Бесплатные инстансы в облаках — это ловушка
Говорят, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. С облачными сервисами похожая ситуация. Конечно, можно получить что-то бесплатно или с большой скидкой. У компании есть бюджет на привлечение клиентов. Но потом она рассчитывает всё окупить сполна.
В итоге вокруг бесплатных сервисов начинается игра в кошки-мышки. Пользователи в роли мышки пытаются стащить «сыр». А облачный провайдер применяет всякие трюки, чтобы списать с «халявщиков» деньги и прихлопнуть самых живеньких.
Посмотрим, что предлагают облака в качестве приманки.
AWS
Почти у всех сервисов AWS есть определённый уровень бесплатного использования, в том числе бессрочного, сразу после регистрации аккаунта.
Например, бесплатно доступны 750 часов процессорного времени EC2 на микроинстансах типа t2.micro
или t3.micro
, 5 ГБ дискового пространства на S3, один миллион запросов в месяц AWS Lambda и так далее.
AWS рассчитывает, что клиент заглотит наживку, будто можно поднять бесплатный сервер и 12 месяцев спокойно пользоваться им.
Google Cloud
Google предлагает более 20 бесплатных продуктов и $300 в подарок на оплату остальных услуг в течение 90 дней.
Программа Google Cloud Free Tier предусматривает месячные бесплатные лимиты. Например, 9 часов в день работы инстансов B, 0,5 ГБ дискового пространства и так далее. За превышение лимита снимут деньги с карты, введённой при регистрации, по стандартным тарифам с посекундной тарификацией.
Microsoft Azure
В Azure стандартная схема, где основные сервисы дают бесплатно на 12 месяцев, а вспомогательные навсегда, плюс $200 кредиты на платные услуги (здесь имеются в виду бонусные 200 долларов, которые можно потратить на платные услуги в течение 30 дней после регистрации). Вот полный список, в том числе:
- Виртуальные машины Linux и Windows (750 часов в месяц, 12 месяцев)
- Базы SQL, MySQL, PostgreSQL (750 часов в месяц, 12 месяцев)
- Архивное хранилище. Локально избыточное (LRS) или геоизбыточное (GRS) на 10 ГБ, а также 100 операций чтения (12 месяцев)
Как обычно, для подключения бесплатных сервисов требуется банковская карта.
Oracle Cloud
По программе Oracle Cloud Free Tier некоторые сервисы выдают бесплатно «навсегда», а некоторые — на 30 дней.
Бесплатно «навсегда»
- Две вычислительные виртуальные машины на базе AMD с 1/8 OCPU и 1 ГБ памяти каждая
- Четыре ядра Ampere A1 и 24 ГБ памяти на базе ARM, используемые как одна виртуальная машина или до 4-х виртуальных машин
- Два тома блочных хранилищ, всего 200 ГБ
- Объектное хранилище: 10 ГБ
- Архивное хранилище: 10 ГБ
- Resource Manager: управляемое решение Terraform
- Пять сервисов OCI Bastions
Как вариант, на таком «вечном» инстансе можно поднять бесплатный личный VPN.
Бесплатно на 30 дней
Сервисы Free Trial можно использовать до тех пор, пока не будут израсходованы бонусы $300 или пока не истечёт их срок действия в 30 дней (смотря что наступит раньше):
- Множество сервисов Oracle Cloud, в том числе СУБД, Analytics, Compute и Container Engine for Kubernetes
- До 8 экземпляров всех доступных сервисов
- До 5 ТБ доступного объёма хранилища
Осторожно: Oracle иногда удаляет созданные ресурсы без предупреждения. Есть предположение, что компания периодически «пингует» банковскую карту транзакциями по 1 евро. Если карта перестала работать, то ресурсы могут удалить.
Да и «вечные» инстансы долго не проживут, это очевидно. Просто слово «навсегда» красиво выглядит в рекламе для заманивания аудитории.
Развод на деньги. Как это делается
Облачные сервисы используют несколько типичных трюков, чтобы аккуратно и незаметно развести владельца бесплатного инстанса на платные услуги. Некоторые из этих приёмов используют и другие компании в электронной коммерции. Другие уникальны конкретно для облачных сервисов.
Рассмотрим типичные приёмы.
Первый шаг. Привязать карту
При подписке на бесплатный инстанс сервис просит ввести данные банковской карты. Спрашивается, зачем вводить платёжные реквизиты, если инстанс совершенно бесплатный? Обычно фирма вводит в заблуждение пользователя и объясняет, что эти данные нужны якобы для проверки личности.
Платёжные реквизиты нужны якобы для проверки личности
Это не совсем так. На самом деле платёжные реквизиты берут для того, чтобы снять деньги за платные услуги, которые появятся в будущем. Иногда незаметно для клиента. Это ключевой этап регистрации. Без ввода платёжных реквизитов пользователя никогда не зарегистрируют, какие бы документы он ни предоставил в подтверждение своей личности. Фирме не нужно никакое подтверждение личности, ей нужны деньги.
