Автомобили Tesla стали появляться в России

На написание этой статьи меня «сподвигло» в общем-то незначительное событие — в сводке новостей ДТП по Петербургу впервые «засветился» электромобиль Tesla (http://spbvoditel.ru/2015/12/02/022/). После чего стало интересно выяснить, как же эксплуатируется этот автомобиль в нашей и других странах. Оказалось весьма интересно, подробности под катом.
Раз уж речь зашла о ДТП, нельзя не упомянуть о важном аспекте — безопасности автомобиля. Первый интересный момент, это конструкция.
51df7fce98fe4f8f90a6140e144c1e3f.jpg
(фото chargedevs.com)

Интересно тут то, что Tesla не имеет привычного мотора под передним капотом, что во-первых, позволяет использовать переднее пространство под багаж, во-вторых (что даже более важно), большое пространство спереди является амортизатором при аварии. В днище авто расположен аккумулятор (емкостью 85кВт*ч), конструкция которого усилена, что также обеспечивает дополнительную прочность корпуса. Очень низкий центр тяжести повышает устойчивость автомобиля на дороге. В общем, Tesla по данным 2013 года получил высший рейтинг безопасности.

Кстати, непривычная картина для владельца традиционного авто:
3215cd0dc03c437ab0e434e89eeb8930.jpg
(фото cnet.com)

Впрочем, это было отступление от темы, перейдем к самому актуальному для электромобиля — процессу зарядки.

Заряд аккумулятора


В комплекте с автомобилем идет зарядное устройство под названием Mobile Connector мощностью до 11кВт.
b9686708f7384f3ba82296d78e0e3e7c.jpg

Как написано на сайте производителя «Anywhere. Seriously. Where there’s an outlet, you can charge.». Однако не все так просто. Если просто подключить зарядное устройство к обычной розетке, то заряд будет осуществляться током мощностью 2.3КВт. Нетрудно подсчитать, что для полной зарядки аккумулятора емкостью 85кВт*ч при мощности 2.3кВт, уйдет 85/2.3 = 36 часов (для простоты мы не учитываем КПД). Как написано на сайте производителя, часовой зарядки при такой мощности хватит чтобы проехать… 14 км. Мягко говоря, негусто, и в словах «Anywhere. Seriously.» производитель «слегка» лукавит — зарядить автомобиль как телефон, во время обеда в McDonalds, явно не получится.
Если есть гараж (или дача), то задача конечно упрощается. Если только электросеть способна выдержать продолжительные токи в 16А и выше.

Идем дальше. Если электросеть способна выдержать 7кВт, то можно поставить вот такую розетку:
a04180cf673d42d78ed334f7e6c52387.jpg
Вряд ли такую розетку можно найти «anywhere», но если сделать это таки удастся, то (при зарядке током 32А), за час автомобиль накопит энергии уже на «целых» 36 км. А на полный заряд уйдет 10–12 часов (что вполне возможно дома).

И наконец, 3х-фазная розетка:
55476716203a4398895ce5a12be6190e.jpg
C нее можно получить 11кВт, максимально на что способно штатное зарядное устройство, после часовой зарядки таким током автомобиль сможет проехать 55 км. С трехфазной сети можно получить и 22КВт, но при этом придется купить и доустановить отдельное зарядное устройство Dual Charger.

Существуют и стационарные зарядные станции Tesla Supercharger, способные отдавать 100кВт мощности, однако в России их нет. Если бы были, такая станция зарядила бы батарею до половины примерно за 20 минут. Причем зарядка на них является официально бесплатной, что определенный плюс, но… см.выше.

В Европе же судя по карте, все вполне неплохо:
d7d69692c57b4a689a0c4816073b0655.jpg

Однако, где-то на границе с Польшей, халява резко заканчивается.

Запас хода и стоимость заправки


Запас хода авто на полном заряде составляет по спецификации, около 400 км, что вполне согласуется с впечатлениями владельцев (например здесь).
О цене электричества говорить наверное бессмысленно (при цене автомобиля в России около 5 млн.р.), но можно подсчитать, что при емкости аккумулятора в 85кВт*ч, его зарядка обойдется примерно в 400р (при цене киловатта в 3р.80коп). В Tesla предусмотрен и автоматический режим включения зарядки ночью, что позволит использовать более дешевый тариф. Но даже по «дневной» стоимости, цена 100 км пробега получается около 100руб, что заметно дешевле бензиновых авто.

К сожалению, встречаются отзывы и о «детских болезнях». Конструкции традиционных автомобилей «шлифовались» десятилетиями, что нельзя сказать о Tesla. По некоторым отзывам, число поломок автомобиля при эксплуатации достаточно велико. Вероятно, в следующих модификациях проблемы будут устранены, но, первые покупатели любых новинок «оплачивают прогресс», с этим трудно поспорить.

Кстати, Тесла официально не поставляется в Россию, так что сервис-центров здесь явно нет. Как будут исправлять поломки владельцы авто за 5 млн, сказать сложно, вряд ли квалификации обычных мастеров сервис-центров хватит для починки такого нестандартного авто.

Выводы


Безусловно, за электромобилями будущее. В Европе это уже не такая экзотика, и ездят отнюдь не олигархи — один из знакомых владельцев, это обычный тимлид в софтверной компании в Амстердаме. Однако пока сложилось впечатление, что инфраструктура электросетей к таким автомобилям не совсем готова. Если представить типовой жилой дом (или бизнес-центр) со стоянкой на 100 машин, то даже если 20 из них включат зарядные устройства на 7.5кВт, то мы уже получим 150кВт потребления электроэнергии. Сложно сказать насчет Европы, но в России для 17-этажного жилого дома, суммарная нагрузка, рассчитанная по СП 31–110–2003, составляет 162кВт (пример расчета). Результат в общем, ясен — если гипотетически все автовладельцы в доме пересядут на электроавто, ничего хорошего из этого не выйдет.

С другой стороны, для счастливых владельцев собственного гаража в собственном доме, все не так уж плохо, 300–400 км это вполне достаточный запас хода, а поставить авто на зарядку раз в несколько дней, не такая уж сложная задача. В общем, прогресс идет, и это радует. Что будет дальше, посмотрим.

© Geektimes