Блокировка ранобэ на сайте «Бака-Цуки»
По адресу https://antizapret.info/? search=baka нетрудно убедиться в том, что сайт «Бака-Цуки» (логотип которого я привожу справа; это одно из крупнейших в мире хранилищ неофициальных переводов японских ранобэ) с 1 августа 2014 года в России был заблокирован по указанию Роскомнадзора. Официально блокировка касается четырёх URLов, на сáмом же деле многие крупные провайдеры («Ростелеком», например) блокируют сайт целиком.Что такое ранобэ? Этим словом (как вы можете прочесть в Википедии) называются японские развлекательные истории для подростков и молодёжи — это небольшие книжки, текст в которых перемежается иллюстрациями, стиль которых напоминает мангу или аниме.
Вот и блокировка сайта «Бака-Цуки» связана не с тем, например, что сочинение перевода ранобэ без согласия авторов может восприниматься óрганами как «пиратство» —, а только с тем, что рисование в стиле манги в некоторых случаях может восприниматься óрганами как «педофилия». (Оба слóва эти приходится поставить в кавычки: под хабракатом я попробую перечислить признаки того, что к сексу с детьми эти рисунки имеют настолько же отдалённое отношение, насколько перевод иллюстрированной ими книги далеко отстоит от нападения на морские суда.)
На наших глазах продолжает раскручиваться маховик репрессий, направленных для затруднение доступа к информации потребителям японской визуальной культуры в Интернете. (Для простоты я стану здесь говорить об «анимешниках», хотя речь идёт о поклонниках не одного только аниме, но также и манги, ранобэ, визуальных романов, данмаку, мини-скульптур, дакимакур, и так далее.) Предлогом для блокировок сайтов (а также, возможно, и конечною целью их) является шельмование анимешников в качестве «педофилов».
Два предыдущих оборота этого маховика мы обсудили на Хабрахабре в прошлом году: это были блокировки какого-то аниме (14 июня 2013 г., «Роскомнадзор признаёт хентай детским порно, призывает к подаче жалоб, обещает пополнение реестра запрещённых ресурсов в Интернете») и затем какой-то манги (24 сентября 2013 г., «Роскомнадзор запрещает двадцать девять японских комиксов «манга», приравнивает к сексу с детьми»). Что это было за аниме, что за манга? Да кто ж их знает! — и в том, и в другом случае, к сожалению, читатели «Хабрахабра» (среди которых ≈37% анимешников) не располагали списком названий конкретных заблокированных произведений и поэтому никак не могли самостоятельно оценить справедливость принятых Роскомнадзором решений; нам оставалось только вздрагивать от явно чрезмерных оценок, публикуемых на всю страну со слов того или иного эксперта («потребители такого рода контента — психопаты», «их можно назвать эстетами от извращенцев», «манга» мы рассматриваем как вид творческой деятельности, давший начало развитию «хентая», вот это всё в одних только «Известиях»).
С блокировкою «Бака-Цуки» положение дел куда лучше: сделалися известными точные адреса заблокированных материалов — следовательно, есть у нас и возможность делать самостоятельные выводы о них. Приступим же к этому занятию.
По адресу https://antizapret.info/? search=baka мы видим четыре URLа. Пронумеруем их для удобства дальнейшего упоминания:
Сайт «Бака-Цуки» — это вики (на движке MediaWiki), хранящая историю правок и другие метаданные. Это означает, например, что блокировка всей вики препятствует участию российских переводчиков (или, например, корректоров) в переводе ранобэ подобно тому, как вчерашняя блокировка всего Гитхаба помешала участию российских программистов (или, например, авторов документации) в создании открытого и свободного исходного кода — и даже в большей степени, потому что вместо DVCS (Git) на сайте «Бака-Цуки» используется единственное центральное хранилище правок. Но это также означает, что адрес №3 нет смысла рассматривать отдельно от адреса №4: это же одна и та же иллюстрация, для которой №3 является адресом метаданных, а №4 — прямой гиперссылкою на JPEG.А ещё появление подобного набора запрещённых адресов может означать, что непосредственные авторы запрета не имели совершенного понимания технологии MediaWiki, а не то запреты адреса №1 (прямой гиперссылки на JPEG) и адреса №2 (страницы метаданных) тоже сопровождались бы запретами соседних страниц, как №4 для №3.
Есть и другая, более зловещая странность: запрет почему-то касается только https-адресов, хотя ничто не мешает открывать сайт «Бака-Цуки» по обычному HTTP (принудительного перенаправления на HTTPS-адрес сайт «Бака-Цуки» не совершает). Зато, как все мы знаем, именно запрет HTTPS (то есть протокола, шифрованием препятствующего перехвату и анализу траффика) является для многих провайдеров поводом (или хотя бы толстым намёком) закрыть доступ ко всему сайту в целом.
В итоге нетрудно наблюдать ту ситуацию, когда, например, «МегаФон» в настоящее время не даёт открыть по HTTPS даже заглавную страницу «Бака-Цуки» —, но откроет любой из вышеприведённых четырёх запрещённых адресов, если в адресе заменить «https» на «http». Ну, а «Ростелеком» (как я уж упомянул выше) следует не букве запрета, а духу намёка, в нём содержащегося, то есть закрывает доступ ко всему сайту «Бака-Цуки» в целом, закрывает по любому из этих двух протоколов.
