Белый дом обнародовал стратегию развития космической ядерной энергетики. Spacenews
от Джеффа Фоаст -16 декабря 2020 г.
Первоисточник:
Иллюстрация ядерного реактора Kilopower на Луне. Развитие технологий ядерной энергетики для использования на поверхности планет является ключевым элементом «дорожной карты», включенной в Директиву #6 космической политики. Фото: НАСА.
ВАШИНГТОН. 16 декабря Белый дом выпустил новую директиву по космической политике, призванную служить стратегической «дорожной картой» для развития космической ядерной энергетики и технологий для двигателей.
В Директиве по космической политике SPD-6, озаглавленной«Национальная стратегия космической ядерной энергии и движения», обсуждаются обязанности и области сотрудничества федеральными правительственными агентствами в развитии потенциала, начиная от ядерных энергетических систем на поверхности планет и заканчивая ядерными тепловыми двигателями, известными под общим названием space nuclear power and propulsion (SNPP).
«Этот меморандум устанавливает национальную стратегию по обеспечению разработки и использования систем SNPP, когда это целесообразно, для обеспечения и достижения научных, исследовательских, национальных и коммерческих целей Соединенных Штатов», — говорится в 12-страничном документе.
SPD-6 устанавливает три принципа развития космических ядерных систем: безопасность, защищенность и устойчивость. Он также описывает роли и обязанности различных агентств, занимающихся разработкой, использованием или надзором за такими системами.
Тем не менее, большая часть документа представляет собой «дорожную карту» для развития ядерной энергетики и двигательных установок. В нем поставлена цель — к середине 2020-х годов разработать возможности по переработке уранового топлива, необходимые для надводных силовых установок и космических двигательных установок. К середине-концу 2020-х годов НАСА завершит разработку и испытания ядерной энергетической системы на поверхности Луны для лунных миссий, которую можно будет масштабировать для последующих миссий на Марс.
SPD-6 требует к концу 2020-х годов создать «технические основы и возможности», необходимые для ядерных тепловых двигательных установок. Он также ставит цель к 2030 году разработать передовые радиоизотопные энергетические системы, версии радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГов), которые давно используются в миссиях НАСА.
Многие инициативы, описанные в SPD-6, уже реализуются. НАСА работает с Министерством энергетики (DOE) над проектом под названием Kilopower по разработке ядерных реакторов на поверхности планет, включая усилия по поиску предложений по разработке реактора для использования на Луне. НАСА также изучает ядерные тепловые двигатели, инициативу, поддержанную некоторыми в Конгрессе, которые выделили финансирование программе космических технологий НАСА для этих направлений.
«У нас есть эти отдельные инициативы — ядерная тепловая энергия, разработка Kilopower — и то, что мы пытаемся сделать, — это собрать воедино общую операционную картину для Министерства обороны, НАСА и Министерства энергетики», — сказал высокопоставленный чиновник администрации, говоря об истории вопроса SPD-6.
Эта «дорожная карта» и график работ также предназначены для определения приоритетов проводимых мероприятий. Ядерная энергия на поверхности планет необходима в ближайшем будущем для поддержки лунных миссий в конце этого десятилетия, особенно для того, чтобы справиться с двухнедельной лунной ночью. Ядерные тепловые двигательные установки, а также альтернативные технологии ядерных электрических двигателей менее важны, поскольку они в первую очередь предназначены для поддержки более поздних миссий на Марс.
«Эти вещи важны для полета на Марс, — сказал чиновник о ядерной двигательной установке, — но сначала мы сделаем для Луны и используем земные возможности и технологии, чтобы закрепиться на Луне».
Еще одна проблема, рассматриваемая в SPD-6, — это использование различных типов урана. В испытаниях 2018 года в рамках программы Kilopower использовался высокообогащенный уран, или ВОУ. Этот проект, а также обсуждения в НАСА и Министерстве энергетики США по использованию ВОУ для космических реакторов вызвали озабоченность в сообществе нераспространения ядерного оружия. Они были обеспокоены тем, что это может создать прецедент для возобновления производства ВОУ, который также используется в ядерном оружии.SPD-6 ограничивает, но не запрещает использование ВОУ в космических ядерных системах. «Перед выбором ВОУ или, для реакторов деления, любого ядерного топлива, отличного от низкообогащенного урана (НОУ), для любого конкретного проекта или задачи АЭС спонсирующее агентство должно провести тщательный технический анализ для оценки жизнеспособности альтернативных ядерных топлив».
«Мы хотим держать в уме проблемы нераспространения в первую очередь», — сказал высокопоставленный чиновник администрации. «Мы не хотим обязательно исключать ВОУ, если это единственный способ выполнить миссию, но мы хотим сделать осознанный выбор».
Эта политика, по словам одного из официальных лиц, «устанавливает чрезвычайно высокую планку» для использования ВОУ в космических системах не в целях обороны, сославшись на прогресс в области высокообогащенного урана с высокой пробой, который может обеспечить уровни мощности, аналогичные системам с ВОУ, только с умеренными изменениями массы.
Белый дом опубликовал SPD-6 через неделю после того, как он опубликовал новую национальную космическую политику во время заседания Национального космического совета. В этой более широкой политике кратко рассматривались космическая ядерная энергетика и двигательные установки, обсуждались роли различных агентств, но не упоминалась «дорожная карта» или другие детали, отраженные в SPD-6.
Многие думали, что публикация государственной космической политики завершит работу администрации по космической политике, но документ SPD-6 стал чем-то вроде неожиданности. Высокопоставленный чиновник администрации сказал, что работа над различными директивами космической политики и национальной космической политикой замедлилась из-за пандемии коронавируса, но не исключает дополнительных объявлений в оставшиеся пять недель администрации Трампа.
Первоисточник:
От себя:
Не Starship-ом единственным видится развитие космонавтики американской власти (особенно в дальних и длительных миссиях). Определены приоритеты (ядерный реактор для поверхности планет на базе Kilopower) и сроки (середина-конец 20-х для реактора и 30-е годы для ядерных двигателей). Использование ядерной энергетики в космонавтике является одним из приоритетов развития космической техники. Еще и русские «давят» со своими проектами «ядерного буксира» и ядерной энергетической установки для Луны.