Боитесь ли вы импортозамещения ПО так, как боюсь его я?
Да, я много пишу и даже кричу порой о том гигантском ментальном разрыве, который сложился между айтишником и обычным обывателем этой_страны. Речь сейчас идет о России, Беларуси, Казахстане и Украине — всех скопом, ибо менталитет везде один общий, чекистско-совковый.
Посмотрите на среднестатистического айтишника — это трудоголик. Я вижу таких вокруг себя сотнями: пашущих и увлеченных, фанатиков с горящими глазами. Любопытных, неравнодушных к тому, что они делают, подчас даже рисковых — готовых вкладывать в свои сумасшедшие идеи-стартапы собственные деньги. Об этом их удивительном надземном архетипе в сущности вся моя недавняя книга. Я подозреваю что человеку который никогда не варился в современном ИТ, никогда не понять, что за атомно-ледокольная тяга стонет внутри этих экзальтированных на своих проектах яйцеголовых.
Но, вот откуда у айтишника эта роль врага и чужака, образ хипстерской вражины в глазах многих его соотечественников? Только ли в высоких зарплатах + подчас издевательской привязке их к доллару всё дело? А может это из-за лакированной сытости очкариков посреди местного нищебродского балагана, из-за уверенности в завтрашнем дне, возможности легко передвигаться по миру, а может из-за свободного владения иншаземной мовой?
Уверен, что нет. Одной из причин сегодняшнего российского — нет, не кризиса, кризис можно преодолеть — российского тупика, является то обстоятельство, что подавляющее большинство всех наших благ не являются продуктом созидательного человеческого труда. В очень большой степени все наше национальное богатство является природной рентой. Мы, наши предки, целое советское поколение — заложники «самой большой и богатой страны в мире».
Белорусы же и украинцы получали дикие трансферты в скрытой или кредитной форме, и часто в силу своей убогости даже не осознавали те передаточные ремни, навеки связывающие их рентной кармой с судьбой РФ. Иначе говоря, Россия добывала углеводороды в своих собственных бескрайних недрах, а, Беларусь и Украина — в свою очередь, добывали субсидии в государственной сиське самой РФ, порождая паразитов второго порядка. Пилят все, и наверху и внизу.
Труд, создающий человека
Поэтому, россиянин не может, подобно голланцу или французу в запале сказать глядя в глаза власти: «вы жируете на мои деньги, на мои налоги». Это не совсем его деньги. Это то, что упало с неба, а он мимо просто проходил. Да, претендовать на это можно, воскликнув: «Это же наша общая нефть!» Но такой возглас никогда не будет столь же искренним и правомочным, как возглас человека, у которого отжали созданное его трудом, его головой и руками.
Вот почему первое, что следует научиться делать обывателю и гуманитарию в одном лице — это осознано пахать, созидательно вкалывать — это искусство, давненько уже почти утраченное в нашем социуме. Ещё раз подчеркиваю, что речь идет не о бездумной работе с лопатой «отсюда и до обеда» — нужен именно созидательный, креативный труд, создающий что-то новое, инновационное, востребованное в мире. И это без окрика или оглядки на главного барина-пахана — to start from scratch.
Баблотерапия
Вот почему мне нравятся низкие цены на нефть. Начинается тяжелый путь освобождения больного от наркозависимости и превращение его в нормального трудящегося не-советского человека. Это хорошая новость.
Плохая же новость в том, что далеко не все наркоманы успешно проходят реабилитацию. Если честно — выживают считанные проценты. Поэтому процесс переформатирования гигантского собеса в новую рыночную формацию будет крайне болезненным и, возможно, даже кровавым. Когда на пути «из ниоткуда в никуда» кушать станет не хватать, начнется дерибан почище донбасского.
Поэтому я и повторяю, часто обращаясь к молодому и иногда наивному непуганому айтишнику — народные эксцессы на местах неизбежны, поэтому втикай, пока на то есть время и воля государева, то есть границы радушно открыты. Нет, это не бегство поколения или покидание конкретной физической территории, это возвращение на свою цифровую Родину. Не врите себе — ментально и ценностно с ней вы уже неразлучны.
Проблема в том, что siloviki контролирующие государственный workflow не ведают, как создать инновацию (то есть деньги на мозгах), но они умеют лихо отбирать чужой результат труда. Когда отбирать станет нечего — всё и начнется.
Украина — модель скорого будущего России
скриншот ссылкабелен
Взрослые дяди со спичками
И вот тогда для вас всё начнется (а уже много ныл по этой теме: см. например, Оценка производительности отечественных разработчиков в сложно-бытовых условиях или Полковнику компьютерных войск никто не пишет). И вот, очередной звоночек — Путин поставил вопрос о нашем научном и технологическом суверенитете — это пока они просто ветер нюхают. Но общий вектор движения ясен как день божий, цитата ниже взята отсюда:
Ничего в этом удивительного нет. Закрыть программеров, робототехников, физиков и т.д. в «шарашках» — полутюремных НИИ — это единственный способ попытаться наверстать технологическое отставание. Поэтому глупые программеры еще рассуждают, а умные уже собрали чемоданы и свалили. Самое смешное, что все это уже было в начале прошлого века — те, кто слишком долго колебался, валить или не валить, закончились или в советских, или в немецких лагерях.
Кто хочет знать будущее, пусть повторяет историю СССР и Европы ХХ века. Потому что Путин использует старые схемы и приемы, он верит в них (и они, надо признаться, иногда срабатывают).
Боитесь ли вы импортозамещения ПО так, как боюсь его я?
p.s.: короче, при нынешней военно-политической обстановке и падающей цене на нефть у страны родной останется только наяривать уже привычную для совка плановую экономику: