Блоги – это маленькие СМИ
Сегодня Госдума России одобрит (или нет) в третьем чтении законопроект, предложенный Комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи. Этот документ приравняет блогеров с тремя тысячами читателей к СМИ. Нововведения, предложенные в нем, вызвали живейшее обсуждение в блогосфере, потому что обязанности и кары за их неисполнение в проекте поправок к закону перечислены, а вот технические особенности исполнения — нет.Итак, если поправки к Закону будут приняты, то с 1 августа 2014 года блогеры-трехтысячники должны будут не только регистрироваться как СМИ, но и полгода хранить информацию о своих пользователях, проверять публикуемые данные, не рассказывать о частной жизни, не выдавать государственных тайн, не агитировать перед выборами, и не ругаться матом. Все, как в обычной газете. Взамен свежеиспеченные мини-СМИ получат возможность давать в блогах платные рекламные объявления.
За невыполнение требований закона блогеров будут наказывать: физические лица заплатят штраф от 10 до 50 тысяч рублей, а юридические — до 300 тысяч. Злостные нарушители или лишатся 500 тысяч рублей, или приостановят работу на 30 суток.
Жесткость законов плюс необязательность выполнения Нет никакой статистики, сколько блогеров-трехтысячников в сети. Мнения сильно расходятся. Есть очевидные лидеры общественного мнения, скажем, Татьяна Толстая с более чем 60 тысячами подписчиков в фейсбуке. Она, кстати, уже попеняла читателям, что скоро вынуждена будет перестать материться, врать и агитировать, и все потому, что их, читателей, у нее слишком много. А так жила бы спокойно.Но шутки шутками, а как «отлавливать» популярных блогеров, неясно. Скажем, в дни и часы пик (которые подсчитаны для каждой социальной сети) можно просто запостить котика, чтобы стать СМИ за считанные минуты. Или написать что-то невероятно актуальное, и взлететь в топ. И если это разовая акция, то нужно ли регистрироваться?
Кроме того, как считать посетителей? Только живых людей и постоянных читателей, зарегистрированных на блоге (а также друзей и подписчиков в соцсетях), или ботов и случайных гостей тоже? Известно, что в первую десятку «Яндекса» входят блоги с 14 000 до 160 000 читателей. Топ-10 аккаунтов твиттера собирают от 168 000 до 270 000 читателей, Livejournal — от 13 000 до 30 800. Но никто не считал, сколько блогов ежедневно прочитывают 3 тысячи человек. У фейсбука вообще нет такой статистики — он считает только посещения групп.
Даже если владельца соцсетей и провайдеры ведут учет, как заставить их делиться информацией с государственными структурами, и блокировать непокорных? Скажем, Павел Дуров уже заявил, что не выдал ФСБ России данные участников Евромайдана. По его мнению, граждане Украины не попадают под российскую юрисдикцию. То есть по миру есть несколько миллионов людей, пишущих на русском и зарегистрированных в российских соцсетях, но при этом россиянами не являющимися. Как быть с ними? Тот же Дуров отказался блокировать аккаунт Навального…
Роскомнадзору, видимо, предстоит создать два реестра, в один включить сайты и хостинг-провайдеров, которые будут хранить информацию о пользователях. Во второй — популярных блогеров. Но если последних — десятки тысяч, то сколько человеко-часов уйдет на их «отлов», и есть ли такие ресурсы? И согласятся ли фейсбук и твиттер сами вести учет посещений, или допустят в свою кухню внешних аудиторов?
Хотели как лучше, получится как всегда Скорее всего, даже если закон будет принят, блогеры и соцсети тут же начнут искать пути его обхода. Которых, при нечеткости формулировок и сложности контроля, немало.Скажем, блогеры станут регистрироваться в зонах «не-ру». Разблокировать заблокированные аккаунты с помощью специальных программ. И писать вместо ххх «мудило гороховое», как предлагает Татьяна Толстая. Вполне, кстати, законно.