Бижутерия которую Вы заслужили (?). Радиоактивное урановое стекло в магазинах для рукодельниц
Как любят говорить инфоцыгане в электричках «Разрешите к вам обратиться!» Занимаясь вопросами радиоактивности ювелирных камней я решил провести небольшой «полевой сhallenge» в рамках гражданской науки и предложил своим ассистентам провести проверку ассортимента магазинов с различными handicraft товарами (самоцветы, разное декоративное стекло и проч). Внезапно оказалось, что во многих «магазинах бисероплетлетения» продаются артефакты с мощным потоком бета-излучения (превышение нормы в десятки раз). Я конечно же попытался привлечь к этому факту внимание местных СМИ, контролирующих органов (мы ведь «работаем оперативнее cпецов из МЧС»), владельцев магазинов в конце концов, но, ожидаемо, все имело нулевой эффект. Осталось только поинтересоваться мнением комьюнити хабра на этот счет (хабра-горшочек, вари!). В качестве примера взят Минск, но что-то мне подсказывает, что похожая ситуация может иметь место и в аналогичных магазинах России/Украины. Все подробности исследования под катом.
«злые» бусины Минска.
Своим citizen scientists-волонтерам я предложил посетить магазины Минска, где продаются полуфабрикаты для рукодельницы (бисер, бусы, камни-самоцветы). Основной акцент делался на поиске «тайных» излучателей альфа- и бета-частиц (в свете заметок про фонящие полудрагоценные и поделочные/драгоценные камнм), которые в 99% случаев запросто проскакивают таможню и официальный радиационный контроль. Скрининг проводился с посильной помощью торцевых слюдяных счетчиков Гейгера-Мюллера. И кое-что нашли, в разных магазинах, в кучах разномастной бижутерии. Пришлось ковыряться и отбирать образцы, одновременно стараясь не напрягать покупателей. Я не указываю конкретные магазины, потому что почти в каждом магазине можно было найти бижутерию с повышенным бета-фоном. Дело здесь скорее всего не в самих организациях, а в поставщике (который, подозреваю, скорее всего один на всю страну). Огорчает и то, что бижутерия, как правило, очень редко была расфасована сугубо по производителям, все свалено в кучу (специально?). Похоже на привычный способ «выравнивания радиоактивного загрязнения», когда радиоактивные продукты питания с высокой объемной активностью смешивают с бОльшим объемом чистых продуктов и получают «средний по больнице результат» разрешенный к скармливанию населению.
Первое время была идея написать про установленные факты статью в журнал, но потом я решил что эти всякие местные «Вестник центра гигиены» или «Сборник трудов МЧС» все равно никто никогда не читает. Лучше уж Хабр, пусть в библиографию написанную научно-популярным языком статью и не внесешь. Так что честно скажу, что данная публикация своей основной целью ставит предупредить девочек и женщин (или точнее их отцов/мужей, читающих хабр) о «скрытых возможностях» безобидной бижутерии. плюс надежда на то, что радиофилы статью тоже прочитают и раскупят эти артефакты «на КИ», ничего не оставив бедным рукодельницам сомнительного расходника.
Что до приборов, то измерялось все в полевых условиях с помощью Анри Сосна 01 & Радекс РД1008/Радиаскан 701. Сцинтилляторов для сотрудников не нашлось, ибо RadiaCode 101/Radex Obsidian никто на пробу не дает, а на крутейшие Atom Fast 77100 бюджет «гражданских ученых» не рассчитан. По общему мнению, лучшими для выполнения задачи были объявлены приборы со слюдяными детекторами (Анри Сосна 01, к сожалению, успела поработать с советским датчким СИ-8Б совсем недолго, счетчик внезапно приказал долго жить и нас «почти обезоружил»).
Теперь, что касается цифр. В среднем плотность потока бета-излучения от образцов составляла от 300 до 800 частиц/см2 х мин. С друзьями у меня разгорелся нешуточный спор, дескать, а стоит ли вообще переживать. Потому что с ходу каких-то норм найти не удалось. Один вариант — это Постановление Минздрав РБ 42 11.03.2016 Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома» где нашлись следующие строчки:
Второй вариант, которым «трясли» мои оппоненты — это НРБ-2000, «Приложение 18 к ГН 2.6.1.8–127–2000 Нормы радиационной безопасности».
