Автоматическое тестирование JavaFX приложений
Добрый день!
В мире, в котором стоимость ошибки на этапе внедрения превышает в сотни и тысячи раз стоимость исправления на этапе разработки, нужно всегда искать ответ на вопрос: «а как это тестировать автоматически?» Вопросы автоматизации тестирования JavaFX приложений глобальная паутина практически не освещает. Но всё же удалось найти несколько интересных идей, и я хочу поделиться с вами своими наблюдениями.
В статье я расскажу как находить компоненты на JavaFX форме, как проверять их свойства, как кликать на них и так далее. Это минимально необходимый набор входных точек в автоматизацию тестирования JavaFX приложений.
1. Исходные данныеНабор библиотек: guava, testFx, hamcrest и JUnit.Я принципиально не буду описывать логику работы самого приложения, скажу только, что это калькулятор, написанный на скорую руку — постараемся максимально долго работать с ним, как с black-box. Тем не менее начну я с самого класса launcher-а приложения:
public class CalculatorApp extends Application {
private static Optional
public static void main (String[] args) { launch (args); }
@Override
public void start (Stage primaryStage) throws Exception {
BorderPane root = new BorderPane ();
root.setCenter (new Calculator ());
Scene scene = new Scene (root);
primaryStage.setScene (scene);
primaryStage.show ();
callback.ifPresent (o → o.call (root));
}
public static void onLoad (Callback
public interface Callback
2. Инициализация теста public class FirstTest { private static GuiTest controller;
@BeforeClass public static void setUpClass () { CalculatorApp.onLoad (r → { controller = new GuiTest () { @Override protected Parent getRootNode () { return r; } }; });
FXTestUtils.launchApp (CalculatorApp.class); try { Thread.sleep (1000); } catch (InterruptedException e) { e.printStackTrace (); } } … Чтобы автоматизировать тестирование с использованием TestFX нам требуется GuiTest () — это абстрактный класс, содержащий в себе множество полезных методов. Он требует от нас реализации Parent getRootNode (). Callback передаёт в реализацию GuiTest реальный root. Этого достаточно для того, чтобы ходить рекурсивно по иерархии компонентов, что на самом деле TestFX и делает. Очень советую заглянуть в исходники библиотеки — там есть много интересного и сразу понятны принципы её работы.
FXTestUtils.launchApp (CalculatorApp.class); Ждать не обязательно — можно сделать более умное ожидание загрузки приложения, но для простоты у меня Thread.sleep (1000);
3. Методы В первую очередь нам понадобится научить наш движок нажимать УДАЛ. для использования в Before: private void clear () { controller.click («УДАЛ.»); } Да, именно так просто — и это только один из способов. На самом деле происходит плавное перемещение мышки и клик. Чтобы в будущем избежать ненужной траты времени на красивости можно перейти к пробрасыванию событий напрямую нужной ноде (но я оставлю медленный вариант, чтобы показать вам видео в динамике). А пробрасывание событий делается как-то так:
Event.fireEvent (your_node, new MouseEvent (MouseEvent.MOUSE_CLICKED, 0, 0, 0, 0, MouseButton.PRIMARY, 1, true, true, true, true, true, true, true, true, true, true, null)); Итого мы имеем то, чего и добивались — очистка полей калькулятора (сброс), который будем производить перед каждым тестом:
@Before public void beforeTest () { clear (); } Аналогично реализуем метод, который накликает нам нужное число на калькуляторе.
public void click (int digit) { String numStr = Integer.toString (digit); for (int i = 0; i < numStr.length(); i++) { controller.click(String.valueOf(numStr.charAt(i))); } } Теперь я покажу более интересный вариант нажатий на различные контролы. Задача — научиться нажимать на +,-,*,/,=. Заглянем в нашу fxml и поймём, а чем таким уникальным отличаются эти компоненты.
public enum Operation { ADD, SUBTRACT, MULTIPLY, DIVIDE, EQ; } Теперь создадим свою реализацию org.hamcrest.Matcher. Будем передавать нашу операцию в конструктор, а затем, приводя в нижний регистр, будем сравнивать с поступающими на вход объектами.
public class OperationMatcher implements Matcher
public OperationMatcher (Operation operation) { this.operation = operation; }
@Override public boolean matches (Object item) { if (item instanceof Labeled) { String expected = operation.toString ().toLowerCase (); String id = ((Labeled)item).getId (); if (id!= null) { if (expected.equals (id.toLowerCase ())) { return true; } } } return false; } … Конечно, тут много лишнего я написал, но это просто чтобы показать, что item — это в первую очередь node и к нему применимы различные проверки и приведения. Теперь мы можем воспользоваться методом GuiTest: public GuiTest click (Matcher matcher, MouseButton… buttons), а именно создадим метод:
private void perform (Operation operation) {
Matcher
Однако я покажу другой способ, а именно поиск по styleClass (sleep вставил опять же для простоты — надо дождаться отрисовки):
public void checkDescriptionField (String expectedText) throws InterruptedException { Thread.sleep (200); Node result = controller.find (».operation»); String actualText = ((Labeled) result).getText (); Assert.assertEquals (expectedText.trim (), actualText.trim ()); }
public void checkInputField (String expectedText) throws InterruptedException { Thread.sleep (200); Node result = controller.find (».input»); String actualText = ((TextField) result).getText (); Assert.assertEquals (expectedText.trim (), actualText.trim ()); } Пришло время для написания простейших тестов на сложение и вычитание:
@Test public void testADD () throws InterruptedException { int digit1 = random.nextInt (1000); int digit2 = random.nextInt (1000);
click (digit1); checkDescriptionField (String.valueOf (digit1)); checkInputField (String.valueOf (digit1));
perform (Operation.ADD);
click (digit2); checkDescriptionField (digit1 + » + » + digit2); checkInputField (String.valueOf (digit2));
perform (Operation.EQ);
checkInputField (String.valueOf (digit1 + digit2) + »,00»); } @Test public void testSubstract () throws InterruptedException { int digit1 = random.nextInt (1000); int digit2 = random.nextInt (1000);
click (digit1); checkDescriptionField (String.valueOf (digit1)); checkInputField (String.valueOf (digit1));
perform (Operation.SUBTRACT);
click (digit2); checkDescriptionField (digit1 + » − » + digit2); checkInputField (String.valueOf (digit2));
perform (Operation.EQ);
checkInputField (String.valueOf (digit1 — digit2) + »,00»); } »,00» для простоты — понятно, что надо делать через Formatter-ы, понятно, что надо заменять Thread.sleep на ожидание, а клики на прокидывание event-ов — тогда тесты начнут летать. Но это уже выходит за рамки рассказа про возможности TestFX.
Кстати, я рассказал вам про TestFX третьей версии, — буквально несколько недель назад вышла alpha версия 4.0.1. Особенно интересна часть testfx-legacy, но об этом я напишу, когда погружусь глубже в исходники, — статью опубликую тут на английском.
Обещанное видео запуска написанных тестов ниже:
[embedded content]