Байки «инженерного спецназа», ну или просто наша весёлая работа

b8ff831d3b374321befdb4e1968c034c.jpeg

Шли по трассе от Магадана на Якутск, везли комплектующие для одного дата-центра. Холода в этих краях стоят такие, что машины не глушат. Потому что до весны уже не заведёшь. Машины надо ставить в тёплые гаражи или ангары. Мы уже под вечер как раз нашли такой ангар и стали стучать. Открывает сильно поддатый хозяин, такой простой сибирский мужик в ватнике и ушанке:
— Здравствуйте, можно у вас машину поставить?
— Не. Идите отсюда, я вас не знаю!
— Да ладно тебе, мужик, мы же тебе денег дадим.
Мужик вынимает из кармана котлету пятитысячных сантиметров пять толщиной и сообщает:
— Да я те, ик, сам денег дам ща! Вот бухнёшь со мной — тогда поставим.

Обязательства по госконтракту для этого дата-центра мы тогда выполнили.

А вы заходите внутрь, буду дальше рассказывать наши байки. Кстати, да, кто беспокоился за нашу крысу (ещё живую на фотографии в прошлом посте) — хоть ей и прилетело 380 В, но она оклемалась и начала немного ходить. Мы её отпоили сладким чаем и отпустили, убегала она уже весело. Правда, что с ней было дальше, не знаем.

Что мы делаем


Ездим по всей стране, делаем профилактику, ТО и ремонты всякой инженерки. Вообще, в Европах этим занимаются вендоры, но у нас в России есть нюанс с размером страны. Вендорам, кроме пары-тройки крупных, просто нет смысла развивать свою инфраструктуру. Из сотни два устройства выйдут из строя, и ради них держать штат людей нерентабельно. У многих есть телефонный саппорт, но сервис инженерки другой. Он по нагрузке похож на синусоиду. И в верхних частях может справиться только тот, кто делает много чего ещё весь остальной сезон. В пике в малых командах экономика не складывается. У нас пики компенсирует огромный объём сервисных контрактов и профилактики, поэтому мы заняты всегда. И поэтому вендоры полагаются на нас.

Вторая особенность чисто нашей страны — места, где спрятались полезные ископаемые. Они подло прячутся там, где до них так просто не добраться, и инфраструктуры особой рядом нет. А туда нужно доставлять запчасти, и это не всегда вообще физически возможно. Соответственно, без многолетнего опыта решения таких проблем — дохлый номер. Ниже расскажу, почему.

8bfd65159c8349f2bf8631625c9e05c3.jpeg
Роман в 2010 году пробивается в Петербурге к оборудованию на электростанции. Чуть позже мы увидели настоящие дальневосточные снегопады, но этот в памяти остался навсегда.

Месяц в дата-центре


Взяли мы на обслуживание и ремонт ЦОД в очень плачевном состоянии, он тогда по загрузке выдавал хорошо если 30% от проектной. Я прямо там реально жил месяц.

Вообще, выезжать надолго морально тяжело. Длительная командировка — это когда отваливаются всякие социальные связи. Автосервисы, химчистки, врачи — всё надо продумывать заранее. Довольно важно взять с собой что-то, чтобы не скучать, но лёгкое. Те же книги слишком большие и тяжёлые — лучше вместо них инструмента прихватить, особенно учитывая 10–15-килограммовые нормы на авиасообщении Севера. Берём электронные читалки, планшеты или грузим книги в телефоны. Обычно — колоду карт. Читаем газеты. Из личного опыта — ложишься перед сном с планшетом, связи нет, ничего нет. И очень тоскливо становится иногда. Смотришь, где ты, на карте, и где всё остальное, скроллить долго приходится. Операционка, после того как GPS поймает, иногда переспрашивает: «Вы точно здесь?»

На том ЦОДе много чего делали руками, потому что комплектующих дефицит, надо было пересобирать из имеющегося, восстанавливать, сидеть с паяльником и старыми платами… Деталей, увы, рассказывать не могу, но результат — сейчас этот ЦОД загружён уже на 85%.

Ещё часто на дальних выездах мы устраняем чужие косяки. Например, мы делали проект, а потом выясняется, что подрядчика привлекли такого, что на монтаже редиски криво запаяли трассу. А нам говорят: «Ваш проект плохой».

Роман и анаконда


Рома Karrp, наверное, самый общительный из нас и точно самый позитивный. Очень доброжелательный. Его на объектах все любят. Очень вдохновляет заказчиков. Вот бегают они на точке и не знают, за что хвататься после аварии. Появляется Рома с самолёта и улыбаясь говорит:
— Да ну, ерунда какая. Сейчас всё будет.
Берёт и делает. И его знают, и понимают, что он словами не бросается.

