Блокировка сайта как средство борьбы с мошенниками
Этот пост основан на реальных событиях, которые могут приключиться с каждым. На днях один мой знакомый рассказал такую историю: близился его день рождения, и он решил подсказать своей жене, что именно хотелось бы ему получить в подарок по этому поводу. Его выбор пал на полупрофессиональный радиоприёмник определённой модели. На профильных сайтах он выяснил адреса нескольких магазинов, в том числе и некого сайта technoplus.ru, где было указано, что товар есть в наличии, да и цена, хотя и отличается в меньшую сторону от других магазинов, вполне сопоставима с ними (разница составляет, может быть, рублей 200–300). В общем, скинул он жене описание этого приёмника и получил от неё через час сообщение «заказ принят, изменению не подлежит» (да, она заказала приёмник на техноплюс.ру). Кто бы знал… Дело было в четверг, а в субботу жена сказала, что, похоже, этот сайт — мошенники, и подарка (как и денег) — не видать… О том, как развивалась дальше эта история, что делать в такой ситуации и, самое главное, как в неё не попасть — под катом.
Ситуация ещё не разрешилась (и надежды на скорое решение этой проблемы нет), так что пока просто опишу опыт, полученный моим знакомым (разумеется, с его разрешения и на основе любезно предоставленных им материалов, то бишь переписки).
Итак, хронология событий такова.
16 числа на сайте техноплюса делается заказ: товар добавляется в корзину, оплачивается без каких-либо подозрений (оплата происходит на сайте Яндекса, причём деньги уходят на счёт частного лица, но когда сменяется штук шесть экранов, в текст уже вчитываешься не столь пристально, да и потом… помнится, здесь уже писали про проблемы малого бизнеса с получением денег через интеграторы… если бы на эту тему не развели чуть ли не истерию, возможно, моему знакомому удалось бы отозвать платёж, задумайся он об этом чуть раньше).
16 и 17 числа на телефон супруги моего знакомого поступали звонки, однако они «срывались», и перезвонить по определившемуся номеру оказалось невозможно. Супруга решала, что это магазин пытался с ней связаться. Ну что ж, технические сбои возможны.
18 числа (суббота) выяснилось, что магазин техноплюс.ру — мошенники, однако проверить эти отзывы на их правдивость не представлялось возможным. Мой знакомый решил дождаться понедельника и созвониться с продавцом по телефону, указанному на сайте.
20 числа (понедельник) Ожидаемо — ответил автоответчик. В скайпе «продавец» также отсутствовал. Сразу же (в 12 дня) последовало обращение в СГБ-банк (выпустивший карточку, с которой было выполнено списание средств) и в Яндекс-деньги (кстати, федеральный номер на 8–800, указанный на их сайте, оказался нерабочим! пришлось писать письма… правда, ответ пришёл в течение получаса). В СГБ-банке предложили написать заявление, в Яндекс-деньгах потребовали выписку из банка:
Если Вы платили с банковской карты, пожалуйста, сообщите нам первые 6 и последние 4 цифры её номера, а также пришлите нам скриншот из истории операций Вашего интернет-банкинга (например, Сбербанк Онлайн), где будет отображаться данный платеж с указанием реквизитов получателя платежа или выписку из Вашего банка, где также будут видны реквизиты.
Выписка из банка предоставляется только при условии успешного совершения операции!
То есть, по сути, Яндекс.Деньги могли сказать, что-то вроде «если сомневаетесь в контрагенте, попробуйте узнать в своём банке, прошел ли платёж, а если нет — отмените его», но они сказали «пришлите подтверждение платежа», то есть сначала оплатите!
В банке сказали, что деньги по платежу зарезервированы в системе, но не ушли! Редкая удача? — Ничего подобного! Уже в понедельник вечером СГБ-банк, фактически имея на руках заявление об отзыве платежа, проводит его! (да, с задержкой в 4 дня!) И даёт выписку об этом.
Далее… раз появилась выписка из банка о совершении операции — ничего не остаётся делать, как продолжить переписку с сотрудниками Яндекс-денег… Вот их ответ:
Платёж, совершённый Вами и зачисленный на счёт 410012369283193, потрачен для приобретения товаров и услуг в «Яндекс.Деньгах». Мы провели расследование и приняли необходимые меры, однако, к сожалению, не смогли вернуть Ваш платёж.
Чтобы постараться вернуть Ваши деньги и чтобы злоумышленники понесли заслуженное наказание, Вам следует обратиться в правоохранительные органы с заявлением о совершении в отношении Вас противоправных действий.
Для этого Вам необходимо:
1. Обратиться в правоохранительный орган по месту Вашего пребывания (если Вы в России, то найти ближайшее ОВД можно по ссылке
mvd.ru/contacts/sites).
2. Не забыть взять с собой документы, удостоверяющие личность (паспорт).
3. Написать заявление в правоохранительный орган (это можно сделать заранее).
4. Получить свидетельство о регистрации Вашего заявления.