В документе, в разделе «Допустимые уровни радиоактивного загрязнения рабочих
поверхностей, кожи, спецодежды и средств индивидуальной защиты» для Неповрежденная кожа, спецбелья, полотенец, внутренней поверхности лицевых частей средств индивидуальной защиты» указан предел в 200 частиц/(см2 × мин). С пометкой что для отдельных радионулидов (Sr-90+y-90, типичный КИ вроде Б-8) предел составляет 40 частиц/(см2 х мин). В общем путаница, то ли выходит превышение в 25+ раз, то ли всего в 3 раза. На мой взгляд поток бета-частиц вообще нужно минимизировать (я уж не говорю, про то, что там присутствуют и альфа-частицы, как будет ясно далее из текста), о чем я и написал в конце статьи.
С химической точки зрения объяснение «бижутерийной аномалии» довольно простое — в стеклянных изделиях в качестве красителя используются соединения урана. Получается т.н. «урановое стекло». Я знаю что-это за объект, просто не встречал раньше настолько «злого» стекла, да и вообще не ожидал встретить уран в бижутерии (объект подразумевающий постоянный контакт с кожей). Для тех кто не в курсе про что разговор, далее читаем введение в тему.
Урановые красители. Исторический экскурс
Элементарный уран был впервые открыт в 1789 году немецким химиком Мартином Генрихом Клапротом. С момента открытия, вплоть до появления интереса военных, соединения урана в основном использовались в качестве красителя для стекла/глазурей. Притом использовался с одинаковым успехом как на промышленных предприятиях по производству стекла и керамики, так и многочисленными свободными художниками/керамистами/стеклодувами и проч.
С точным определением хронологии появления уранового стекла дело обстоит достаточно сложно. В 19 веке бОльшая часть рецептов стекла (шихты) держалась в секрете. Кто-то считает, что впервые идею подбросил сам Клапрот (он высказывал предположения о том, что соли урана способны окрашивать стекло). Некоторые авторы считают началом эпохи уранового стекла заметку в книге An Historical Survey of The Country of Cornwall под авторством К.С. Гилберта (C.S. Gilbert) с упоминанием про то, что »оксиды урана придают стеклу яркий цвет». Как бы то ни было, но в 1831 году желто-зеленое флуоресцирующее стекло впервые всплыло на выставке в Праге на стенде фабрики Bohemian Neuwelt. В 1834 году химик Г. Мюллер в соавторстве с М.Г. Клапротом опубликовал статью об использовании урана в стекле. Промышленник из Богемии (Долни Полубны в Чехии) Франц Ридель (Franz Anton Riedel) взял информацию на заметку и начал производство уранового «богемского» стекла в 1830-х годах, а его зять Йозеф Ридель (Josef Riedel) пошел еще дальше и разработал два типа авторского цветного стекла, названные им Annagelb (желтый) и Annagrun (зеленый — за счет использования сульфата меди в комбинации с соединениями урана). Назвал он свои составы в честь своей жены Анны (дочери Франца).
Три цветных позолоченных стеклянных стакана, произведенных в Богемии в 1835–1850 гг. Слева направо = урановое стекло Annagelb + белая эмаль, урановое стекло Annagrun + белая эмаль, обычное синее стекло.
Оба вида стекла (Annagelb/Annagrun) активно использовались в качестве сувенирного бокала на курортах северной Чехии (благо Яхимов там недалеко, с ураном проблем нет) и стали брендом. Интересно, что практически сразу же за чехами начался выпуск уранового стекла на Императорском стекольном заводе в Санкт-Петербурге
Немного позднее урановые стекла начали производится в Англии (первая публикация об урановом подкрашивании стекла вышла в 1846 году из под пера химика Пенберти (Penberthy) и во Франции (стеклозаводы Баккара (Baccarat) и Сен-Дени). Желтое урановое стекло в Европе часто называли «канареечным стеклом» (verre canari). Кстати первое франузское урановое стекло от завода Баккара появилось в 1843 году, вскоре после анонса Йозефом Риделем его Annagelb. Уже примерно к 1850-м годам урановые стекла завоевали Западную Европу, и началось распространение этого тренда в Японию и США.
Из уранового стекла делали почти все — бутылки, банки, пивные кружки, стаканы, кувшины, подсвечники, миски, ручки ящиков, чернильницы, пресс-папье, курительные трубки, флаконы для духов, тарелки и вазы. Выпускались и различные украшения/бижутерия, в основном пуговицы, хотя хватало и бус, ожерелий, браслетов и проч.
