемая требуемая мощность на перекачивание воды — 25 млн. кВт, капитальные затраты — 22 млрд.руб., включая строительство электростанций для снабжения плотины электричеством, шлюзов и двух городов по 50 тыс.чел.
Когда арктические льды растают, расход энергии насосами должен был сократиться вдвое. На этом этапе обтекаемый верх плотины предполагалось демонтировать и проложить там железную дорогу и автостраду СССР-США.