5. Рекомендовать человеку, принявшему у Вас заявление, обратиться для разрешения вопросов, связанных с Вашим заявлением, в подразделения, расследующие преступления в сфере высоких информационных технологий.В заявлении необходимо максимально точно указать всю имеющуюся у Вас информацию: номер кошелька, Ваши контактные данные, подробную информацию о платеже. По возможности приложите документы, подтверждающие зачисления на Ваш счёт (предоплаченные карты, квитанции
платёжных терминалов и банков и т.п.)Всю имеющуюся у нас информацию, касающуюся данного инцидента, мы предоставим правоохранительным органам по их запросу.
Наши рекомендации по обеспечению безопасности размещены на странице money.yandex.ru/security
Спасибо за запрос.
«Спасибо за запрос»? — Да завсегда пожалуйста!
Далее последовала муторная процедура подачи заявления в полицию. Если кому-то захочется придётся испытать это на себе — знайте, на эту процедуру потребуется часа 4 (четыре!) вашего времени. Одно хорошо — следователи и дознаватели, с которыми будете иметь дело, работают круглосуточно, так что ни с работы отпрашиваться не нужно, ни ждать «до завтра» — правда, выспаться не удастся… Но чего не сделаешь ради восстановления справедливости?
Следователь сказал моему знакомому, что подобные ситуации — не редкость, зачастую преступников находят (это радует, но не сильно, потому что…)…, но даже если их найдут, взыскать с них суммы, полученные ими обманным путём, как правило не представляется возможным, поскольку сами эти преступники уже многократно судимы, брать с них нечего, и т.д. и т.п. Но — уголовное дело возбудили, переписку с Яндексом и банком приобщили, о ходе расследования обещали информировать.
Теперь возникает такой вопрос: почему банк, куда обратились пострадавшие, фактически ещё не перечислив деньги злоумышленникам, не отозвал платёж? И почему Яндекс-деньги, будучи предупреждены, что, скорее всего, платёж совершается в пользу злоумышленников, также исполнили его?
Разберёмся с СГБ-банком (бывший Севергазбанк). Его «замедленную реакцию» на происходящее можно назвать обыкновенным разгильдяйством (в эру интернета и прохождения платежей в течение 15 минут удивительно, что платёж шел с обеда четверга по вечер понедельника). Однако «умиляет» другое: когда в понедельник в офис обращается владелец карты и запрашивает выписку по операции, её не могут предоставить, ибо операция ещё не состоялась, а когда он тут же пишет заявление на отмену операции — её наоборот, исполняют (в срочном порядке?). Но с другой стороны —, а чего вы хотите от девочек-операционисток, которым платят по 13 (тринадцать) тысяч зарплаты?
К Яндекс-деньгам юридически сложно «докопаться». Существует два варианта трактовки того момента, до достижения которого клиент-плательщик вправе отменить (отозвать) данное им платёжное поручение: 1) «до момента списания денежных средств во исполнение поручения клиента с корсчёта обслуживающего его банка» и 2) «до момента списания денежных средств с корсчёта «третьего» банка» (то есть, в данном случае, Яндекс-денег).» На практике действует первая схема, хотя более разумной (и, кстати, юридически вполне допустимой!) является вторая (но — увы — защита персональных данных и всё такое прочее). Ещё один хитрый момент: в уголовном деле обвиняемый — это неустановленное лицо, совершившее вымогательство, но никак не банк или Яндекс-деньги (да вы что! Банк и ЯД — белые и пушистые!), а если хочется высказать своё «фе» банку — идите к ним в офис и пишите претензию! Только навряд ли она вам поможет… лишь время своё потратите.
Отсюда вывод: если вы обнаружили, что вместо покупки в нормальном интернет-магазине вы, а перевели деньги мошенникам — бегом в свой банк — выяснять судьбу перевода и срочно отменять его!
С каждого платежа они имеют свой процент. Им невыгодно отменять платежи, поскольку в этом случае будет недополучена комиссия. Мелочь, а приятно! Репутация? Какая репутация?!
Так. Деньги ушли, вернуть их будет ну очень сложно (в двух словах, можно попрощаться с денежкой, как бы обидно это ни было). Но, может, есть какая-то возможность оградить других от подобной напасти? Смотрите:
Алексей: 10 апреля 2014 —
Заказывал абонентскую станцию у них. Оплатил. и ни денег ни станции… На электронные письма сначала отвечали что поставщики подводят, бракованную им прислали. Потом просто перестали отвечать. Дозвонится с нового телефона им можно только раз, с проблемой, обещают разобраться, потом уже с этого телефона не дозвонишься.
Андрей: 17 апреля 2014 —
Похожая ситуация. Заказал товар, оплатил с карты через сайт, и с тех пор, уже 1.5 месяца продавец меня игнорирует, на звонки срабатывает автоответчик, сообщения игнорируются. Сайт продолжает работать, новые заказы принимаются. Провайдер отфутболил в полицию, надеюсь они помогут, сейчас там создано подразделение по борьбе с интернет-мошенниками.
