Билл Гейтс: готовиться к пандемии нужно еще до ее появления
Привычному нам миру много чего угрожает. Это и возможность падения астероида на Землю, и действия террористов, ядерное оружие, болезни. Да много чего. Ученые стараются разрабатывать различные инструменты борьбы с этими угрозами, хотя и с переменным успехом.
Билл Гейтс считает, что «легко в учении — тяжело в бою», и призывает всех готовиться к новой пандемии. Никто не знает, что это будет за пандемия, как она будет распространяться или кто будет ею затронут. Но становится понятно, что мир не готов к этому событию. Доказательством может служить та же вспышка заражений людей вирусом Эбола в Африке, а потом и в других странах.
Медики оказались неготовы к тому, что масса людей заболеет, победить Эбола удалось с большим трудом. Вполне может быть, что в следующий раз проблема окажется гораздо более серьезной и справиться с ней так легко уже не получится. Такая угроза была озвучена на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Представители многих стран согласились с этим мнением, решив начать финансирование CEPI (Coalition for Epidemic Preparedness Innovations) — коалиции, взявшей на себя обязательство борьбы с эпидеями. В проекте приняли участие, кроме прочих стран, Норвегия, Индия, Япония и Германия. Средства в борьбу с грядущими эпидемиями и пандемиями вкладывает также Wellcome Trust плюс Фонд Билла и Мелинды Гейтс.
Основное направление работы CEPI — создание вакцин, которые могут стать эффективным инструментом в борьбе с еще неизвестными патогенами, которые будут угрожать человеку в будущем. Сейчас вакцины помогают бороться с рядом опаснейших заболеваний, которые ранее считались смертельными. Собственно, без вакцины они смертельны и сейчас, так что все, что отделяет нас от большого числа тяжелейших заболеваний — это именно вакцина.
CEPI будет работать совместно с правительствами разных стран (о чем уже говорилось выше), бизнесменами, фармацевтическими компаниями и производителями вакцин, некоммерческими организациями, институтами и университетами. Все это делается ради одной цели — заблаговременная разработка средств и методов противодействия пандемиям.
Традиционные способы разработки вакцин — слишком медленные и неэффективные. Они приводят к тому, что надежные средства борьбы с опасными инфекционными и вирусными заболеваниями если и появляются, то слишком поздно в случае внезапной атаки патогенных микроорганизмов. Быстро распространяющиеся эпидемии не дают времени на раскачивание, необходимо работать очень быстро. Сейчас же средний срок разработки вакцины составляет более 10 лет.
К чему может привести отсутствие надежного средства борьбы с болезнью хорошо знают все. Достаточно вспомнить распространение «испанки» — опаснейшего штамма вируса, который поражал жителей многих регионов нашей планеты в начале 20-го века. Тогда этот вирус стал причиной гибели миллионов человек. Испанский грипп или «испанка» был, вероятней всего, самой массовой пандемией гриппа за всю историю человечества в абсолютных цифрах как по числу заразившихся, так и умерших. В 1918—1919 годах (18 месяцев) во всем мире испанкой было заражено около 550 млн человек, или 29,5% населения планеты. Умерло приблизительно 50—100 млн человек или 2,7—5,3% населения Земли, что позволяет считать эту эпидемию одной из наиболее масштабных катастроф в истории человечества. Сейчас человека успел напугать вирус Эбола и вирус Зика, с которыми пока удается справляться.
Во многом, успешная борьба с этими вирусами обусловлена способом их распространения. Один вирус распространяется с жидкостями тела (то есть нужен непосредственный контакт больного со здоровым человеком, так в большинстве случаев происходит заражение). Другой разносится определенным видом комаров, то есть насекомыми, с которыми можно бороться, и довольно эффективно. Но если бы какой-то из этих вирусов распространялся бы по воздуху, то людям пришлось бы гораздо хуже. А гарантии того, что так не случится в ближайшем же будущем, просто нет. Для жителей густонаселенных регионов подобный вирус будет представлять особую опасность.
И не только потому, что заболевание может быть смертельным. Но и потому, что разработать вакцину против такого заболевания человек бы просто не успел, как говорилось выше. Билл Гейтс надеется на то, что CEPI справится со своей задачей. Изначально организация получит для работы сумму в $460 млн. Задача — использовать наиболее современные способы разработки вакцин, созданные учеными, коммерческими частными и некоммерческими государственными организациями. Работа CEPI будет состоять из двух основных направлений. Первое — разработка эффективных методов создания вакцин, которые можно было бы применить в случае появления неизвестного сейчас патогена. И второе — создание вакцин против патогенных микроорганизмов, о которых известно, что они собой представляют. Пример — тот же вирус Эбола.