Мы с ним ночью в одном банке ремонтировали чиллер. Выходной день, почти уже Рождество, никого нет. Заказчик звонит:
— Вы же крутые? Сможете сегодня? Что вам для этого надо — всё дадим!
— Давайте освещение.

Поставили нам туда прожекторы на крышу, мы работали, собирали чиллер из деталей этого же чиллера методом рекомбинации. Вдвоём согнули «анаконду» — виброгасящую вставку. Это как армированная водопроводная гофра, только очень большая, и её надо в линию всасывания загнуть и завести, чтобы вибрация от компрессора не передавалась дальше. Вообще, руками это не делается, но выбора тогда не было — надо было либо делать, либо дата-центр погрелся бы немного.

Из самого тяжёлого был случай: в дороге повредилось оборудование (модульный сейф разбили при транспортировке), внутри — повреждённый промышленный кондиционер. Восстановили так, что заказчик был рад. Некоторые участки почти с нуля собирали, как на заводе.

Багаж


Досмотр багажа — это что-то. Нас сразу причисляют к особо опасным. Пожалуй, за безопасность Родины я стал чуть спокойнее — встречаются такие бдительные и деятельные сотрудники, что мимо них даже инструмент не пронесёшь:
— Мужики! Мужики! Там полный чемодан металла. Что делать?!
И зовут всех, кого только можно позвать. Начальников всех зовут. У них металл в таких количествах — сразу паника.

Улетал из Ростова, вёз сгоревший блок управления рубильником. Решил взять его для опытов в офис — хотели расковырять, стажёрам как наглядное пособие отдать. А это такая коробочка, слегка горелая с одного из углов, плюс оттуда торчит куча проводов. Я её закрутил скотчем серебристым армированным. Внутри пластиковый кожух.

Увидели на досмотре:
— ЧТО ЭТО?!
— Это сломанный блок управления.
— Показывайте!
Ну, понятное дело, достал, а там скотч, провода, все дела. Комиссия с милицией и охраной прибежали, сапёры. Меня вывели в комнатушку, начали спрашивать. Всё показал, рассказал, и только наличие командировочного удостоверения с одного из объектов университета успокоило. Оказывается, их начбез учился там. Задал пару каверзных вопросов, типа на какой щеке родинка у препода (а у него на носу), успокоился, отпустил.

В ставропольском аэропорту у Романа — скандал каждый раз. Они очень-очень трепетно относятся к грузу, даже в Минводах спокойнее. А Рома бывший военный, плюс права свои знает.
— Дай мне сертификат, что твой измерительный прибор — прибор.
— А тебе не дать сертификат, что отвёртка — это отвёртка?
Мужик в ступоре.
— Покажи командировочное.
— Вот оно, есть, но я тебе его не дам. А если бы я просто путешествовал?
Он опять в ступоре.

В итоге, конечно, вытряхивают всё.

Один раз из Домика в Читу в 2007 году летел, так они ноутбук разобрали. Говорят, органика (наркотики) у вас там в конденсаторах может быть, сейчас кто-то придёт. Стоял минут 15, никто не приехал. Они на меня посмотрели и говорят: «Поезжайте дальше, товарищ пассажир».

В Ставрополе мужик взял паспорт и ушёл. Просто хапнул один из охраны и куда-то понёс. Рома устроил скандал. Мужик пришёл потом, извинился.

В Нижнем Новгороде в гостиницу ехали на метро с запчастями. Нас там останавливают, проверяют документы, потом полчаса мурыжат в каптёрке. Старлей пробил по базам, мы ему все данные назвали. Прямо не знал, что сказать. В конце выдал:
— Если ты компьютерщик, скажи: вот такое дело, у меня дома роутер не работает…

Один раз летели с коллегой-кондиционерщиком. А у них всегда большие сложные багажи, они больше всех возят. Ожидаем. Обе бирки приклеили на мой билет. Просят подойти к стойке — подходим вдвоём. Нас спрашивают: «Чьё?» И мы одновременно: «Моё». Обоих заводят в закрытую зону, где багаж перегружают. Наши чемоданы лежат отдельно от потока на полу, полукругом стоит делегация целая. Объясняем, что и как. Женщина открыла чемоданы, начала спрашивать, что это и где, пальцем тыкать. Они уже почти успокоились, как вдруг она заправочный шланг для фреона задела. А там осталось чуть фреона, какой-то гад в комплектации при упаковке не стравил. Задевает кран — и шланг говорит «ПСССК!» — и белый дымок такой.

