Бизнес, делающий аристократов
Знание истории полезно, как и любое знание, если его применять правильно.
Наверное, семья бергамцев Тассо знала ту часть истории, где рассказывалось об организации почты во времена Римской империи. И это знание позволило им со временем стать основателями самой крупной почты средневековой Европы.
Говорят, что эта семья имеет весьма древние корни, и их предки, аристократы делла Торре, были значимыми людьми в жизни Милана и Бергамо, но пересказывать историю рода, где семейные легенды причудливо переплетаются с фактами, мы не станем. Обратим внимание исключительно на то, что семья Тассо в разные периоды истории занималась доставкой почты еще до того, как эта доставка стала не эпизодическим явлением, а организацией.
Например, предания рассказывают о Амадео Тассо, который в 1290 году, когда Милан захватил и присоединил к себе Бергамо, силами 32 своих родственников, организовал постоянное курьерское сообщение между Миланом, Венецией и Римом. Ничего больше о той «почте» нам не известно, как долго она просуществовала и какое значение имела — не ведомо. Но знаем о папском покровительстве «бергамаскам» — этим словом, которое стало тогда синонимом слова «курьер», называли работников этой службы.
Гонец в средние века. Пеший, как видите. Частенько доставщиков новостей в ранее средневековье называли скороходами (переняв такое обыкновение у арабов), тратиться на лошадей было накладно
Наверное, какие-то отзвуки об этой курьерской службе способствовали тому, что император Священной Римской империи Фридрих III Миролюбивый именно члена семьи бергамасков, некого Руджеро де Тассо, уполномочил (с 1443 года) организовать первую императорскую «конную эстафету» для доставки писем из Вены и Инсбрука, где располагался его двор, в города Аппенин — Бергамо, Рим, Неаполь.
Сразу скажем, что император не прогадал с исполнителем и остался весьма ими доволен, поэтому, когда в правление сына Фридриха, Максимилиана I, встал вопрос об организации не разовых, а регулярных почтовых сообщений, то на арену вполне логично выдвинулся еще один представитель все того же семейства, служащий при императорском дворе, Франческо де Тассо, которого история в дальнейшем будет знать как Франка фон Таксиса — на немецкий просто перевели и его имя, и его фамилию («Тассо» по-итальянски «барсук»).
Вот тут Таксису особенно пригодилось знание римской истории, поскольку с античных времен регулярной почты в Европе не было, а вот знания о том, как это работало во времена Римской империи — были, и Франк фон Таксис начал с того, что занялся обустройством мест смены лошадей, делая всё точно так же, как это было в Древнем Риме. Ему и предстояло создать подобие «курсус публикус», государственной почты Рима.
В Риме станции смены лошадей были поименованы как «Statio posita in…» — «станция, находящаяся в… месте», вот от слова posita и произошло современное нам «почта».
Cursus publicus, государственная почта Римской империи. Римляне умели перенимать лучшее у соседей и доводить это до совершенства, у персов они переняли (и сильно улучшили) и ставшие знаменитыми римские дороги и почту, которую возили по этим дорогам.
Важно будет сказать, что император Максимилиан был одним из самых деятельных и неспокойных людей в истории: он постоянно вел войны, заключал союзы, строил козни против своих противников и продвигал своих апологетов. Ему хотелось держать под контролем абсолютно всё и всех, и он общался, часто и много, не только с королевскими дворами Европы. От его внимания не ускользали князья и графы, епископы и кардиналы, свободные города и торговые союзы, а кроме того, ему надо было «сшивать» своим постоянным вниманием огромные и разрозненные владения Габсбургов, главные части которых, а это Испания, Австрия, Нидерланды и Неаполь — были весьма удалены друг от друга.
Этому и должна была бы способствовать королевская почта и, забегая вперед, скажем, что почта, созданная фон Таксисами, в этом весьма преуспеет.
Возможно, что, если бы не маниакальное стремление Максимилиана держать все под личным контролем, то лучшая из европейских почт, которая получит в дальнейшем наименование «Почта Турн и Таксис», так никогда бы и не возникла, так как у Таксисов было, что называется, мощное конкурентное окружение. Необходимость обмена письмами в то время была уже очень сильна, и повсеместно возникали организации, занимавшаяся письмами (то есть, в теории, император мог бы выбирать из очень богатого спектра предложений).
