Автомобиль как источник расходов или У кого мотор больше?
Некоторое время назад я опубликовал пост на околоавтомобильную тематику. Споров он вызвал немало, но никто (ну, почти никто) не упрекнул меня за оффтопик. Вдохновленный этим, я выношу на суд общественности размышления на еще одну давно волнующую меня автомобильную тему. Не обойдется без big data (ну как big… так, средненькая) и краудсорсинга…
Предыстория:
В Москве и некоторых других регионах есть фича: если владеешь одной машиной с мощностью до 70 л.с. включительно — транспортный налог не платишь. Я быстро ездить не люблю (запас мощности, безопасный обгон и пр. очень прошу не обсуждать, т.к. все равно к единому мнению не придем) и люблю экономить. Поэтому выбираю и покупаю машины исключительно из класса «менее 70 л.с.». Но тут задумался, а экономлю ли я в реальности, ведь помимо налога я еще плачу за бензин…
Было решено подтвердить или опровергнуть этот факт математически. Для этого в одну таблицу были сведены ТТХ современных автомобилей (до 100 л.с., 2015 г.в. и моложе, продаваемые в РФ). В частности, нам потребуются:
— мощность;
— тип топлива;
— паспортный расход в городском режиме.
Подчеркну: я сравниваю не конкретные машины, а информацию. Поэтому абсолютная точность моих выкладок может быть «плюс-минус километр». Но относительно друг друга машины и их моторы расположить вроде бы удалось.
В расчет принимается мощность двигателя (и, соответственно, налог), затраты на топливо (с учетом годового пробега 10000 км) и коэффициент стоимости топлива (чтобы привести машины на 92-м, 95-м и солярке к общему знаменателю). Результат стал лично для меня неожиданным — наиболее выгодными оказались не самые маленькие машины и двигатели.
Исходные данные брались из каталога а/м с одного старинного автосайта. Там информация от производителей, которые, бесспорно, подвирают про расход, но делают это синхронно. Так что, повторюсь, на относительную картину это не повлияет.
Вот результат, отсортированный по увеличению общих расходов
Результат не то что бы удивительный, но интересный. Маленькие, но «злые» двигатели не так уж экономичны, как можно было предположить. И даже небольшая ставка транспортного налога не решает проблему. В тренде — небольшие наддувные дизеля.
Теперь объяснения про картинку и краудсорсинг. Как вы могли заметить, подборка автомобилей невелика. А ведь гораздо интереснее было бы посмотреть полный спектр машин, в том числе возрастом 4–6 лет. Проблема в том, что я ни разу не программист, поэтому данные из каталога машин выдергивал руками (что муторно и долго).
Внимание, вопрос. Если кто-то может в два клика вытащить инфу о паспортных характеристиках автомобилей начиная с 2000 года выпуска из какого-нибудь достоверного каталога (дром, автору …) и переслать ее мне — буду рад. Расширенную таблицу обещаю опубликовать здесь же, апдейтом. Категории нужны такие: «Год выпуска», «Марка/модель/модификация», «Топливо», «Мощность, л.с.», «Расход, л.», «Наддув (есть/нет)».
На более широком датасете будет интересно посмотреть на машины до 70 и более 100 л.с. Напомню, первые налог не платится вообще, а для вторых идет прогрессивная ставка.
Кроме того, в тестовую таблицу не попало много машин, которые активно продавались до 15 года, но в связи с проблемами ушли с рынка. Но их очень много продается (свежих и с небольшим пробегом, считай новые…).
Спасибо за внимание.