Беспилотные автомобили обучают премудростям вождения в Grand Theft Auto V
На Geektimes есть много материалов об автопилотах для машин, робомобилях и прочих связанных темах. Несмотря на то, что разработкой новых систем занимается большое количество компаний, до массового появления робомобилей на дорогах, по оценкам специалистов, еще осталось лет 5, а то и 10. Все потому, что текущая форма искусственного интеллекта, кто бы ее ни разрабатывал, представляет собой просто нейросеть, с теми либо иными возможностями.
Проблема не только в том, что системы автономного управления относительно простые, а и в том, что у разработчиков не хватает времени для обучения автопилота. Его нужно «натаскивать» на реальных примерах, а не только тестовых полигонах. Но для того, чтобы получить более-менее удовлетворительные результаты, необходимы тысячи и тысячи километров. Катаясь по дорогам общего пользования, робомобили могут получать информацию о различных нестандартных ситуациях, буквально ежечасно сталкиваясь с проблемами.
Пока что лучшие результаты показывают робомобили Google, проехавшие уже сотни тысяч или даже миллионы километров по самым разным дорогам. У того же Uber, например, ситуация гораздо хуже. А времени обкатывать систему не так много — ведь вперед могут выйти (и выходят) конкуренты. Что же делать? Вероятно, выходом может быть виртуальная реальность, включая игры.
Разработчикам следует поторопиться, если они хотят быть первыми. А помочь в ускорении процесса создания реальных робомобилей может помочь компания Nio. Это еще один стартап, который занимается разработкой электромобилей с автономной системой управления. По словам руководителя компании Дэвида Баччета, новые технологии, предлагаемые Nio, помогут вывести полностью автономные мобили на дороги общего пользования к 2020 году. Какие планируется использовать технологии? Симуляцию в виртуальной реальности. «Зависеть от данных, получаемых автомобилями на дорогах — это не практично», считает Баччет. Он говорит, что слабую форму ИИ, которая управляет автомобилем, нужно обучать в играх.
А именно — играх, которые максимально приближены к реальности в плане дорог и ситуации на них. По мнению некоторых специалистов, такой игрой может быть Grand Theft Auto V. Конечно, для того, чтобы погрузить ИИ в такую игру, нужны специальные алгоритмы. Их разработкой сейчас и занимаются представители как Nio, так и некоторых других компаний.
В последней части игры о бандитах и автомобилях от Rockstar — 262 типа различных транспортных средств, 1000 моделей поведения пешеходов и встречающихся на дороге животных, 14 разновидностей погодных условий и огромное количество видов дорог, шоссе, мостов, тоннелей и систем сигналов.
Идея состоит не только в том, что дороги виртуального города Лос Сантос могут заменить ИИ поездку по реальному асфальту. Большим плюсом можно назвать и то, что условия виртуального окружения можно изменять, а вот в обычной ситуации смоделировать ту либо иную ситуацию на дороге вряд ли можно. «Это богатейшее виртуальное окружение, откуда мы можем извлекать данные», — заявил Алан Корнчаузер, профессор Принстона, который со своей командой занимается разработкой умных автомобилей с автономной системой управления.
В виртуальной реальности можно без проблем проехать пару миллионов километров в день, эмулировав тысячи дорожных происшествий и ситуаций. Например, одновременное перестроение трех соседних автомобилей на скоростной трассе.
При тестировании робомобиля на обычной дороге ряд ситуаций, которые в принципе возможны, могут никогда не встретиться. В результате ИИ не получит необходимой информации и попасть в беду, если в будущем такая ситуация все же случится. Но в виртуальной реальности можно моделировать что угодно в любом количестве.
Сейчас к виртуальной реальности с интересом присматривается проект Waymo. «Мы можем воспроизвести точную ситуацию и предсказать при помощи симуляции что может случиться, если машина окажется на дороге в автономном режиме вождения», — заявили представители компании.
Несмотря на все успехи робомобилей (а их все же немало), человек по-прежнему реагирует на различные ситуации на дорогах гораздо быстрее. Именно человек может решить непредвиденную ситуацию за пару секунд, несмотря на то, что такая ситуация встретилась для конкретного автомобилиста впервые.
Кстати, даже, когда ИИ будет готов выйти на дороги, появляется еще одна проблема — правила дорожного движения и сертификация робомобилей. В США различные штаты по-разному регулируют работу автоматических систем на дорогах. Где-то они разрешены на дорогах определенного типа, а где-то запрещены вообще. Сейчас крупные компании, которые занимаются разработкой робомобилей, понемногу изменяют ситуацию в свою пользу. Так что к 2020 году, когда, по мнению многих, автомобили, ведомые ИИ, выйдут на дороги, возможно, их езде уже никто и ничто не будет препятствовать.