Посыльный. Гонцов, курьеров и посыльных было много во времена, предшествующие регулярной почте, их можно часто увидеть на изображениях тех времен
Например, существовала монастырская почта, которая занималась обменом корреспонденцией между монастырями и епархиями, от Ватикана до самых окраин континента, и её «почтальоны» — вовсе не обязательно странствующие монахи, зачастую это хорошо вооруженные рыцари на отличных конях.
Рыцарские ордена, в свою очередь, тоже имели собственную почту, среди прочих выделим почту тамплиеров, перевозящих финансовые документы, а зачастую и деньги.
В южной Германии в большом почете была «почта мясников»: так как мясникам, по роду деятельности, приходилось совершать поездки, иногда довольно длинные, для перегонки скота, то они «попутно» доставляли из одного населенного пункта в другой письма. Обязанность эта была признана настолько важной, что многие города даже освобождали членов цеха мясников от прочих городских повинностей — это освобождение и было платой за доставку писем.
Свои почты заводили и торговые союзы, вроде Ганзы, где существовали даже регулярные курьерские маршруты, что качественно выделяло Ганзу на фоне всех остальных конкурентов.
Почта мясников. Почтовый рожок, вошедший в символы многих почт мира изобрели, как принято считать, именно мясники, с его помощью они извещали жителей о своем приближении и те спешили передать им письма
А были еще университетские почты (студенты могли отправить письма родителям и получить письмо от них), разного рода местные почты, когда города или княжества, а то и королевства, заводили собственных курьеров, причем иногда эти «местные» имели довольно большой размах. Как, например, почта, учрежденная эдиктом 1464 года Людовика XI во Франции (кстати, именно в этом эдикте впервые было употреблено слово «почта») — королевским курьерам предписывалось под страхом смерти не брать никакой почты, кроме королевской.
Наконец, крупнейшие и богатейшие торговые дома Европы, вроде аугсбургских купцов Фуггеров и Вальзнеров или ломбардских банкиров Барди и Перуцци имели по всему миру собственные резидентуры и постоянно обменивались письмами, для чего содержали специальный штат посыльных. Переписка шла иногда чрезвычайно бойко, полтора столетия спустя один из гостей Фуггеров, принятый в их доме, напишет, что «бюро Фуггеров более всего похоже на почтовую станцию».
Что смогли всему этому противопоставить Таксисы?
Во-первых, они сконцентрировались не на курьере, а на почте. На постовых станциях меняли не лошадей, а менялся курьер.
Европейские национальные почтовые операторы ведут отсчет рождения почтовой связи с 1490 года, когда Франк де Таксис организовал первый почтовый маршрут между двором императора Максисмилиана I в Инсбруке (позже двор переедет в Вену) и двором его сына, будущего Карла V в Мехелене (и этот двор вскоре переедет тоже, в Брюссель)
Если раньше именно курьер был главным (эта традиция шла с времен, когда корреспонденты не всегда знали грамоту, и часто сообщение передавали на словах), то теперь главным стал почтовый мешок, который передавали на каждой станции свежему человеку на свежей лошади.
Выигрыш во времени был велик, теперь почта от Вены до Брюсселя (первый из почтовых маршрутов Таксисов, от двора Максимилиана ко двору его сына) долетала за 40 часов, почти вдвое быстрее, чем раньше (кстати, риторический вопрос — за сколько письмо от Вены до Брюсселя дойдет сейчас?).
Курьеров Таксисов отличает предельная аккуратность и пунктуальность, это крепкие и хорошо вооруженные люди, отобранные тщательно — с этой прибыльной службы выгоняли всякого, «в ком будет заподозрена порочность». Попасть на эту работу было чрезвычайно сложно, а «вылететь» с этой работы — очень легко, так как основанием для увольнения был не проступок даже, а одно только подозрение в том, что человек способен его совершить.
Убедившись в эффективности почты Таксисов, император на рубеже XV-XVI резко увеличивает количество почтовых маршрутов, и почта Таксисов приходит во все заметные города Испании, Германии, Нидерландов и Италии, сам Франк фон Таксис (к тому времени он получает чин «капитана и хозяина постов») получает немецкое дворянское достоинство и переносит свою «почтовую столицу» в Брюссель, центр коммуникаций.
