Автоматизация инфраструктуры одного шикарного офиса: как это выглядит
Мы тут делали подсистемы офиса компании СИБУР. Ощущения были, как на космическом корабле, потому что офисов такого класса в России буквально считаные единицы. Самое главное — реализовали несколько очень интересных вещей, которые, похоже, через несколько лет станут стандартами автоматизации офисов. Ну и вообще было интересно работать по этому проекту.
Давайте лучше покажу, чем рассказывать. Вот, например, метеостанция на крыше здания:
Она измеряет температуру снаружи, освещённость, наличие осадков и скорость ветра. Всё это спускается в логику климат-контроля. Управляющий контроллер берёт данные по температуре помещений, наличию людей в них и расписанию офиса и из этого определяет, как расходовать энергию, чтобы поддерживать нужный режим. Проактивно, то есть, как только снаружи стало чуть холодать, начинает греть чуть больше.
По праздникам и по ночам энергопотребление минимизируется. Система реагирует на присутствие людей и ведёт себя соответствующе.
Эта же метеостанция имеет GPS-датчики для системы часофикации здания. Но лучше я начну с диспетчеризации и управления подсистемами здания, потому что это самое интересное.
Вот системы:
Чиллеры на крыше:
Ручной пульт управления (используется крайне редко как резерв):
Сила автоматизации в том, что все системы здания работают в единой логике. Меняются данными, связаны между собой сценариями. Мы построили всё на единой шине KNX (это аналог CAN-шины автомобиля, только огромный и для зданий). Каждый узел здания доступен в шине, передаёт в неё свои параметры и может получать команды. Перегорание лампочки видно, как событие в шине. И так далее.
Например, внутри офисных зон есть вентиляция, холодоснабжение, электроснабжение, освещение, конвекторы в полу и так далее — это комнатная автоматизация. Освещение офисного кабинета управляется через шину, шторы управляются через шину и так далее. Стоят датчики освещённости внутри.
Выглядит это так:
— Система климат-контроля берёт расписание и подготавливает здание к приходу людей после ночи. Например, по ночам не осушается и не увлажняется воздух. Всё это может быть в один клик изменено диспетчером вручную, задан новый скрипт или выбран другой сценарий из имеющихся.
— Утром в офис приходят люди. Когда они заходят в кабинеты, включаются подсистемы кабинетов, в частности, освещение. Если снаружи нет яркого солнца — открываются шторы, и электрический свет соответствующим образом диммируется, чтобы на датчиках была установленная рабочая норма освещения. Летом — наоборот: когда система видит, что солнце на стороне, где окно кабинета, оно перекрывается автоматической шторой.
— Помимо общей температуры, во многих помещениях есть собственные панели управления. Например, решили в каком-то кабинете или переговорке сделать потеплее или похолоднее. Тогда система климат-контроля выбирает сценарий автоматически. Нельзя одновременно нагревать и охлаждать, например. Система сама выбирает, что запускать и с какой интенсивностью, какими средствами. Есть конвекторы в полу и фанкойлы в потолке. В фанкойле есть обогрев и охлаждение. Например, прибавили температуру — система сама смотрит, что делать: только фанкойлы на малой скорости или только радиаторы, например. Нужно обогреть сильно— максимум скорости и все клапаны.
— Освещение также может управляться вручную. Например, в кабинет руководителя входит человек — по умолчанию включается одна группа светильников на 30 процентов, светильник над столом — на 100 процентов, основной свет — на 60 процентов. Это сценарий «рабочий день». Дальше можно регулировать всё вручную или выбрать другой сценарий.
Датчики по зданию везде очень хорошие: задержки нормальные, чувствительность высокая. Нет проблемы того, что свет неожиданно погаснет в коридорах или туалетах. В целом дыхания человека и микродвижений для них достаточно, чтобы определять присутствие.
Лампочки по протоколу DALI отчитываются о замене. Реализован функционал по индикации неисправности у диспетчера. Техник видит неисправность в группе светильников, идёт смотреть.
Диспетчерская видит все системы, все текущие параметры, аварийные сообщения. По каждому параметру могут вывести исторический график, например, по температуре за последние 24 часа. Архивируются все 12 тысяч сигналов, из них логируется порядка 2–3 тысяч. Хранятся данные в зависимости от критичности от недели до двух месяцев. Всё можно вывести графиком для выяснения аварийных ситуаций, посмотреть, что, когда, кто ответственный. Без комментария диспетчера по инциденту (какие меры были приняты) аварийное событие снять нельзя. Экран диспетчера дублируется у руководителя службы эксплуатации.
