Баллада о SharePoint

image

Предисловие


Важно! Если Вам хочется побыстрее приступить к технической стороне дела — просто пропустите эту главу.

Данное чтиво вряд-ли предназначено для широкого круга специалистов. Слишком узок предмет. Слишком большое пересечение технологий и бизнеса. Слишком сложен продукт. Но всегда есть способ разбавить сухое повествование чем-нибудь отвлеченным, естественным. Показать жизнь за экраном монитора такой, как она есть на самом деле, без прикрас. Мы часто слишком увлекаемся работой, компьютер и всевозможные гаджеты отнимают у нас чувство реальности. Мы перестаем смотреть по сторонам, замечать, что происходит вокруг. Перестаем уделять внимание дорогим нам людям. Перестаем жить нормальной, полноценной жизнью.

Кстати картинка «человека дождя» на заглавной не просто для привлечения внимания и именно для этого в повествование добавлена «лирика», все события, имена и прочее есть суть фантазии автора. Как обычно, никто ни за что не несет ответственности :)


Просьба к читателю согласиться с рядом приведенных ниже допущений. В повествовании речь пойдет о SharePoint Server 2013, но иногда будут упомянуты и другие, более старые версии. Новая 2016-я платформа на момент написания статьи была в статусе Preview, ее официальный релиз ожидается уже совсем скоро, этой весной. Однако, судя по всему, 2016-я версия является довольно минорным релизом, ее основные «фишки» — более тесная интеграция с облаком Azure и «облагороженный» процесс развертывания и обновления, что не уж так сильно изменит сам процесс внедрения, а потому данный опус не должен потерять актуальности.

Автор постарался обобщить в статье свой опыт внедрения платформы SharePoint в разных отраслях бизнеса начиная со старого доброго WSS 3.0. Несмотря на опыт — автор живой человек, всем априори свойственно ошибаться.

Для любителей «ну вот, еще одно, не читал, но осуждаю»: статья содержит реальный опыт и описание действительно узких и неочевидных мест с граблями и писалась не как очередной реферат на тему «ребята, я наконец это поставил, спешу поделиться, смотрите как я крут», а с целью действительно донести знание, как все те грабли аккуратно обойти.

Возможно многие предпочтут онлайновую (облачную) версию продукта по подписке. Для таких все равно сохранят актуальность ряд глав, посвященных планированию и собственно методике внедрения.

Технический уровень читающих данный труд должен прощать автору опускание описания некоторых тривиальных вещей, вроде «запустите setup.exe» или скриншоты с кнопками NEXT и OK.

Статья ориентирована на истинных самураев, решившихся внедрять сей сложный продукт своими силами — обычные отделы ИТ компаний-пользователей конечного продукта и НЕ предназначена для профессиональных интеграторов, а потому в ней не будут освещаться заумные методики группового развертывания и приемы unattended-установки.

Настоятельно рекомендуется использовать английские (не локализованные) версии всех необходимых для развертывания продуктов вне зависимости от политической ситуации. Основание: они обновляются в первую очередь, самая актуальная документация — на английском, нет ошибок в переводе терминов, дольше поддержка. На качество внедрения абсолютно не влияет, все языковые пакеты в наличии.

В последней части повествования будет предоставлен сводный список всех необходимых ссылок.

Любителям сухого технического текста — для Вашего удобства вся лирика убрана под спойлеры и выделена курсивом. Для тех же, кто осмелится прочесть все, от начала и до конца — отключитесь от всего, наденьте наушники, поставьте на повтор что-то вроде «Clubbed To Death» Rob Dougan-а и запаситесь терпением. Мы начинаем…

Глава 1. О SharePoint — как он есть. Ответ на вопрос «Зачем?».


Коммерческие компании — это живые организмы. У них есть молодость, юность, период интенсивного роста, взросление, старость (упадок) и гибель.

Только что созданная небольшая фирма с дюжиной сотрудников вполне обходится рабочей группой Windows и парой сетевых папок, зачастую размещенных на ПК сотрудников, а не на отдельном сервере.

Средний (по отечественным меркам) бизнес — это уже несколько сотен пользователей, десятки отделов, юридических лиц, серверные, юниты в дата-центрах и многое другое. Сонмы сетевых дисков, для которых уже не хватает букв латинского алфавита, гигабайты почты у каждого пользователя, которые он не дает архивировать, опасаясь не найти письмо от шефа пятилетней давности, большое количество информационных систем и баз.

Рано или поздно сотрудники таких компаний сталкиваются с проблемами обмена информацией между подразделениями, начинают страдать от количества данных и задач, сваливающихся на них ежедневно по старым каналам связи (в устном режиме или по электронной почте), перестают воспринимать родную компанию как нечто небольшое и семейное, где ты всех знаешь уже много лет.

Решить проблемы обмена информацией, вовлеченности в общие процессы, упорядочивания и уменьшения документооборота как раз и призваны системы, обобщенно называемые системами построения интранет (от слова intro — внутренний) порталов и документооборота. Это то, что наши западные коллеги называют терминами Collaboration и Workflow. Эти системы позволяют упорядочить потоки информации на предприятии, облегчить общий доступ к важным данным, обеспечить простой поиск в различных форматах документов и предоставить наиболее востребованные разделяемые ресурсы типа актуальных справочников контактов сотрудников и их должностей, т.е. прозрачной структуры организации. Эти же системы реализуют возможность построения довольно гибких центров внутренней документации и хранения отчетности во всевозможных форматах от любых подразделений предприятия, что очень ценится собственниками бизнеса и топ-менеджментом, которые в этом случае навсегда избавляются от необходимости просмотра всей своей объемной почты либо персональных ПК и мобильных устройств в случае, когда необходимо поднять отчет по прибыли за какой-то квартал пятилетней давности.

Именно топ-менеджмент обычно и является первым заинтересованным лицом компании в вопросе внедрения системы наподобие SharePoint, так как они первые, кто начинают чувствовать, что бизнес-процессы в компании и отношения между подразделениями раздулись, усложнились и стали терять свою прозрачность.

Они хотят иметь быстрый и прозрачный доступ, желательно сразу с поиском, ко всем документам, порождаемым сотрудниками, от низового звена до самого важного для них — архиву отчетов.

Если на этапе роста компании руководителю достаточно было самому глянуть в какую-то 1С-ку, запустить там отчет об остатках или реализации и получить ответ на свой вопрос, то позже, по мере роста компании этих 1С-ок может стать банально несколько, либо добавиться и вовсе не 1С-ка. Поэтому он вынужден полагаться на своих подчиненных сотрудников, которые будут подготавливать ему всю отчетную базу и учитывая вкусы шефа, бережно и оперативно предоставлять ему всю актуальную информацию и ключевые параметры бизнеса (KPI). Человеческие возможности не безграничны и технический прогресс не стоит на месте. Тот же Гай Юлий Цезарь, помести мы его в наше время — навряд-ли смог бы напрямую руководить современным предприятием в своей легендарной манере, делая несколько дел одновременно.

Функционал SharePoint-а предоставляет все необходимые возможности для решения этих задач и является лидирующим решением в мире. Мы не говорим, что он идеален — вовсе нет, в нем, даже в последней версии хватает своих костылей, непонятных и, часто вынужденных технических решений и недоразумений, но в то же время есть ряд фактов:

  • по итогам мирового конкурса 2013 интранет-систем более 70% победителей используют платформу SharePoint [источник];
  • Стив Балмер (бывший CEO Microsoft) назвал в свое время SharePoint краеугольным камнем в бизнес-стратегии Microsoft [источник];
  • практически все компании из Fortune 500, выбравшие платформу Microsoft для построения своих систем, используют SharePoint [источник].


Емко и кратко, цель, зачем внедряют SharePoint, заключена в следующих двух предложениях (взято со стартовой страницы продукта в TechNet Library):

SharePoint 2013 is a collaboration environment that organizations of all sizes can use to increase the efficiency of business processes. SharePoint 2013 sites provide secure environments that administrators can configure to provide personalized access to documents and other information. Search features enable users to find content efficiently regardless of the physical location of data.

Вольный литературный перевод:

SharePoint 2013 — это среда для совместного сотрудничества, которую организации любого размера могут использовать для повышения эффективности бизнес-процессов. Сайты SharePoint 2013 предоставляют собой безопасные среды, настраиваемые администраторами для обеспечения персонифицированного доступа к документам и иной информации. Поисковые функции позволяют пользователям эффективный поиск контента независимо от физического местоположения данных.

Что же мы получим по факту, если решимся внедрить данный продукт?

  1. Внутренний интранет-сайт или даже интранет-портал организации, который можно будет изменять по вкусу, наполнять любым офисным контентом и сделать доступным из любой точки земного шара.
  2. Формировать в рамках данного портала функционал автоматизированной обработки документов, например, подписывать документы либо автоматически делать рассылку новых приказов по предприятию.
  3. Обеспечить поиск по строке внутри любого документа на портале, причем с учетом прав пользователя.
  4. Получить многоуровневую сетевую корзину для удаляемых документов.
  5. Обеспечить возможность формализации задач (Tasking) для сотрудников и контроля степени их выполнения, а в перспективе — органично перейти на продукты семейства MS Project Server.
  6. Реализовать полноценный электронный документооборот, управлять цепочками жизни документов, обеспечить совместное их редактирование.
  7. Разнообразить жизнь офисов компании, решить проблему разделяемых ресурсов (переговорных комнат, курьерских служб, автопарка).
  8. Облегчить адаптацию новых сотрудников за счет автоматизации контактной информации и отображения структуры подразделений.
  9. Обеспечить безопасность всех хранящихся на портале документов и данных, строить отчеты об доступе к ним и получать всевозможные статистические данные об их использовании.
  10. Устраивать опросы и анкетирование сотрудников по каким-либо важным вопросам.
  11. Обеспечить интеграцию портала с другими системами на предприятии: CRM, ERP, пропускная система, кадровые БД и т.п.
  12. Возможность просмотра документов наиболее популярных офисных форматов прямо в окне браузера, что особенно удобно в нашу эпоху массового использования всевозможных относительно маломощных электронных «гаджетов»: смартфонов, планшетов, портативных нетбуков и т.п.
  13. Построения персонального «облака» данных и функционала интранет-портала.


Многие из функций Вы конечно же не получите прямо из коробки. Однако в последней (на момент написания данной статьи) версии SharePoint 2013 средства интеграции с другими продуктами и системами значительно улучшились и расширились. Продукт наконец-то получил огромный дополнительный функционал в виде командлетов powershell, в его серверной и Enterprise-редакции значительно улучшились средства подключения к внешним информационным базам аналитики и визуализации таблиц данных. Появление отдельной роли сервера рабочих процессов с реализацией практически полноценных алгоритмов обработки элементов списков и реакции на внешние события с циклами и ветвителями дало возможность описывать и автоматизировать довольно сложные бизнес-процессы. Наконец появилась долгожданная возможность не традиционного развертывания в виде набора серверов на своей тех-площадке, а использования как сервиса по подписке либо в облачной среде Microsoft Azure, что значительно сокращает затраты на развертывание, упрощает администрирование и повышает надежность внедряемого решения.

В то же время платформа SharePoint представляет собой по сути конструктор с большим количеством generic-объектов, которые можно взять за основу и «доточить» под нужды конкретного предприятия. Довольно большое количество компаний-интеграторов по всему миру пользуются этим и создают отраслевые решения под конкретные виды бизнеса.

Редакции.


Как и любой подобный продукт, SharePoint имеет ряд редакций, различающихся возможностями и, конечно, стоимостью.

Всего существуют три редакции:

  • SharePoint 2013 Foundation — базовая версия, предназначена для малого бизнеса, бесплатна (при наличии лицензии на Windows Server);
  • SharePoint 2013 Server Standard — стандартная версия, расширена коллекция шаблонов сайтов, добавлены коннекторы к внешним системам и БД для визуализации бизнес-логики и отображения всевозможных отчетов, добавлена новая серверная роль фермы рабочих процессов (Workflow 2013), синхронизация внутренних профилей SharePoint с Active Directory, и другой функционал, востребованный в среднем и большом бизнесе.
  • SharePoint 2013 Server Enterprise — максимальная версия, рассчитана на крупные компании, обладает еще большей интеграцией с внешними источниками данных, расширенными возможностями поиска (например умеет искать внутри видеофайлов), еще более расширена коллекция шаблонов для сайтов, доступных из коробки, функционал для создания целых порталов отчетов (Business Intelligence Center) и т.д.


Подробнее о возможностях каждой редакции: статья на MS TechNet

Помимо редакций, разворачиваемых In-Site (локально) конечно же существует редакция использования продукта по подписке как SaaS сервиса. Microsoft активно продвигает в последнее время это направление. У этого подхода есть ряд несомненных плюсов, особенно для малого и среднего бизнеса: экономия на железе и ЗП сотрудников поддержки, значительно снижены возможные проблемы с безопасностью, минимальные риски касательно надежности и возможного простоя. Нет нужды заморачиваться обновлением или апгрейдом аппаратных мощностей. Затраты на внедрение также будут минимизированы. Из минусов — Ваша организация будет подсажена на иглу постоянной абонплаты, Вы будете целиком зависеть от вендора в любом случае, скорость работы с портальным решением будет всецело зависеть от пропускной способности Ваших линков на CDN сеть Microsoft-а.

Насчет рекомендуемых курсов и литературы по сабжу.

Из последних, доступных на момент написания статьи:

Для администрирования: курсы № 331 и 332, соответственно базовый (core) и продвинутый (advanced). Для сертификации MCSE потребуются оба.

Для полного понимания задач архитектуры, администрирования и развертывания, пожалуй, стоит еще прослушать № 488, его должно быть достаточно, чтобы при надобности влезть в мозги к продукту и быть подготовленным в случае крупного внедрения, когда нужно общаться с командой разработчиков под SharePoint «на своем» языке и формировать соответствующие ТЗ на доработки и расширение функционала под конкретные бизнес-задачи.

Кстати, обратите внимание, Microsoft считает курсы по SharePoint-у сложнее, чем какой-то «MCSA: Windows Server 2012», что лишний раз подтверждает тезис о сложности продукта.

Из старых, но не сильно потерявших в актуальности курсов:

M10174 — администрирование и M10175 — разработка приложений.

Оба по SharePoint 2010, но повторюсь, различий с редакцией 2013 именно в администрировании будет не много.

По литературе — тут к сожалению все довольно грустно. Англоязычной литературы довольно много и она хорошего качества, например, «Inside Microsoft SharePoint 2013» и «Microsoft SharePoint 2013 Administration Inside Out», но для ее полноценного чтения нужен хорошо поставленный технический английский. С нормальными переводными изданиями, честно, пока не сталкивался, на моей полке мирно пылится старый добрый «Microsoft Office SharePoint Server 2007. Справочник администратора».

Все ключевые онлайн-ресурсы, необходимые для изучения будут перечислены в дополнении к данной статье.

БОНУСНАЯ ЛИРИКА
Офисы представительств западных компаний почему-то похожи друг на друга. Много света, стекла, белого металло-пластика, на полу дорогой ковролин, скрывающий стук каблуков. Кстати о ковролине. Всегда было интересно, для чего стараются использовать именно его, а не тот же ламинат. Может быть, отдают дань женской половине офисного планктона, из кожи вон старающегося соблюдать корпоративный дресс-код, а на самом деле изо всех сил старающегося подчеркнуть свой статус сотрудниц западных компаний и не гнушающихся отдавать значительные части своих зарплат и бонусных премий на приобретение модных «тряпок»? Почему именно ковролин? Скрывает стук женских «лубутенов», особенно в обеденное время, когда стайки «успешных и сложившихся деловых женщин» стремятся на нижние этажи респектабельного офиса, чтобы успеть занять место в кафе?

Ход мыслей прервала вышколенная холеная секретарша, пришедшая с «ресепшна». Уведомила о том, что ее величество «эйч-аррр менеджер» изволили задерживаться — «вы же понимаете, утренние пробки…». Предложила чай/кофе. И на том спасибо.