Урановые красители использовались и при создании произведений искусства, различных стеклянных цветов/фруктов, декоративных ламп, витражей. Кстати, декоративные объекты как-то у нас обделены вниманием, а ведь «урановой угрозе» вполне могут подвергаться например музейный персонал и реставраторы, которые активно работают с упомянутыми объектами.
Второе рождение урановой посуды пришлось на 1920–1930 годы (в США началась эпоха арт-деко). Здесь стоит отметить, что уран в начале 20 века добывался как побочный продукт при производстве радия, причем шло его в стеклянную посуду немало, примерно 1:5 по отношению к песку (рецептура «бирманского стекла» от американца Д. Локка). Бум продолжался вплоть до 1943 года, когда в США уран стал стратегическим объектом в ядерной гонке, а потом и холодной войне. Примерно до 1960 годов действовал правительственный запрет на использование солей урана в коммерческих целях. Потом производство возобновилось. Отличие стекла 1960-х годов от стекла начала века в том, что для производства использовался обедненный уран. Такой уран почти полностью состоит из изотопа уран-238, а основная часть радиоактивных изотопов (U-235 и U-234) извлечены еще на этапе обогащения. Несомненный плюс обедненного урана — его радиоактивность составляет около 60% от радиоактивности природного урана той же массы.
Помимо стекла в конце 19 века (примерно с 1860 годов) урановые красители активно начали использовать для создания черных/желтые урановых эмалей для нанесения рисунка на фарфор. До прекращения производства было выпущено огромное количество изделий, покрытых урановой глазурью, которые успели разойтись по миру и осесть в домах рядовых граждан. Основная масса такого антиквариата находится на территории США. Наиболее известная посуда — это Red Fiesta (или Fiestaware).
Эта марка которая производилась китайской компанией Homer Laughlin China Company из Западной Вирджинии (США) в период с 1936 по 1972 год.
Использовалось оно в лампах не за красоту, а за свой коэффициент температурного расширения и прекрасную совместимость с коваром, братом-антиподом инвара (см. Никелевый лом и предметы содержащие никель)
Урановые красители. Химия
Большинство людей, которые знают про урановые краски, чаще всего могут сходу вспомнить красно-оранжевый цвет керамики Red Fiesta или желто-зеленый цвет «царского»/«канареечного» стекла. На самом же деле с помощью урана можно получить все палитру цветов, в т.ч. темно-зеленый и даже черный цвет. Как химическое соединение, уран способен образовывать соли, в которых элемент находится в различных степенях окисления (от +3 до +6). Наиболее стабильны четырех и шестивалентные соединения, поэтому чаще всего именно они используются в стекольном деле. Чаще всего цветные стекла содержат от 0,88% до 1,56% оксида урана по весу (в теории в стекле можно растворить до 50% UO₂). Цвет стекла будет зависеть как от количества урана, так и от добавок в составе шихты. Соли урана термостойки и могут выдерживать температуры до 1050 °C, что делает их почти что незаменимыми при том же производстве фарфора.
Для окрашивания стекла чаще всего применялись уранаты (Na₂UO₄ = уранат натрия), диуранаты (Na₂U₂O₇, K₂U₂O₇ и (NH₄)₂U₂O₇ = уранат натрия, калия и аммония) и оксиды урана. Самое популярное вещество — желтый диуранат натрия Na₂U₂О₇). Соль эта легко растворяется в кварцевом расплаве во время обжига и используется для получения желтого, зеленого, оранжевого и красного цветов в стеклах и глазури.
Из оксидов урана наиболее стабильными, и поэтому наиболее распространенными, являются UO₃ (триоксид урана) и U₃О₈ (октаоксид триурана). В окислительных условиях UO₃ дает ярко-желтый и оранжево-красный цвет. В восстановительных условиях оксиды урана (U₃О₈, U₂О₅, UO₂) дают спектр темно-зеленого и черного цветов.