Судя по тому, что половина делегации характерно залегла, люди были не простые.

В Челнах самый деятельный дед попался:
— У вас там газовая горелка!
— Да.
— А баллоны нельзя возить!
— А их там нет.
— Давайте откроем.
— Хорошо, вот, смотрите.
— А где газовые баллоны?
— Нету же. Нельзя же их.
— Странно… Газовая горелка есть, баллонов нет.
Искал их некоторое время, даже в карманы заглянул.

Воронеж. Узнали, попросили отпить из бутылки. Отпил (вода обычная была с собой) — пропустили.

Как-то вёз сетевую карточку для бесперебойника с собой — попросили включить. Объяснялся долго, что включить не получится.

Паша как-то в Уфе в пустом коридоре нашёл розетку. Сел на пол, подключился, начал заряжаться, телефон положил в рюкзак и журнал читает. Прошла сотрудница, посмотрела странно. Потом обратно прошла. Через две минуты — опять она идёт и с ней двое в погонах и с собакой. Вменяли некое «несанкционированное подключение к энергосети стратегического объекта».

Штрафы


В Екатеринбурге приехали как-то с комплектующими очень поздно. Пока выгрузились с поезда — вокзал опустел, никого нет, холодно. Важно, что там перроны ровные, на уровне земли. Тащить по перрону тяжёлое железо тяжко, поэтому решили напрямик перейти. Смотрим — там мужик по путям гуляет местный, вроде, значит, можно. Всё освещено. Поездов нет.

Железо хватаем и идём. Параллельно нам идёт милиционер ровно как мы, метрах, наверное, в 10 от нас, с нашей скоростью. Дошли до конца — он: «Давайте документы, нельзя ходить по путям — штраф 100 рублей». Видимо, скучно ему было, потому что выписал реальную административку, всё как положено.

А вот в Хабаровске в аэропорту пришли с перевесом. Тетя на кассе говорит:
— У вас тут перевес.
— Да, мы знаем.
— Надо заплатить.
— Да, конечно.
— Это дорого.
— Мы знаем.
— Давайте тысячу, я вам так сделаю.
— Нет, простите, нам отчитываться ещё перед бухгалтерией. Давайте правильно оформлять.
— Но дорого же.
— Мы знаем.
Тётя расчувствовалась, разволновалась:
— Слушай, ты не понимаешь, дурак что ли? Тысячу давай — пять же стоит!

Местные


Многие спрашивают про местных подрядчиков: неужели не могут? Могут. Но часто возникает проблема с тем, что они исчезают в неизвестном направлении, либо делают так, что проще переделать. А у нас костяк команды работает одним составом 4 года. И это играет огромную положительную роль в плане надёжности.

Я знаю, как работают другие компании и как работают сервисные службы вендора. Как у нас по конечному результату мало кто может. Вот, например, крупная сеть гипермаркетов — 80 торговых центров по стране, или другой ещё заказчик в 35 регионах. А это и профилактики, и ТО, плюс все плановые московские, плюс аварийные заявки… Мы уже закончили за февраль. 7 месяцев неполные с географией от Калининграда до Владивостока. И все в отпуск сходили. Паша ещё в Китай съездил на учёбу.

Пещера Аладдина


В Воронеже есть особый пещерный дизель. Его давным-давно поставили около жилого здания, где управление было на первом этаже. Напротив окон первого этажа не смогли бы согласовать по нормам шума, поэтому установили в подвальном приямке, смонтировали с крана, потом накрыли капитальной крышей. Сделали вентокно и выхлопную трубу.

А дверь не сделали. В приямок только окошко выходит. Инженер через окошко с инструментом и ГСМ лез. Если смотрели художественный фильм «Водный мир» — почти как курильщики нефть добывали. Мы последний раз там были когда, особенно интересно было масло в темноте сливать в свете фонариков.

Алдан


Добраться в Алдан сложно. Проблема в том, что дорога по зимнику — примерно 400 километров от Якутска. Если зимника нет либо ехать по нему нельзя — надо самолётом малой авиации.

Самолёт летает только в межсезонье (летом). В самолёте 8 мест (по факту иногда 10). Груза можно не больше 10 килограммов на человека, а у нас в команде на троих инженеров (энергетика, по охлаждению и, например, сетевика) по 30 килограмм на каждого. Причём в основном — комплектующие и инструмент.