За стеклом «переговорки» по коридору важно, не спеша, проследовали два молодых человека явно IT-шной наружности: достаточно дорогие, модные, но свободные рубашки и джинсы с слегка вытянутыми коленками. В разговоре характерный сленг, видимо, местные системные администраторы. Занять свои рабочие места явно не спешат. Ничего серьезного за ночь не случилось, иначе бы пришли уведомления на смартфоны. А большую часть саппорта все равно делают из забугорно-европейского хед-офиса, потому зачем спешить. Достаточно отметиться внизу на турникетной пропускной офисного здания или при входе в сам офис, смотря как у них построена СКД. На работе все равно скучно — чинный утренний просмотр «дашбоардов», да и то для успокоения DLP системы, типа «айтишники» пришли, согласно СРП в даш посмотрели, все формальности соблюдены. Потом — чтение почты, на предмет «тасков» от начальства. Потом до конца дня — хождение по кабинетам, легкий флирт с женским коллективом, решение с умным видом искусственно созданных проблем низшего исполнительного женского звена в духе «ой, чтобы мальчики зашли».

Внешний вид и возраст указывали на то, что оба парня лет пять «в деле», не более. Технический столичный вуз, подработка на старших курсах в ранге «тыжпрограммист» в отечественных конторах, затем, по окончанию — работа в каком-то интеграторе, скорее всего крупном, обслуживающим зарубежные компании. Там и заметили, пригласили — и вот они здесь. Возможно, этими оболтусами и придется руководить…

Когда Вы приходите в какую-то организацию на техническую должность и по статусу Вам приходится быть начальником, сам процесс этот с психологической точки зрения очень похож на то, как приходит новый вожак в какую-то стаю животных. Из старого коллектива против вашей формальной власти обязательно восстанет какой-то неформальный лидер, который попробует поставить под сомнение Ваш авторитет и уровень знаний. Остальные в отделе будут смотреть на него, на вас, оценивать, как Вы себя поведете. Сможете ли занять место ушедшего вожака.

Если компания решила пригласить IT-менеджера со стороны, то на самом деле это должно вызывать вполне обоснованные подозрения. Не смогли поднять до руководителя из своей среды? Кто-то из старых сотрудников хотел, но в силу каких-то причин ему этого не доверили? Решили полностью обновить руками нового «айтиманагера» проблемное подразделение, в надежде, что он придет со своей командой? Причин может быть много…

В «переговорку» наконец входит HR. Невысокая девушка, молодая, на вид не более 30-ти. Естественно, хорошо одета, но внешность выдает принцип «меня сюда взяли, потому что я умная». В руках — пачка распечаток. Резюме. Явно спешила и не успела взять только те, что нужно, взяла сразу всю пачку. Значит еще есть претенденты и не мало. Ну, оно и понятно. Зарплата в западных компаниях намного больше, балуют соцпакетом, совсем другой круг общения и прочее, прочее, прочее.

Девушка представляется, по-западному здоровается за руку. Корпоративный этикет, едрить-модрить, мы же еуропа… Раскладывает пачку резюме на столе, торопливо ищет нужное. Промахивается мимо моего, значит на самом деле не помнит, кого вызвала так рано на собеседование. Нужно тактично помочь — ложу перед ее глазами свою визитку. Секундное замешательство, глаза пробежали по фамилии, мозг подсказал что резюме с ней уже было пролистано. Нужный листок наконец-то найден, взят в ухоженные руки с хорошим строгим маникюром. Девушка вздыхает, откидывается на спинку стула, принимает деловой вид:

— Ну… Расскажите пожалуйста о себе.

Стандартный вопрос. Значит, в этот раз все будет «по науке». Так, как их, «хер-манагеров» учат на всевозможных курсах и штампуют пачками. Одинаковых. Задающих одни и те же вопросы, в одном и том же порядке.

К сожалению, истинные профессионалы среди них так же редки, как и в любой другой профессии. Профессионал постарается раскрыть, расположить человека. Снять напряжение формальности встречи и адаптации новичка к новому месту, помещению.