Потамт Турн и Таксисов в Аугсбурге, одном из самых больших «почтовых хабов»
Таксисы придумали своему детищу название, именуя свой бизнес (с 1495 года) Kaiserliche Reichspost, королевской почтой — почта существует на субсидии императора, но по поводу размеров субсидий возникают постоянные споры, и, после одного из них, наверное, весьма горячего, Франк Таксис принимает судьбоносное решение: отныне его почта доставляет не только императорскую, но так же и частную корреспонденцию, что поменяет почту решительно и кардинально, потому что, понятно, себестоимость напрямую зависит от нагрузки сети, и к почтовой сети это имеет самое прямое отношение. Производительность труда курьера, везущего одно послание или везущего сто писем, отличаются в сто раз…
В дальнейшем Таксисы будут объяснять императорам, что они возят их письма то ли за половину стоимости, то ли и вовсе бесплатно и, не отказывая от субсидий, будут постоянно наращивать свой бизнес, придумывая все новые и новые услуги для самого широкого круга людей, что позволило Таксисам богатеть куда быстрее, чем на одних только императорских субсидиях.
Кроме прямых денежных выплат, Таксисы убеждают императоров передать им (сначала в пользование, а после они зачастую превращают пользование в собственность) места для организации почтовых станций и земли для выпаса лошадей — так род Таксисов со временем станет (и остается таковым и по сей день) одним из самых крупных владельцев недвижимости и земель в Европе.
Почтамты — главные здания почты — строили обязательно в самом центре города, там принималась и выдавалась почта. Даже в небольших городках это было монументальное и солидное здание. На фото — почтамп в Гессене
Дружба и крепкий контакт с императорами не прекращается никогда, благодаря этому Таксисы наращивают, так сказать, свой вес в глазах европейской аристократии, становясь графами, а позже и имперскими князьями, то есть стали принадлежать к весьма немногочисленному кругу рейсхфюрстов, имеющих право голоса при решении всех вопросов в империи, включая выборы императора.
В 1650 году к своей фамилии они добавляют так же фамилию Турн (по-немецки — «башня», подчеркивая свое родство со знатной итальянской линией делла Торре и претендуя на преемственность от этого рода), и с тех пор и семью, и их почтовое детище именуют Турн и Таксис.
Впрочем, дружба с императорами приносит им не только «позолоту» — куда важнее, с точки зрения бизнеса то, что звание «генерал-почтмейстера», специально учрежденное и придуманное для Таксисов, носят все главы рода, а с 1615 года должность императорского почтмейстера и вовсе официально станет наследственной.
Герб имперских князей Турн и Таксис, специалисты по геральдике найдут в этих изображениях массу интересного
Всё это, в свою очередь, поможет сдерживать натиск конкурентов, потому что многие имперские князья в собственных владениях желают устроить свои маленькие почты — титулы позволяют теперь Турн и Таксисам разговаривать с такими на равных, а не с позиции их обслуживающих дворян, что, в свою очередь, в какой-то момент очень поможет продлить жизнь Kaiserliche Reichspost.
В 1648 году начинается франко-голландская война, и из всех многочисленных войн в Европе эту выделяем потому, что Турн и Таксисы ухитряются договорится с королем Франции о том, что даже во времена военных действий их курьеры следуют через территорию Франции без задержек, что сильно укрепляет авторитет и понимание надежности почты в глазах европейцев и создало прецедент, которым в подобных случаях Турн и Таксис будут козырять довольно часто и, как правило, успешно.
Наследственное владение Kaiserliche Reichspost Турн и Таксисы встречают новым достижением: они почуяли ветры перемен, которые были связаны с тем, что каждый город к тому времени выпускал свою газету (часто — несколько газет), и Турн и Таксисы реализуют гениальную задумку — они придумывают подписку на газеты, причем не только на издания внутри собственного города, но и на любую известную подписчику газету из любого города.
Газеты средневековья
Газеты тогда, это относительно новый и необыкновенно важный (в то время эту важность даже не с чем сравнивать) источник информации, и задумка Турн и Таксисов реализуется прекрасно, выводя финансовую прибыльность их почты на заоблачные высоты.