Плюс в Тёплый Ключ нельзя доставить расходники для обслуживания — это масло для двигателей, фреон под давлением в баллонах, антифриз. На борт авиации их просто не берут. С помощью транспортников пробовали много раз, но не удавалось доставить груз ни разу. История такая:
— Довезёте?
— Да, довезём. Куда вам там? В Алдан?
— Да.
— Хмммм… Это дороже.
— Вот пачка денег, только довезите.
— Хорошо-хорошо.

Долетают до Якутска и встревают. Бермудский треугольник есть и в России.

Где встречаются две реки — Лена и Алдан — в тёплое время (полтора месяца) можно паромом, потому что мостов нет. Дальше месяца 4 переправы нет — река начинает замерзать, ездить ещё нельзя, а паром не может. Возникает момент с судами на воздушной подушке: для пассажиров и небольшого транспорта, но они там крайне редкие. На практике парализовано всё. Хороший вариант — по зимнику зимой. Но мы почти никогда не попадаем с аварийными выездами — он открывается с января по середину марта. А это период, когда услуг меньше всего. Поэтому смотрите фильм «Территория» — очень рекомендую.

Кто в прошлый раз спрашивал, зачем нам палёная водка вместо технического спирта для промывки наружных блоков кондиционеров и почему её надо покупать на месте, — теперь вы немного понимаете ситуацию.

В итоге мы делаем там свои склады запчастей и комплектующих зимой, когда есть дорога. Последний раз в этом районе на одном из объектов антифриза не хватило, доставали так: в Хандыге в 40 километрах (посёлок), есть коммерческий склад. В теории можно было купить там, но, естественно, вариантов не нашлось. В итоге пошли к местному механику, он там фуры чинит и двойные стеклопакеты на машины ставит. Мужик реально годами нарабатывал связи по всему региону. Может достать что угодно. Боится только медведя. Пошуршал пару дней — и достал нужный объём. Говорит, аккуратнее там, люди годами запасали.

Мы таких людей знаем почти в каждом городе, где наши объекты, это очень важно.

Очень важно знать, где что взять и как протащить. В Хабаровске масло найти любой может, а дальше — уже надо знать. Ещё одна особенность — годами наработанные маршруты даже по Поволжью, не говоря уже про Урал (там надо так по речушкам пройти, чтобы за неделю посетить 4 точки, и на выходные обратно в Москву, к семье). Например, недавно был маршрут Уфа — Челябинск — Пермь — Екатеринбург. До этого — Самара — Ульяновск — Тольятти — Пенза. Поезда, автобусы, машины. Каждый из нас сам планирует. Саша вот назад из Ижевска ехал, его в Казань отправили на ТО. Пока там чинил, планировщики говорят: «Набережные Челны же недалеко, да? А мы знаем, что у вас там спец. Давайте его ещё и туда отправим!»

Самолёт


В прошлом году на Дальнем Востоке сделали так. Рассчитали командировку в промежутках между сервисными контрактами, договорились с транспортниками — грузили микроавтобус и ехали по зимнику через все точки. Нам должны были в Магадан закинуть две палеты — фреон, масло. Несколько раз уже использовали в тот год транспортную, которая возит именно туда хорошо, проблем не было. Отгрузили им в Москве, грузы они в ангар приняли, дали квитанцию. Мы поехали.

В этот момент транспортный самолёт у них сломался. Проблема была в том, что наш груз стоял в конце ангара. Пока они ремонтировались, ангар закидали чужим грузом. Мужики в Москве пытались его выколупать, но без шансов, и другими даже не отправить. В общем, пришлось подождать. За это время мы до глубины изучили все местные развлечения. Там нет кино, нет ресторанов, холодно гулять.

Алкоголем развлекаться некультурно и дорого. Нет железной дороги, поэтому грузы авиацией или паромами соответственно, торговля тоже не особо чтобы развитая. Стоимость всех товаров от молока до хлеба — нереальная. Камчатка, Сахалин, Магадан — в 2 раза от базовых. Дальше — как повезёт. Помню, мы заходили на этом выезде в магазин. Мартини, что 500 рублей в Москве, — 1100 на месте. И ещё рыба, крабы, икра — всё есть на рынке, но тоже по московским ценам, хотя ловится всё на месте.

Кстати, в Тёплом Ключе недавно завелись мобильные операторы с 2G. До этого вообще был только один городской телефон. Чтобы позвонить, надо было вставать пораньше (пока рабочий день в Москве) и звонить, пока сотрудник с телефоном в кабинете.

Поэтому надо любить природу и край света.

Ещё байки


© Habrahabr.ru