Игорь:22 апреля 2016 —
Я тоже там заехал заказ, и тоже самое вот уже пол года полный ноль. Писать то мы пишем, но вот надо все-таки что-то делать!
Обращение в полицию максимум что даст — надежду на поимку мошенников (это если они не догадались использовать при регистрации домена и в платежах чужие паспортные данные, плюс если они не обналичивают ваши деньги, покупая реальные товары на виртуальные адреса вроде почтомата по такому-то адресу, ячейка такая-то — хотя оперативно-розыскные мероприятия в этой ситуации тоже гипотетически возможны, но для их проведения нужно очень оперативное взаимодействие полиции, платёжной системы, интернет-магазина, реализующего товары, и службы доставки — не сильно ли много звеньев?), однако сайт так и продолжит свою работу — полиция административными делами вроде закрытия сайтов не занимается (прямо как в анекдоте: «я джинн узкой специализации — 100, 200, поллитра»). В этой ситуации можно посоветовать только одно — получив на руки номер дела (обычно это происходит через несколько дней после первого обращения в полицию), писать заявление в прокуратуру с требованием о разделегировании домена на основании того, что он используется в течение длительного времени для совершения неустановленными лицами преступных действий. К заявлению приложить весь комплект материалов, который подавался в полицию, плюс дату и номер возбужденного в отношении мошенников уголовного дела. И то… совершенно неизвестно, как долго такой домен будут разделегировать… прокуратура будет проводить собственную проверку, и сколько времени ей понадобится для этого — сказать сложно, какие будут результаты — тоже неизвестно…
Какие ещё меры можно предпринять пострадавшему для принятия оперативных действий, направленных на прекращение работы такого сайта? Навскидку можно предложить разве что заказать DDOS атаку, чтобы владелец сайта «попал на деньги» от провайдера или вовсе «вылетел» из интернета (рассмотрим законные способы борьбы!) написать в гугль и яндекс (для оперативного «выбрасывания» сайта из поисковой выдачи), но что толку, если на этот сайт приходят, кликая по баннерам? Как правило, такие баннеры владельцам мошеннических сайтов выгодно показывать не постоянно, а разово и в определённые дни. Опять же, даже если вы вдруг и обнаружите баннер такого сайта — кому и какие претензии вы сможете предъявить?… Вот дополнительная информация по этой теме:
РОЦИТ будет закрывать «мошеннические» интернет-магазины без суда
Домены «пожизненно» заблокированных в РФ сайтов никто не сможет зарегистрировать снова
В свете представленной ситуации эти две меры видятся вполне разумными: во-первых, создавать мошеннические интернет-магазины станет себе дороже — если срок жизни каждого такого магазина станет стремиться к нулю (домен technoplus.ru, например, зарегистрирован в 2006 году, хотя лично я не исключаю, что когда-то это был действительно магазин, по-честному поставлявший заказанные товары покупателям, однако уже не первый год этот «магазин» безнаказанно занимается мошенничеством); во-вторых, раскрутка доменов таких «магазинов» потенциально сможет стать нерентабельной (только злоумышленник раскручивает сайт, как его закрывают, а домен оказывается в «черном списке». С другой стороны, конечно же, у этих мер есть и оборотная сторона: «под раздачу» может попасть и обычный предприниматель. Но, позвольте, вы можете привести примеры, когда покупатели возбуждали уголовное дело по статье «мошенничество» против исполняющего свои обязательства интернет-магазина? Опять же, подобная ситуация (возбуждение уголовного дела и последующая блокировка сайта), на мой взгляд, в принципе невозможна, если магазин остаётся на связи с покупателем, ведёт с ним переписку (или телефонные переговоры — достаточно предъявить в случае чего выписку от телефонного оператора о входящих и исходящих вызовах, где будет присутствовать номер телефона покупателя) и подтверждает взятые на себя обязательства поставить заказанный товар. Закрыть мошеннический сайт оперативно — это действительно важно, и работающая схема такого закрытия «в досудебном порядке» (то есть уже в ходе следствия по возбужденному уголовному делу), а не «без суда и следствия» вполне адекватна.
Для себя же мой знакомый, потерявший некоторую сумму денег (немало, конечно, но и не смертельно) сделал вывод: никогда больше не покупать в интернете прежде чем что-то покупать в интернете, вдоль и поперёк изучить продавца — ИНН, ОГРН (да, и посмотреть, не снялся ли с учёта!), негативные отзывы (обязательно должны быть, но «не страшные»!). Меньше верить баннерной рекламе, а лучше — отключить её вовсе (кроме неё, вы этот сайт больше нигде не увидите, а потом даже не узнаете, на каком сайте кликнули по баннеру). Ну и с ЯД мой знакомый тоже решил больше не иметь никаких дел. Может быть, «ложечки найдутся», но «осадок остался».
Ну что же… надеюсь, этот материал поможет кому-то из читателей избежать чужих ошибок. Всем добра, процветания и… честных продавцов!