Работа над ликвидацией последствий испанки
По мнению авторов проекта, помочь в осуществлении задуманного может генетика, которая сейчас развивается очень активно. При помощи генной инженерии можно изменить клетки организма человека таким образом, чтобы мы сами вырабатывали необходимые для борьбы со смертельными заболеваниями антитела. То есть речь идет о так называемой «генетической вакцине», которая действует немного иным способом, нежели стандартные вакцины, где используются ослабленные или мертвые микроорганизмы.
Новые методы создания вакцин помогут нам быть более уверенными в своем будущем — это раз. И два — они же будут способствовать эффективной борьбе человека с современными опасными заболеваниями, такими, как малярия, ВИЧ и другими.
Участники проекта будут стараться сделать все, чтобы на разработку новых вакцин уходило меньше времени, а госрегуляторы разных стран быстрее принимали решение о возможности использования того либо иного нового средства после его успешных испытаний. Только в этом случае борьба с патогенами может быть максимально эффективной.
По мнению Гейтса, крайне необходимо создать еще и глобальную систему уведомлений о возникающих угрозах и связанную с ней систему быстрого реагирования. Причем только лишь CEPI не сможет дать человеку все, что необходимо для борьбы с пандемиями. Помимо этого, нужна и дополнительная работа. В сеть быстрого реагирования будут входит тысячи больниц со всего мира, которые первыми смогут определить наличие нового опасного патогена и тут же забить тревогу. Для этого нужны и специально подготовленные специалисты, чьей задачей будет разработка методов борьбы с названной угрозой и непосредственная борьба.
Система наблюдения за пациентами тоже должна претерпеть изменения и стать более эффективной. Для этого нужа подготовка еще одного класса специалистов, которые смогут и за пациентами наблюдать, и принимать непосредственное участие в оперативной ликвидации последствий пандемии или эпидемии.
Патогенные микроорганизмы — плохо, устойчивые к антибиотикам бактерии — еще хуже
«Я бы хотел надеяться, что в ближайшие десять лет нам не грозит какая-то эпидемия вроде эпидемии гриппа-испанки. Мне кажется, что у нас будут значительно более качественные и надежные инструменты, мы сможем более эффективно реагировать, но сейчас мы уязвимы в том случае, если какая-то инфекция будет распространяться так же быстро, как грипп», — заявил Гейтс.
По его словам, опасаться также нужно ростом резистентности микроорганизмов к антибиотикам. Сейчас этому способствует неправильное и чрезмерно активное использование этих препаратов в мире. Ошибки в процедуре лечения относительно простых заболеваний при помощи антибиоткиов приводят к тому, что возбудители туберкулеза, малярии и прочие зловредные микроорганизмы приобретают резистетность к лекарственным препаратам.
Билл Гейтс не единственный человек, кто опасается резистентных к антибиотикам бактерий. Медики прогнозируют, что к 2050 году такие актерии будут убивать уже по 10 миллионов человек в год по всему миру. Вероятно, в ближайшие десятилетия подобные сверхбакерии смогут стать одной из главных причин смертности на Земле, обогнав даже такие «традиционные» причины, как онкологические заболевания, автокатастрофы и войны.
На данный момент количество смертей, вызванных устойчивыми к антибиотикам микробов не так велико: около 700 тысяч человек в год. Тем не менее, этот показатель продолжает увеличиваться.
А не так давно ученые смогли получить очередное доказательство того, что человек умер из-за негативного воздействия на его организм резистентного микроба. Как оказалось, причина смерти — бактерия Klebsiella pneumoniae. Женщина, которая путешествовала по Индии, вернулась домой, после чего ее поместили на карантин. Чуть позже врачи обнаружили в организме пациентки бактерию, устойчивую практически ко всем известным антибиотикам. Эта бактерия получила устройчивость к 26 антибиотикам, включая аминогликозиды и полимиксины. Также она частично устойчива к тигецилину — антибиотику, который был специально разработан для борьбы с резистентными микробами.
Хуже всего то, что новые антибиотики появляются крайне редко. Причина практически та же, что и с вакцинами — необходимость проведения продолжительных во времени процедур тестирования новых лекарственных препаратов. Плюс у регуляторов занимает большое количество времени одобрение новых препаратов. В среднем, создание нового лекарства с выведением его на рынок в США занимает около 12 лет. Бывают и более сложные случаи. Например, фармацевтическая компания Paratek Pharmaceuticals более 20 лет ждет одобрения разработанного ею антибиотика.
Что же делать?
В принципе, план, предложенный Гейтсом, достаточно реалистичный и главное, его можно реализовать в относительно сжатые сроки. А поскольку все это еще и неплохо финансируется, надо думать, что проект будет развиваться быстрыми темпами.
Ведь опасность действительно реальна. Эксперты напоминают, что мы никогда не будем точно знать, где «выстрелит» в следующий раз. Это сновам может быть африканская глубинка, но эпицентром может стать и центр мегаполиса. И ко всем таким случаям человек должен быть готов и находиться во всеоружии.