Все четыре адреса (все три запрещённые иллюстрации) относятся к одному и тому же ранобэ «Seirei Tsukai no Blade Dance» («精霊使いの剣舞»), сокращённое обозначение которого (STnBD) появляется и в адресах у иллюстраций. По адресу №1 расположен фрагмент обложки пятого тома, по адресу №2 — один из начальных цветных разворотов тринадцатого тома, по адресу №3 или №4 — один из начальных цветных разворотов девятого тома. Справа для наглядности я приведу обложку десятого тома того же ранобэ, ещё не запрещённую в России.
Название этого ранобэ переводится на русский язык как «Танец клинков элементалистов», где слово «элементалист» означает волшебника, заключившего контракт с духом некоторой стихии или предмета (например, меча). Сразу скажу, что (как и в Википедии нетрудно прочесть) японские существительные не имеют категории рода, так что, говоря о волшебниках, мы одновременно также говорим и о волшебницах (в сюжете STnBD элементалистки являются правилом, а элементалисты — редкостным исключением), а говоря о духах, мы также имеем в виду духов женского рода.
На всех трёх запрещённых иллюстрациях изображена одна и та же персонажица по имени Эст; она — дух мощного волшебного клинка, на котором выгравирована латинская надпись «terminus est», окончание которой Эст сделала своим именем. (Для сюжетов японских ранобэ нет ничего беспрецедентного в таком способе выбора имени персонажицы; например, в ранобэ «Shakugan no Shana» владелица клинка «Nietono no Shana» получает имя «Shana».) Мы видим, таким образом, наложение на целый сайт-библиотеку полнейшей блокировки по поводу лишь одной из книг на нём — и даже всего лишь одной из персонажиц в этой книге. А чем Эст заслужила такое внимание Роскомнадзора? Есть ли в её изображениях нечто похожее на секс с ребёнком?
Сколько лет Эст? Сверхъестественные существа не стареют так, как смертные. Во второй части восьмой главы второго тома ранобэ Эст отчётливо вспоминает события отдалённого прошлого — не менее нескольких столетий — которым она была свидетельницею. Таким образом, мы опять имеем здесь дело с той проблемой, на которую я указал на Хабрахабре 12 июля 2013 года: с обвинением в педофилии сталкиваются художественные изображения персонажей, которые по меркам произведения, во-первых, не являются детьми, а во-вторых, вообще не являются людьми.
А изображён ли на какой-либо из трёх иллюстраций секс, проникновение, натирание, бичевание, пошлёпывание, поцелуи, покусывания, облизывания или что-то в этом же роде? Обойдите запрет Роскомнадзора любым из известных вам способов, посмотрите на эти картинки — и вы там не увидите ничего этого. На иллюстрации №3 (она же №4) Эст показана лежащею за спиной у элементалиста, всего лишь обнимая его; на иллюстрациях №1 и №2 изображена одна только Эст, протягивающая раскрытую ладонь в направлении к зрителю.
Имеет ли место на какой-либо из трёх иллюстраций полная нагота персонажицы — или не полная, но обеспечивающая хотя бы видимость интимных органов? Тоже нет. На всех трёх иллюстрациях Эст одета, по меньшей мере, в чулки, доходящие до середины бедра; на иллюстрации №2 на Эст также нечто вроде комбинации (трусов и бюстгальтера) и перчаток до середины плеча; на остальных двух иллюстрациях ракурс и поза исключают видимость паха, ануса, сосков и так далее.
После этого не увидительно, что в комментариях на antizapret.info посетители выражают крайнюю степень своего удивление запретом, поступившим от надзорного óргана («Порнография? Наркоманы что ли?», «С таким же успехом можно приравнять детских кукол к продукции сексшопов», и так далее). Эта реакция понятна: если в Роскомнадзоре завелись такие эксперты, которые способны видеть «детское порно» в полуобнажённом сверхъестественном существе, то этак у них, например, традиционные европейские образы крылатых младенцев («амуры» и «купидоны» картин и скульптур языческого направления, «ангелочки» картин христианских) станут восприниматься как нечто педофилическое, потому что и нагота гораздо более полная, и кажущийся возраст — ещё более младенческий.
Видя этакие шаткие основания у запрета сайта «Бака-Цуки», можно ли не иметь сомнений и об основаниях для запрета нескольких десятков манг и аниме в 2013 году? Например, в Японии первые три тома «Seirei Tsukai no Blade Dance» были в нынешнем году близко к тексту экранизированы в форме двенадцатисерийного аниме (последнюю серию показали как раз в нынешний понедельник — 29 сентября). Если бы до них добрался тот же эксперт, который запрещал иллюстрации от последующих томов того же ранобэ — разве он не увидел бы «психопатов» да «извращенцев» и в зрителях этого аниме, а не только в читателях первоисточника? Весьма вероятно, что увидел бы.
Вывод же мой таков: в оценке произведений японской визуальной культуры царит некоторый произвол и печальное отсутствие какой бы то ни было гласности. Страшно и подумать над тем, кому и зачем была нужна такая организация этого дела и такие результаты. (Не просто же исполнить смысл логотипа хотели они? …) У меня есть две политические версии и две расистские; ни одну я не стану оглашать на Хабрахабре (потому что это было бы не по правилам); скажу только, что напрашивающиеся выводы для каждой из этих версий опечаливают меня.