Банки попросили «Ростелеком» снизить тарифы на его программный модуль «КриптоSDK»
Банки просят «Ростелеком» пересмотреть и снизить тарифы на его программный модуль «КриптоSDK», необходимый для защиты данных при работе с Единой биометрической системой. Для небольших банков тариф слишком высок, а разбивка по пакетам не удовлетворяет всех потребностей. Это следует из письма Ассоциации банков России, пишут «Ведомости».
Ответ на письмо в ассоциации не получили, рассказал вице-президент АБР Алексей Войлуков. По его словам, «Ростелеком» сообщил, что готов обсуждать возможность корректировки условий для небольших банков, но полноценных встреч или обсуждений до сих пор не было. Представитель «Ростелекома» от комментариев отказался.
Программный модуль «КриптоSDK» запустили в октябре 2021 года. Он позволяет банкам проводить идентификацию и аутентификацию клиентов по биометрии с помощью ЕБС в собственном приложении, выполняя все требования по защите данных.
На рынке отсутствуют альтернативы модуля для встраивания в приложения, сказал представитель банка «Зенит». В письме АБР говорится, что модуль — единственное ПО, отвечающее всем требованиям ЦБ в области информационной безопасности и созданное на основе согласованного с ФСБ техзадания.
Модуль необходим банкам, которые покупают вендорское решение, — в нём нет необходимости у тех, кто создаёт собственное решение по защите биометрических персональных данных, объяснил представитель Россельхозбанка. Сам банк разрабатывает своё решение, которое сейчас проходит процедуру сертификации, добавил он.
На момент запуска модуля одна активация ПО одним пользователем стоила банку 2,99 рублей, при этом оплата была по факту использования, следует из презентации «Ростелекома» в октябре 2021 года. Но уже в конце марта 2022-го тарифная сетка поменялась: теперь банк может купить минимально 7 тыс. активаций сразу на год по цене 497 тыс. рублей. Максимальный пакет включает в себя 10 млн активаций и стоит 110 млн рублей, следует из мартовской презентации.
Новый тариф увеличил стоимость одной лицензии с 2,99 до 11–71 рублей в зависимости от выбранного размера пакета, т. е. цены выросли в 4–23 раза. При этом функционал самого модуля «КриптоSDK» существенно не изменился.
Также при пакетной тарификации становится неудобной оплата лицензий, так как количество клиентов банка не всегда вписывается в предложенные «Ростелекомом» пакеты. Например, в банке может быть 103 тыс. клиентов со сданной биометрией, а пакеты есть либо на 100 тыс. активаций, либо сразу на 250 тыс. Если банк выберет пакет с большим количеством лицензий, он будет переплачивать около 5 млн рублей в год.
Ещё одна трудность для небольших банков — невозможность достоверно оценить, сколько клиентов реально будет получать услуги дистанционно с помощью ЕБС. В письме отмечается, что, по отзывам малых и средних банков, такие услуги пока не носят массового характера — это может быть интересно 200–500 клиентам в год. Кроме того, сам факт обращения к ЕБС некоторые банки считают сомнительным, так как система не пользуется большой популярностью и содержит мало биометрических данных.
ЕБС создали в 2018 году по инициативе тогда ещё Минкомсвязи (теперь Минцифры) и Банка России. Оператор системы — «Ростелеком». Сейчас сдавать биометрию — слепок лица и голоса — можно только лично в отделении банка или МФЦ. ЕБС не пользуется особой популярностью — в системе за четыре года её существования зарегистрирован всего 247 651 пользователь. Ещё несколько лет назад речь зашла о том, чтобы у граждан была возможность самостоятельно сдавать биометрию через специальное приложение, но потом разговоры об этом затихли — банки посчитали, что предложение требует доработки и вызывает много вопросов. В мае первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова говорила, что в ближайшие два года планируется перезагрузить ЕБС.