Каким именно способом, формально по какой-то заумной психологической инструкции или же природным способом, интуитивно — это уже детали. Задача грамотного HR-а конечно же не влезть прямо в мозг, но хотя-бы попытаться понять характер и возможности человека, претендующего на достаточно важный пост. Потому, что чисто профессиональные качества оценить она самостоятельно конечно же не сможет, это удел второго и последующих этапов собеседования, когда придет свой профильный специалист. Но вот подстраховать коллектив от появления инородного тела, которое не впишется в сложившиеся правила, характеры взаимоотношений и обычаи конкретной группы людей она обязана. Да и подстраховаться самой — в случае неудачи с новичком, даже если он не справится с самой работой, основные претензии будут к ней.

«Типовой» HR привык, что новички, вступающие в вверенную им психологическую территорию, как правило чувствуют себя неуютно, растерянно, настороженно, собранно, серьезно. Короче как угодно, но не так, как они будут выглядеть, скажем всего через год работы в этой же компании. Если им посчастливится и их возьмут на работу. Чего они совсем практически не ожидают, так это того, что пришедшее «тело» само пойдет в наступление и попытается снять первоначальную напряженность.

Я тоже глубокомысленно вздыхаю, разваливаюсь в кресле, долгий, чуть дольше чем положено, взгляд прямо в глаза рекрутеру. Тут очень важно не «передержать», не позволить себе излишеств. Просто нужно показать, что Вы не боитесь ни ее, ни ее вопросов, ни незнакомого Вам места. Все должно быть максимально учтиво и по-деловому. Ваша цель — сломать ее программу поведения, перевести разговор в нужное Вам русло, не настолько формальное и протокольное. Расположить к себе. Ведь именно она ведет первичный отбор.

— Для начала… Вы хорошо выглядите. Спасибо что пригласили на собеседование. Что Вас конкретно интересует? Личное? Профессиональное?

От ответа она заметно вздрагивает, в ее взгляде пропадает утренние следы сна. Она снова, но в этот раз едва заметно вздыхает. Программа успешно сбита…

— Ну… давайте для начала профессиональное. По какой причине Вы приняли решение сменить работу?

Опять стандартный вопрос… Ну вот разве так много причин, почему люди меняют работу? Их, пожалуй, меньше чем пальцев на руке. Следующий вопрос наверняка будет в духе «кем вы видите себя через год работы в нашей компании».

Объясняю банальные вещи. Стало скучно. Нет интересных проектов. Всего достиг. Зарплата. Ньюансы отечественного бизнеса…

Видно, что мой ответ вполне уложился в ее шкалу оценки. Отработала точка безусловного перехода из функции «нестандартное» в основное тело программы.

— Расскажите о наиболее интересных с вашей точки зрения проектах, которые вам довелось реализовать на ваших прошлых местах трудоустройства.

О, это уже правильный вопрос. О таком папа может рассказывать часами. Так, все же надо снова вывести уважаемого хрен-манагера из накатанной колеи:

— Вам с техническими подробностями или без?

HR-ы в FMCG компаниях, пусть даже и в западных — это не ровня их коллегам из IT сектора. Для них максимум знаний в IT технологиях — это умение нарисовать диаграмму в MS Excel. Обладательница этого тайного знания обычно одна на отдел и всегда в почете у подруг, уровень ее знаний в области «Пэ-Ка» оценивается ими едва ниже, чем у «ребят-айтишников».

— Давайте попробуем с подробностями. Я кое-что понимаю в ваших терминах…

Хех, кокетство пошло. Да-да, понимаешь ты. Ну хорошо, дорогая, ты сама напросилась.

Проходит примерно минут пятнадцать. Вы увлеченно рассказываете об MPLS/VPN Site-To-Site подключениях между офисами, о решении задачи распределения нагрузки на распределенную о тридцати серверах СУБД, об развертывании единого информационного пространства для всех предприятий холдинга на базе платформы MS SharePoint, о внедрении ERP/MES системы на довольно крупном производственном предприятии. Ваша собеседница уже давно потеряла суть темы, ее ясный взор затуманен, она смотрит на вашу фотографию в резюме, только потому, что смотреть на что-то другое она уже не может — кабинет она и так знает до последней пылинки, а в ваше лицо она и так уже изрядно насмотрелась согласно протоколу.