Состав базового стекла также влияет на цвет, получаемый при добавлении уранового красителя. Стекла с высоким содержанием оксида натрия/бария с небольшим содержанием свинца — дают ярко-желтый цвет в окислительных условиях. Высокое содержание оксида бора изменяет чистый желтый цвет на желто-зеленый. Стекла с высоким содержанием оксида калия/кальция меняют желтый цвет урана на зеленовато-желтый. Уран в глазури, богатой свинцом или висмутом, дает оранжево-красный/красный цвет из-за образования уранатов висмута и свинца. В тяжелых свинцовых стеклах уран дает желтый цвет без зеленой флуоресценции (то самое Annagelb). Уран смешанный с сурьмой в свинцовых стеклах дает стойкое желтое окрашивание.
Урановое стекло. Флуоресценция
В применении к урановому стеклу считается, что чем желтее урановое стекло, тем больше в нем урана и тем хуже оно светится. Хотя наличие флуоресценции не значит, что стекло будет фонить, равно как и фонящее стекло не обязательно должно светиться в УФ. Есть примеры абсолютно безопасного люминисцирующего стекла/бус/бисера. Как есть примеры и бесцветных бус, не отзывающихся на УФ, но при этом дающих капитальный фон. Красящая способность урана в стеклянных составах требует небольших концентраций — это 0,3… 1,5% UO₂ или 4… 6% UO₃. При более высоком введении оксида урана флуоресценция постепенно слабеет и при содержании свыше 25% практически исчезает.
Флуоресценция урансодержащего стекла связана с ионом уранила (UO₂²⁺). При облучении длинноволновым ультрафиолетом (лучше всего 360 нм) начинается эмиссия видимого света в диапазоне 470–550 нм. С помощью УФ-флуоресценции примесь урана может быть обнаружена уже при концентрациях в 1 ppm. При этом отмечу, что соединения, содержащие уран в четырехвалентном состоянии (U⁴⁺), не являются флуоресцентными, а вот соединения, содержащие уран в шестивалентном состоянии (U⁶⁺) — являются. Чаще всего под УФ-светом урановые красители, содержащие группу UO₂²⁺ светятся ярко-желто-зеленым, но кроме того могут флуоресцировать бело-зеленым, желтым, оранжевым или коричневым цветом. Важно понимать, что в определенных условиях флуоресценция стекол с UO₂²⁺ может гасится избыточной щелочностью стекла или примесью ионов железа (поглощают ультрафиолет). Щелочная среда превращает флуоресцентные уранилы в уранаты, которые не светятся (пример — сильнощелочные свинцовые глазури с ураном, вроде оранжевых RedFiesta, в УФ они абсолютно нейтральны). Кстати, в коротковолновом ультрафиолете (254 нм, «от кварцевых ламп», см. хабра-статью) флуоресценция урана значительно слабее, чем в случае ламп Вуда.
Уран и биологическая опасность
Если абстрагироваться от такого явления, как радиоактивность, то можно сказать просто »уран и его соединения токсичны». При попадании в организм уран действует на все органы, являясь общеклеточным ядом. Как и многие другие тяжёлые металлы, он практически необратимо связывается с белками (с сульфидными группами аминокислот), нарушая их функцию. Молекулярный механизм действия урана связан с его способностью подавлять активность ферментов. В первую очередь поражаются почки (появляются белок и сахар в моче, олигурия). При хронической интоксикации возможны нарушения кроветворения и нервной системы. После попадания в кровоток ионы урана биоаккумулируются и остаются в течение многих лет в костной ткани (высокое сродство урана к фосфатам), печени, почках и тканях половых органов. В применении к урановому стеклу можно сразу вспомнить эксперимент с выщелачиванием 4% уксусной кислотой урана из стеклянных тарелок и глазированной «Red Fiesta» посуды. Т.е. в теории кислоты (и! комплексообразователи) могут уран переводить в растворимые соединения и далее уже организм, метаболизм и т.п. Но к счастью эта угроза в нашем случае не актуальна, редко кто ест из старого антикварного стекла. Бижутерия и вовсе в зоне риска только в случае проглатывания упомянутых ранее бус или бисера ребенком. Притом, желательно, постоянного проглатывания. Учитывая скорость выведения маленьких твердых объектов из ЖКТ и рН внутри организма с высокой долей вероятности можно говорить «ничего не успеет выщелочиться».