Система очень хорошо защищена от внешних воздействий. Стандартный набор защит плюс собственные очень жёсткие политики безопасности в сети. Нет технической сети: фактически для заказчика важно, чтобы нигде в здании нельзя было воткнуться просто так.
Очень много работали над СКС. В целом там история стандартная, но из важного надо отметить две вещи: в кабинетах в полу есть лючки, в них — точки консолидации и резервные порты. То есть мы заложили СКС «на вырост» и учли, что хорошо бы добавить возможность для быстрой перекоммутации, если нужно. Кроссовое поле вообще шикарное, везде была возможность использовать короткие пачкорды. Вот так:
Мультимедиа (и ещё немного автоматизации)
Начнём с кабинетов начальников отделов и топ-менеджмента, которых было 24.
Руководство всегда на связи с удалёнными подразделениями, поэтому во всех кабинетах установлена видео-конференц-связь (камера, цифровые экраны, потолочный микрофон и пр.). Вот, кстати, этот микрофон на фото:
Что касается панелей отображения, то они закреплены на потолочных или настенных креплениях либо встроены в ниши в стене. Есть отдельный ПК, чтобы смотреть презентацию на большом экране или отдавать контент в видеоконференцию. Он расположен за ЖК-панелью отображения, к нему подключен USB-кабель.
На этаже топ-менеджмента всё примерно так же, только экраны в кабинетах больше по размеру. Кстати, 3D-крепления на эти настенные телевизоры 98 дюймов двигаются в разные стороны, чтобы было на одном уровне с мебелью и шкафом. Индивидуального исполнения.
Вот один из кабинетов:
Кстати, если у топ-менеджмента или у руководителей возникают вопросы по мультимедийке, то оператор может удалённо зайти под администратором и сделать что нужно со своего компьютера (у заказчика были требования по удалённому обслуживанию кабинетов). Управление техникой дублируется и у секретаря тоже.
Мультимедийное оборудование находится в кабинетах, центральное же оборудование вынесено в единую серверную (кодеки, контроллеры, коммутация). Все линии — физические проводные: акустика, витая пара, все микрофонные кабели. Вай-фай запрещён. Беспроводного ничего не должно быть по требованиям ИБ.
Каждое помещение (кабинеты, переговорки) оснащено единой системой управления мультимедийным оборудованием — расположенная на стене touch-панель позволяет централизованно настраивать режимы его работы.
Вот одна из переговорок:
У этой переговорки стекло оклеено поляризационной плёнкой. Прозрачность управляется по наличию людей внутри или вручную с панели переговорки. Когда трансформатор под напряжением — плёнка матовая. Чтобы не держать под напряжением после 11 вечера, переговорка по умолчанию становится прозрачной. Вот так происходит управление освещением:
А вот колонна на 9-м этаже в лифтовом холле (там работает топ-менеджмент) — стела на 4к. Там не видно, что это телевизор, всё за толстым стеклом. Очень красиво получилось. На этом самом телевизоре-экране в режиме реального времени транслируются корпоративные новости СИБУРа (обращение топ-менеджмента, важные события, расписание обучений и пр.).
Отдельная боль — как экраны впихивали в интерьер. Многие кабинеты и стены сделаны в стемолите (стекло такое, которое можно формировать только на заводе, матовое или с рисунком). Чтобы установить оборудование (под панель управления или телевизор), нужно было заводу предоставить чертежи. Это высокопрочное стекло, которое изготавливается под заказ. Важно попасть с точностью до двух миллиметров. Стекольщики попадали не всегда.
Из сложного — здание существующее, площади ограничены. Для кабельных трасс, труб всего в запотолочном пространстве было мало места, приходилось до миллиметра сводить планы, что иногда порождало довольно странные по форме развязки. Всего было проложено 15,5 км кабеля. Ещё как-то монолитную плиту с арматурой под вентмашины за все дни Нового года подрядчик не смог разбить, пилили кубиками специальными резцами.
А, да, и всё это мы делали без остановки работы офиса, просто по этажам.
Вот моя почта, если будут вопросы — пишите:
itsarev@croc.ru