Благодаря астроному-любителю на задворках Андромеды обнаружили древнейшую галактику

vhxzmmpfnuh7rd92f18ux3oz1ee.jpeg

Астроном-любитель обнаружил на задворках галактики Андромеда необычную чрезвычайно тусклую галактику. Его наблюдения подтвердили и изучили профессиональные астрономы из американской лаборатории NOIRLab при помощи телескопов из обсерватории Джемини. Оказалось, что найденная галактика, получившая название «Пегас-5», содержит крайне малое количество тяжёлых элементов: скорее всего, это «останки» одной из самых древних галактик.

Астроном-любитель Джузеппе Донателло обнаружил интересное «пятно» на фотографии, сделанной проектом DESI Legacy Imaging Surveys. Последующие наблюдения за объектом при помощи 8-метрового телескопа Джемини-Север позволили рассмотреть в этом пятнышке очень тусклую карликовую галактику, расположенную недалеко от Андромеды. Это пятая галактика, открытая в созвездии Пегаса (отсюда и название). Количество тяжёлых элементов (тяжелее гелия, или, на жаргоне астрономов — «металлов») в галактике оказалось малым по сравнению с похожими на неё по размеру другими карликовыми галактиками.
Майкл Коллинз, астроном из Сюррейского университета и ведущий автор работы, описывающей это открытие, сообщил, что звёзды недавно открытой галактики появились в самом начале истории Вселенной. Подобная тусклая галактика в рамках астрономических наблюдений, не нацеленных специально на подобные объекты, была найдена впервые.

Подобные тусклые галактики хранят информацию о формировании самых первых звёзд. По всем расчётам во Вселенной должно быть достаточно большое количество таких галактик — однако астрономам пока удалось найти их гораздо меньше, чем ожидалось. Если оставшиеся так и не будут найдены, это серьёзно пошатнёт представление космологов об истории Вселенной и природе тёмной материи.

Поэтому поиск подобных галактик — дело столь же важное, сколь и сложное. В них практически не бывает ярких звёзд, которые можно использовать для обнаружения и измерения расстояний до галактик.

Уже совсем скоро мы сможем подробнее рассмотреть «Пегас-5», а также найти больше тусклых галактик — в середине июня ожидается ввод в строй нового космического телескопа имени Джеймса Уэбба. Он способен рассмотреть далёкие и тусклые космические объекты, бывшие свидетелями эпохи реионизации Вселенной.