Гораздо все интереснее с точки зрения радиологии. Официальное (из русской Википедии, ага) считает, что основная угроза от урана — это альфа-излучение, а оно совсем не страшное, имеет короткий пробег в воздухе и не проникает через кожу. Часто еще любят вспоминать пример И.В. Курчатова (1903–1960), который после работы с ураном просто вытирал руки носовым платком и в ус не дул. Я же, «не под запись», излучение урана называю «лучи Беккереля».
После открытия Рентгеном Х-лучей французский физик Антуан-Анри Беккерель заинтересовался флуоресценцией солей урана под действием солнечного света. Искал все те же Х-лучи, ибо соль урана тоже засвечивала фотопластинку сквозь черную бумагу. В одном из опытов соль не освещали, а фотопластинка все равно потемнела. Выяснили, что новые лучи возникают не от возбуждения урана солнечным светом, частично задерживаются металлом. Какое-то время эти лучи называли «лучами Беккереля». Потом все прояснилось, никаких особых лучей, просто смесь из альфа-частиц (распад урана) + добавка бета-частиц (распад дочерних продуктов)
Начнем с альфа-излучения. Еще раз напомню, что альфа-частицы из-за своей ионизирующей способности (весовой множитель как у нейтронов до 2 Мэв) являются наиболее разрушительным видом излучения при попадании в легкие/жкт/на слизистые. Человек может подвергнуться воздействию урана, вдыхая пыль в воздухе или проглатывая зараженную воду и пищу. Как правило урана очень мало в воздухе, но в зоне особого риска относятся люди, которые работают на заводах по переработке фосфорных удобрений, живут или работают рядом с угольной электростанцией или объектами, на которых добывают или перерабатывают урановую руду.
Аналогично и с урановым стеклом, в основную группу риска вносят людей, которые заняты гравировкой, шлифовкой, полировкой — механической обработкой — этого материала. Есть упоминания о повышенной смертности стеклодувов, работавших с урановым стеклом и урановой шихтой. В случае посуды угроза минимальна, достаточно не бить изделия из уранового стекла и не подвергать механической обработке. В кучу можно свалить и отчет Комиссии по ядерному регулированию (NUREG 1717), в котором есть упоминания и об урановой посуде (касательно глазурей Red Fiesta) и наивысшие дозы гамма-экпозиции приписываются тем, кто занимается транспортировкой посуды, про альфа-частицы не слуху, ни духу.
Посуда посудой, но вот в случае бижутерии все сложнее. При хранении эти бисер/бусы образуют мелкодисперсную пыль от трения друг о друга. Заметить ее можно даже невооруженным глазом. Так что вполне можно допускать угрозы сходные с угрозами для людей занятых в механической обработке уранового стекла.
Урановое стекло испускает ионизирующее излучение, состав и мощность которого зависит от того, какой уран добавляли при изготовлении стекла — природный или обедненный, и в каком процентном соотношении. Обедненный уран содержит в два раза меньше радионуклидов и является слабым источником альфа-частиц. В природном уране же уране имеются радиоактивные изотопы 235U (0,711%) и 234U (0,005%). Значимая радиоактивность от стекла чаще всего лежит на совести дочерних продуктов уранового распада — 234Th и 234Pa. В теории даже значительна доза малоактивного U-238 не даст сильного прироста к активности стекла, но вот если использовался природный уран, содержащий более радиоактивные изотопы + продукты их распада, то результат вы скорее всего заметите (как и я). Чаще всего маркерами уранового стекла являются радионуклиды U-238, Th-234, Pa-234m, U-234, U-235 и Th-231. Основное гамма-излучение (низкоэнергетическое) эмитируется Th-234 и U-235. Под спойлером табличка с результатами исследования некоторых образцов (к сожалению, далеко не всех, ибо в рамках независимой гражданской науки в Беларуси особо не размахнешься на анализы).
Условно можно считать, что основной угрозой от урановой бижутерии является бета-излучение (электроны и позитроны), хотя бы с той точки зрения, что плотность потока можно как-то оценить (про альфа-частицы и сложности с их детектирования см. на примере радона в статье Определение радона в помещениях). Для интересующихся под спойлером ряды распада, можете самостоятельно выбрать себе подходящие изотопы
Бета-частицы считаются более ионизирующими, чем гамма-лучи, но менее ионизирующими, чем альфа-частицы (т.е. у них средняя проникающая и ионизирующая способность). Для примера, бета-частицы с энергией 0,5 МэВ разлетаются в воздухе в радиусе одного метра, частицы с энергией 4 Мэв могут пролетать в воздухе до 18 метров (в биологической ткани — проникать на глубину до 3 см). Счастье в том, что максимальные энергии бета-частиц из радиоактивных материалов не превышают 3 МэВ, высокоэнергетические (до 7 МэВ) можно получить только в ускорителях.