Первыми (главными и основными) подписчиками становятся влиятельные аристократы и королевские дома, для них новости — это часть большой политики…
Характерно, что, несколько десятилетий спустя «управитель России» Ордин-Нащекин, описывая задачи создаваемой в стране «немецкой» (и по направлению её — «в немцы», и по организации, которую пробовали скопировать с Турн и Таксис) почты, задачей которой ставили доставку диппочты, писал о том, что «гонцам необходимо скупать и присылать нам всяческие куранты (то есть новостные издания), какие только встречаться будут».
Другим нововведением Турн и Таксиов стала передача денег. Их курьеры — люди серьезные и даже суровые, их почтовые станции под охраной, и с доставкой денег Королевская Почта справляется безукоризненно.
Плюс еще и в том, что иногда деньги вовсе никуда перевозить не нужно — достаточные суммы со временем копятся на почтовых станциях, и доставить надо не монеты, а поручение о передаче монет.
Так, с начала XVII века, возникает существующая в почтах и поныне услуга «почтового перевода».
Так художники представляли себе римскую почту
Именно на этот период приходится «золотой век» почты Турн и Таксис — в их штате более 20 тысяч курьеров и несколько сотен почтовых маршрутов, обслуживающих большую часть Европы, во многих городах устроены, как мы сказали бы сейчас, «почтовые хабы» — сюда прибывают почтовые мешки, здесь они сортируются передаются на маршруты, есть еще множество городских посыльных, разносящих газеты и письма (а иногда и записочки от одного дома в другой) по адресам.
Турн и Таксисы богаты на зависть многим, деньги они вкладывают не только в расширение и совершенствование почтовой сети, остается еще и на устройство пивоварен, которыми сильно увлеклись представители рода, и на строительство многочисленных и огромных замков и дворцов на их бескрайних землях.
Турн и Таксисы ведут свои дела блестяще, их почта не просто лучшая, она — образцовая, это и хорошо, с точки зрения потребителя, но это и плохо, потому что их многочисленным конкурентам и завистникам есть что взять за образец.
А их конкурентами (и завистниками, конечно, тоже) становятся короли и владетельные князья, все чаще организующие в своих владениях собственные почты.
Авторитет императоров Священной Римской империи, опоры Турн и Таксисов, падает по мере появления и усиления национальных государств, на имперские институты оказывается серьезное давление, и далеко не всегда императоры способны свои институты власти защитить, приходится уступать…
Регенсбург, бывшая столица Баварии и некоронованная «столица Дуная», на долгие годы ставший главной резиденцией Турн и Таксисов
Стараниями Турн и Таксисов, почта набрала уже такое значение и представляется таким лакомым, с финансовой точки зрения, кусочком, что своей почтой стремятся обзавестись все — и территории обслуживания почты Турн и Таксис, которые совсем еще недавно представлялись незыблемой и постоянно растущей империей, начинают медленно сжиматься.
В самом начале XVIII века Турн и Таксисы переезжают в Регенсбург, город, знавший и лучшие времена, некогда считавшийся неофициальной «столицей Дуная» — именно там, в южногерманских землях, теперь центр их «владений», от их услуг начинают медленно, но верно отказываться одно государство за другим, и в конце того века с Турн и Таксис остаются только те мелкие князья, которые не в состоянии содержать собственную почту финансово (заметим, что идеи нажиться на устройстве почты как своей собственности очень быстро для большинства стран обратились в прах, и не только повторить бизнес-успех Турн и Таксис, но хотя бы работать без убытков, до сих пор могут не все почты).
Наполеоновские войны и вовсе оборачиваются для Турн и Таксис бедой — в 1806 году последний император Священной Римской империи Франц II Габсбург отрекается от титула, освобождает всех, служивших ему, от присяги, и распускает все свои службы, в том числе, понятно, и почту.
Для Турн и Таксисов отлучение от имперских обязанностей (и имперских субсидий, конечно же), разумеется, беда и большой удар, но вовсе не конец их истории — их детище, пусть и в сильно усеченном виде, пусть и на фоне непрекращающихся войн, все еще прибыльно.
