Австралия приняла закон о плате поисковиков за индексируемые новости
Австралия приняла медиакодекс — закон, который обязывает Facebook и Google платить местным СМИ и издательствам за контент, размещаемый в новостной ленте или в результатах поиска.
Австралия станет первой страной, в которой государственный арбитр будет решать, сколько платформа заплатит издательству, если стороны не смогут договориться самостоятельно. В поправках, внесенных на этой неделе, правительство заявило, что на заключение сделки будет предусмотрено два месяца, прежде чем за дело возьмется государственный посредник.
Facebook объявила, что восстановит на своей платформе австралийские новости, отменив ранее принятое решение заблокировать доступ к новостному контенту в стране в ответ на законопроект. Google, которая ранее пригрозила убрать свой поисковик из Австралии, в последние недели заключила ряд соглашений с австралийскими издательствами, в том числе с медиаконгломератом NewsCorp.
По словам Йохана Лидберга, доцента журналистики австралийского университета Монаша, задача власти — следить за тем, с какими медиакомпаниями будут заключаться соглашения.
«Если сделки будут заключаться с четырьмя основными компаниями, а местные и региональные СМИ будут проигнорированы, у правительства будет возможность задействовать кодекс и обязательный арбитраж. Это то, что правительства должны делать, когда рынок искажен, как в данном случае», — указал он в комментарии CNBC.
Президент Microsoft Брэд Смит назвал новый закон «большим шагом вперед». Microsoft публично поддержала медиакодекс после того, как Google пригрозила убрать свой поисковик из страны. Австралийские власти тогда предположили, что Microsoft может прийти на смену Google, хотя, по данным веб-аналитической компании StatCounter, поисковой системе Bing принадлежит всего 3,6% рынка в Австралии. Доля Google составляет 94,5%.
Новый закон Австралии может создать прецедент регулирования отношений с крупными технологическими компаниями. Франция также уже приняла меры для того, чтобы заставить поисковики платить за новости: в январе Google после нескольких месяцев переговоров подписала соглашение с медиагруппами, представляющими объединение французских СМИ Alliance de la Presse d«Information Generale.