Наиболее уязвимыми для бета-радиации является слизистые оболочки, органы кроветворения, верхние слои кожи. В целом степень повреждения тканей зависит от продолжительности облучения, его интенсивности и структуры ткани. Значительные повреждения получают внутренние органы при попадании β-излучающих радионуклидов внутрь организма. Здесь отмечу тот факт, что бета-излучатели нельзя хранить в свинцовых контейнерах. Из-за слишком быстрого торможения в плотном материале будет возникать вторичное гамма-излучение («тормозное»), обладающее большей проникающей способностью. Защита из материалов с более низким атомным весом, генерирует гамма-излучение с более низкой энергией.
Вместо заключения
Вот такую картинку я бы повесил в тех местах, где возможно появление «мелкодисперсного» уранового стекла, или продуктов из него. Честно говоря я еще могу понять защитников красивейшей флуоресцирующей посуды. Цельный кусок, что с ним станется, особенно со спрятанным за надежной витриной. Но вот мелкие элементы, склонные к истиранию/пылению/проглатыванию детьми, элементы которые находятся в постоянном контакте с кожей — уж увольте. Как минимум должно быть предупреждение, что данный объект бета-радиоактивен на столько-то частиц/см2 х мин. Как максимум — эти бусы/бисер необходимо вообще убрать из доступа. Основной контингент упомянутых в статье магазинов — малолетние девочки, молодые женщины и проч. Не знаю как у читателя, у меня возникает когнитивный диссонанс и нет сил рассуждать как некоторые мои оппоненты, что «по нормам НРБ превышение всего в 2–3 раза». И еще возникает также вопрос «что ж там за уран в этой бижутерии?», может переплав из каких-то старых стеклянных отходов?
Глядя на равнодушие беларуских продавцов бижутерии (равно как и неких условных «контролирующих органов») ясно, что читателям ничего не остается, как вооружится для начала источником длинноволнового ультрафиолета на 360–400 нм (что за оно — см. мою старую хабра-статью) и чувствительным дозиметром. А вооружившись — потратить некоторое время на то, чтобы проверить бисер, бусы, стеклярус, кабошоны, пуговицы и все то, что используется женщинами в их рукоделии и в потенциале может излучать (а может — почти все). Еще раз напомню, что «УФ-проба» не является самодостаточной, т.к. стекло в некоторых случаях может не флуоресцировать (большие концентрации урана, уранаты вместо уранилов и т.п.). Последняя инстанция — чувствительный к альфа-излучению (ну и низкоэнергетической бете) дозиметр.
Ну, а потом что с этим делать — решайте сами. Россиянам можно попробовать сдать во ФГУП «Радон», а можно — раздать радиофилам как дармовой «контрольный источник», не все же им свои дозиметры проверять на мешках с калиевыми удобрениями. Люди эти знают в большинстве своем как работать с такими материалами. В Беларуси единственный вариант — собирать все в мешок и нести в местное отделение МЧС, писать там бумаги&объяснительные. Но фонящие бусы скорее всего заберут на хранение (надеюсь потом они опять в продажу не поступят), но и на том спасибо. А вот проверять магазины никто не пойдет, ибо не в их компетенции…
Благодарности: автор выражает благодарность за помощь в исследованиях всем своим ассистентам и добровольным помощникам, а также талантливейшему беларускому радиоэкологу Александру Н. за его консультации и помощь с исследованиями образцов бижутерии. Отдельное спасибо компаниям Ангиаскан за их Радиасканы 701А, и Радекс за их РД1008. Приборы отработали отлично и завоевали оправданную привязанность тех, кто ими пользовался во время изысканий.
Обращение к читателям. «Если ты смотришь в бездну — бездна тоже смотрит в тебя». Поэтому обращение к моим читателям, которые (ну, а вдруг!) находятся в Германии. Буду искренне благодарен за помощь в поиске книги Henning von Philipsborn, Rudolf Geipe Uranfarben, Urangläser, Uranglasuren, radiometrisch, technisch, historisch. — Theuern. — 2005.