Вы делаете дипломатическую паузу, всем своим видом показывая готовность продолжать, но не видя в этом смысла. В конце концов, это все просто игра и еще одна проверка вашей вменяемости. Ваша задача закидать ее знаниями, показать, как вы любите свою работу горите ей, потому, что это нормально для нас, IT-шников и приличные «эйч-ары» прекрасно об этом знают. Ну и в конце-концов, показать свое умение элементарно связно говорить. У многих из ай-ти, глубоко ушедших в матрицу, с этим есть на самом деле определенные проблемы.

Она с благодарностью перехватывает эстафету и задает очередной стандартный вопрос:

— Что бы вы хотели получить на новой работе?

Ну ё-мое… ну что-ж ты скучная такая.

— Новый опыт, разумеется. Знакомство с новыми людьми. Новые, интересные задачи. Люблю «ветер в лицо»…

— Ладно. Я вас поняла. Как у вас с английском?

Она заметно оживилась. Понятно. Стандартная карьера для HR-а в западной компании. Филологический вуз либо факультет. Какие-нибудь HR-ные курсы, в лучшем случае двухнедельные, для корочки. Попала в первую западную компанию наверняка по протекции либо рекомендации какой-нибудь подружки-сокурсницы. Судя по немного отрешенному виду, уверенности и возрасту это наверняка максимум вторая ее работа.

— If you want, we continue our speaking in English. What you want to know about me?

Я намеренно произношу эту фразу неправильно. Ох уж эти времена-глаголы. Западники и экспаты так не говорят. Нельзя вот так, в открытую пытаться играть на поле, где она явно сильнее, все-таки филолог. Да и по правде, мой разговорный деловой английский конечно же не так хорош. Хотя при желании можно и ей преподнести несколько сюрпризов. Например, попросить адекватно перевести вполне безобидную фразу «Not another room to copy this file». Англичане, люди, если бы вы знали, как тяжело техническим сухарям с сугубо математическо-логическим мышлением вроде нас учить ваш совсем нелогичный язык.

Она начинает задавать свои вопросы на английском. Язык у нее поставлен хорошо, говорит на нем свободно. Ну что-же, кто на что учился…

Отвечаю ей, при случае стараясь ввернуть какие-то IT-шные термины. Судя по всему, результат беседы на профильном «ленгвиче» ее вполне устраивает.

Далее следует официальная часть — рассказы о компании, о ее высоком, несгибаемом корпоративном духе и возвышенных ценностях, о великой миссии компании и так далее. Выдранный из контекста стандартный NLP бред. Миссия у любой компании, хоть западной, хоть нашей, может быть только одна — нарубить как больше «бабла». И так, чтобы потом поменьше его отдать государству. И быть готовой нарубить минимум столько же в следующем финансовом году.

Собеседование заканчивается. Она подводит итоги, произносит стандартную фразу в духе «мы вам перезвоним». Все становится ясно. Какое-то рекрутинговое агентство уже обо всем с ней договорилось и гонорар за услугу поиска настоящего специалиста будет счастливо распилен между агентством и HR-ом вместе с ответственностью. А где-то уже ждет формализации своего трудоустройства какой-то счастливчик. И все эти собеседования — это просто формальность, призванная сымитировать видимость работы и оправдать присутствие позиции HR-рекрутера в штате представительства. Все всем довольны, всё всех устраивает, возможные риски — минимизированы. Господи, и здесь коррупция…

Я еще раз благодарю за встречу и выхожу из кабинета на «ресепшн». Там уже ждет другой соискатель неизвестности — уставший, немного зачуханный парень, тоже явно из отечественного бизнеса. Ошалевший от крутизны офиса, в который он попал и от внеземной красоты надменных «багинь», чинно идущих мимо него в дорогих туфлях на высокой шпильке по дорогому ковролиновому полу коридора.
Удачи тебе, брат. Правда она тебе все равно не понадобится. И за тебя, и за меня здесь уже давно все решено…

Глава 2. Планирование и подготовительная работа. То, что у нас никогда не делают.