На каждом уровне «бесплатных тарифов» расставлены ловушки. Даже через несколько месяцев после удаления бесплатного инстанса с карты могут снять деньги за платные услуги.
Бесплатный сервис превращается в платный
Легальность «развода» обеспечивает текст договора, который подписывает пользователь при регистрации. В условиях обычно обозначено, что пользователь соглашается на оказание ему платных услуг по окончании бесплатного демонстрационного периода.
Здесь расчёт идёт на то, что пользователь не будет подробно изучать условия договора и пропустит мимо внимания данный факт.
А если и обратит на него внимание, то спустя какое-то время забудет расторгнуть договор перед окончанием бесплатного периода. Компании отлично знают о такой забывчивости пользователей. Поэтому некоторые из них не стесняются честно рассказывать о механике платной подписки и предупреждать, что через месяц нужно прекратить подписку, если вы не хотите переходить на платный тариф. Всё равно через месяц часть клиентов забудет это сделать.
Когнитивные искажения
Затем происходит странное. Забыв прекратить подписку и столкнувшись с необратимой потерей денег, часть клиентов принимает добровольное решение пользоваться услугами компании.
Этот, на первый взгляд, парадоксальный феномен объясняется тем, что людям неприятно признавать свои ошибки и бессмысленно терять деньги из-за забывчивости. Переход на добровольную подписку избавляет от неприятных ощущений и меняет оценку произошедшего. Ошибка перестаёт выглядеть ошибкой в глазах человека, а просчёт волшебным образом превращается в «выгодную инвестицию» или «удачное стечение обстоятельств». Вероятно, это связано с когнитивным искажением, которое известно как вера в справедливый мир. Если в двух словах, это искажение заставляет находить смысл в самых случайных явлениях и поступках, просчётах. С помощью креативного самообмана (перенастройки контекста) люди пытаются превратить поражение в победу — и использовать сложившиеся обстоятельства с выгодой для себя.
Чем больше клиент использует облачный сервис — тем сильнее он уверяется в правильности сделанного выбора, в силу склонности к подтверждению сделанного выбора и стандартного приукрашивания прошлого.
Что бы там ни происходило в головах обманутых клиентов, но бизнес это использует. Часть людей действительно не уходит после «мошенничества», а превращается в клиентов. Они искренне рады, что в своё время забыли расторгнуть договор перед окончанием бесплатного периода.
Такую схему используют многие платные сервисы с бесплатным пробным периодом, такие как интернет-кинотеатры.
Выход за квоту
Подписка на платный сервис — самый важный этап в запуске конвейера финансовых потоков от клиента к облачному сервису.
Дальше этот конвейер работает как часы. Чтобы подсадить пользователей на новые услуги и сервисы, ему предлагают бонусы и «бесплатные квоты».
Тарификация облачных сервисов грамотно рассчитана, чтоб при использовании одной бесплатной услуги другая услуга выходила за квоту и тарифицировалась по максимуму.
Загнать в долги
Описанные облачные сервисы заявляют: клиент «платит только за то, что реально использует», не более того. В реальности их бизнес-модель основана на противоположном тезисе. Для максимального увеличения рентабельности сервис должен выжимать максимум денег. В том числе через неадекватное масштабирование, то есть за оплату услуг, которые пользователю не нужны.
С этой целью внедряются системы вроде автоматического масштабирования, которые по малейшему триггеру или из-за ошибки в конфигурации легко загоняют клиента в долги.
Другой способ — взимать плату не за использованную, а просто за заказанную услугу, даже если она реально не была использована. В любом случае клиент платит за то, что ему не нужно.
Если внимательно не отслеживать тарифы и счета от таких облачных провайдеров, то эти счета будут расти и расти. Бывает, что из-за неожиданных изменений тарификации месячный счёт вырастает на порядок.
Вывод
В общем, бесплатный сыр действительно есть только в мышеловке. В облаке удобно проводить эксперименты с разными конфигурациями памяти и CPU, а также переход в облака поможет сократить издержки на IT-отдел некоторым компаниям.
Облако хорошо подходит для некоторых специфических задач, о примерах которых мы расскажем в других материалах. Поиграться бесплатно никто не мешает, но лучше использовать платные вариации с гарантией и без обманных манёвров с нечестной ценой или заманухой. Мы рекомендуем пользоваться только проверенным сервисом с прозрачными услугами, где вас не будут разводить на непонятные дополнительные услуги, чтобы вы никуда не могли сбежать.
НЛО прилетело и оставило здесь промокоды для читателей нашего блога:
— 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.
— 20% на выделенные серверы AMD Ryzen и Intel Core — HABRFIRSTDEDIC.