Венский конгресс. Благодаря своему особому статусу имперских князей Турн и Таксисы стали его участниками и сумели убедить других принимать решение с учетом их интересов
Как часто случается, за политическим ударом, даже таким масштабным, как крах Священной Римской империи, следует политический успех — на венском конгрессе в 1815 году тема почты Турн и Таксис занимает отдельное место в повестке дня, понимая, что свою монополию на почту удержать уже невозможно, Турн и Таксисы ставят вопрос о том, что государства, отказывающиеся от их услуг и заводящие собственную почтовую монополию внутри своей страны, должны будут выплатить им компенсацию за их финансовые убытки. Решение это, заметим, станет для потомков генерал-почтмейстеров эпохальным, но все это позже, а пока — работа зовет, после войн Европа приходит в себя и оборот писем и объемы подписки резко растут.
В 1840 году школьный учитель из Лондона Роуленд Хилл начинает реформировать почту Англии, вводя необыкновенные перемены — отныне за почту платит не получатель, в отправитель, для чего появляются почтовые марки, цены на письмо Хилл снижает в 12 (!!!) раз, делая, таким образом, переписку доступной не только для состоятельных господ, но и для всех слоев общества, и объемы почтовой корреспонденции в Англии уже в первый год проведения его реформы вырастают более чем в 60 раз, причем повсеместное использование железных дорог для доставки почты сильно снижает себестоимость отправлений.
Кроме того, Энтони Троллоп, знаменитый в Англии романист, работавший в королевской Почте, несколько позже придумывает почтовые ящики для сбора писем.
Роуленд Хилл и одно из самых замечательных его изобретений, первая в мире почтовая марка, получившая название «черный пенни»
Из европейских почт первыми на эти новшества обращают внимание те, кому это больше всего надо (а может, просто их лучше понимаю те, кто много веков уже «в теме»?), и почта Турн и Таксис первыми на континентальной части вводит эти новшества у себя.
Правда, свои собственные почтовые марки (ныне раритет и объект охоты коллекционеров) Турн и Таксис выпустят только в 1852 году.
Закончит свое почти 400-летнее существование почта Турн и Таксис в 1867 году, когда вольный город Франкфурт-на-Майне, бывший в ту пору «почтовой столицей» Турн и Таксис, был захвачен прусскими войсками.
Пруссия, исполняя решение венского конгресса, упраздняет почту Турн и Таксис, выплатив владельцам компенсацию в 3 млн. талеров.
Это — конец славной истории почты Турн и Таксис, во многом по образу и подобию которой, копируя (и развивая в дальнейшем) их достижения, существуют сейчас все почты мира.
Дворец Турн и Таксисов в Регенсбурге, размером с целый город
Но, конечно, это не конец истории рода Турн и Таксисов, состояние которых Форбс оценивает сейчас в сумму, превышающую миллиард евро, и нынешний глава которого, 12 принц Альберт Мария Ламорал Мигель Йоханнес Габриэль Фюрст фон Турн унд Таксис, считается одним из самых завидных женихов Европы.
Замок Турн и Таксисов в Регенсбурге, где сейчас живет семья, внесен по некоторым параметрам (количество комнат, например) в книгу рекордов Гиннеса.
При замке существует и музей Турн и Таксисов, где можно полюбоваться произведениями искусства, собранными членами семьи или полученными ими в качестве компенсации от немецких княжеств за лишение их почтовой монополии (у многих не было денег на компенсации, и выплаты были произведены либо землями, либо художественными ценностями), а так же приобрести настольную игру «Королевская почта Турн и Таксис» и выпить пива из пивоварен Турн и Таксис.
12-ый принц Турн и Таксис Альберт, знатнейший из холостяков Европы
А еще принято считать, что эта благородная фамилия, благодаря придуманному им прогрессивному «счетчику» стоимости перевозки, которая зависела от расстояния, звучит теперь с словах «такси» и «такс» (tax), налог.
Одним словом, жизнь продолжается, правда, теперь — Турн и Таксисы отдельно, а почтовая связь — отдельно.
Александр Иванов для блога VDSina.ru
На правах рекламы
VDSina предлагает недорогие серверы на Linux или Windows — выбирайте одну из предустановленных ОС, либо устанавливайте из своего образа.
Подписывайтесь на наш чат в Telegram.