Итак, решение о самостоятельном развертывании интранет-портала и системы документооборота принято окончательно и бесповоротно. Проведен ряд совещаний, финансовый директор проявил интерес к планируемому на это мероприятие бюджету, пользователи на перекурах обмениваются очередной новостью о великом будущем внедрении, хихикая заранее о его эпическом провале.

SharePoint — сложный продукт, я еще не раз в статье буду повторять эту фразу. Его внедрение — очень комплексное мероприятие, которое потребует достаточно серьезной подготовки и предварительного аудита. Устойчиво ли работают каналы связи между офисами, достаточна ли их пропускная способность? Какие поколения операционных систем Windows используются на Вашем предприятии? В каких браузерах работают пользователи, обновляются ли они? Что с мобильными клиентами, какие гаджеты они пользуют и с каких из них они надеются просматривать документы на портале? Много ли из пользователей работают «в поле»? Есть ли в штате подразделения ИТ сотрудники, которые оказывают им поддержку? Как планируется проводить обучающие мероприятия? Есть также вопросы чисто организационного характера: в каком порядке внедрять продукт по подразделениям? Какие из них больше нуждаются во внутреннем портале, а каким он наоборот, осложнит жизнь? На эти и многие другие вопросы необходимо найти ответы ДО внедрения и развертывания.

Мы будем рассматривать следующий сценарий развертывания.

  1. Нам необходимо развернуть именно редакцию SharePoint Server 2013. Редакция Foundation является по сути подмножеством серверной и если вы освоите серверную, то развернуть более простое решение не составит для вас труда. Альтернативно можно развернуть Foundation и затем расширить редакцию.
  2. У нас есть бюджет на отдельный физический сервер, который мы сделаем фермой виртуальных машин (гипервизором) и на котором мы развернем три виртуальных сервера: роли Web-Frontend и WebApplication, MS SQL Database и MS Office WebApps. В перспективе там же можно будет поднять отдельный сервер рабочих процессов, если бизнес их осилит и ощутит реальную потребность.
  3. Структура нашей организации представляет собой главный офис и один либо более филиальных офисов. Ферма интранет-портала будет физически располагаться в главном офисе.
  4. На предприятии используется сеть с доменами MS Windows, между офисами реализована связь в виде VPN тунелирования, физическое, либо MPLS соединение, между доменами настроены трасты либо домены являются частью одного AD леса.


Каковы же лучшие практики, как подготовить свое предприятие к началу внедрения? На самом деле многое достаточно очевидно и давно присутствует в том же ITIL, написанном «потом и кровью» системных администраторов и IT-менеджеров.

Стандартизация клиентского ПО.


В идеале — одна-две версии Windows (причем намного лучше, если это будет Windows 7 или выше), не более двух браузеров (один из которых — IE), в качестве офисного ПО — MS Office 2007 (а лучше Office 2010 или выше), умеренное количество мобильных платформ и особенно диагоналей экрана.

Почему это все так важно? По поводу версий Windows — в давние времена внедрение старого SharePoint 2007 на одной только Windows XP был поистине испытанием, кто хоть раз сталкивался с этим, не забудет до сих пор: системную службу веб-клиента, WebDav, жалобы на представление проводника и табличное представление списка, магически ломающееся после очередного обновления MS Office и почему-то зависящее от компонента MS Access… С SharePoint 2013 все уже намного лучше, но подводных камней все равно хватает. Например, достаточно вкусная его фишка загрузки документов в библиотеку простым перетаскиванием оных с рабочего стола в окно браузера в Windows XP в IE вы не заставите работать. Все просто — максимальная версия IE для XP — 8-я, в нем не работает соответствующий javascript-код, поэтому под этот User-Agent SharePoint рендерит страницу без него. Способ конечно есть, но он не совсем лицензионно чист…

Бороться с глюками отображения какого-то контента, наприм

© Habrahabr.ru