Авалония для самых маленьких

В свежем превью Rider, помимо прочего, появилась поддержка Авалонии. Авалония — это самый крупный .NET фреймворк для разработки кроссплатформенного UI, и его поддержка в IDE — отличный повод наконец разобраться, как писать десктопные приложения для любых платформ.

В этой статье я на примере простой задачи по реализации калькулятора покажу:

  • как управлять разметкой,
  • как связывать функциональность с компонентами,
  • как управлять стилями.


fw562c4eva4secgrmtifxtquzgk.png

Подготовка


Для работы я использовал:
Единственным обязательным инструментов в этом списке является сам дотнет. Остальное можете выбирать сами: любимую операционную систему и IDE (например, тот же Rider).
Для инициализации проекта мы воспользуемся шаблонами .NET приложений для Авалонии. Для этого нам потребуется клонировать репозиторий с шаблонами, а затем установить скачанные шаблоны:

git clone https://github.com/AvaloniaUI/avalonia-dotnet-templates.git
dotnet new --install /path/avalonia-dotnet-templates/


Типы проектов Авалонии
Типы проектов

Теперь, когда шаблоны установлены, мы можем создать новый проект на основе MVVM шаблона Авалонии:

dotnet new avalonia.mvvm -o ACalc


Перейдем в директорию проекта и обновим все версии пакетов на самые новые (на момент написания статьи):

dotnet add package Avalonia --version 0.10.0-preview6
dotnet add package Avalonia.Desktop --version 0.10.0-preview6
dotnet add package Avalonia.ReactiveUI --version 0.10.0-preview6


Давайте внимательнее посмотрим на структуру проекта, сгенерированную шаблоном:

image

  • В папке Assets хранятся ресурсы, используемые нами в данном проекте. На текущий момент там лежит лого Авалонии, использующееся в качестве иконки приложения.
  • В папку Model мы будем складывать все общие модели, используемые в нашем приложении. На текущий момент она пуста.
  • Папка ViewModels предназначена для хранения логики, которая будет использоваться в каждом из окон. Прямо сейчас в этой папке хранится ViewModel главного окна и базовый класс для всех ViewModel.
  • В папке Views хранится разметка окон (а также code behind файл, в который хоть и можно положить логику, но лучше для этих целей использовать ViewModel). На текущий момент у нас есть только главное окно.
  • App.xaml — общий конфиг приложения. Несмотря на то, что он и выглядит как еще одно окно, на самом деле, этот файл служит для задания общих настроек приложения.
  • ViewLocator нам в этот раз не пригодится, так как он используется для создания кастомных контролов. Подробнее о нем можно почитать в документации Авалонии.


Запустим наше приложение командой dotnet run.

pas3lofqjyaramwckqypl7ac47u.png

Теперь все готово для разработки.

Разметка


Начнем с создания базовой разметки. Перейдем в файл Views/MainWindow.xaml — там будет храниться разметка главного окна нашего калькулятора.

9e8ea608a3df702e363acf4b4eab3b2d.png

В данный момент наша разметка состоит из базовых параметров окна (размеров, иконки и заголовка) и одного блока с текстом. Давайте заменим этот блок с текстом на Grid, который будет служить «скелетом» нашей разметки. Этот контрол разложит все элементы по порядку, один за другим.

Итак, заменим TextBlock на пустой Grid:


А теперь подготовим основу нашей разметки. Для начала укажем, сколько строк нужно нашему приложению и какой они должны быть высоты:


    
        
        
        
    


Теперь заполним разметку основными компонентами — добавим строку меню, базовый экран и вложенный Grid для блока клавиш:


    
        
        
        
    
    
    
    
    
    
    
    
    


Отдельно остановимся на расположении клавиш в сетке.
Для начала нужно описать количество строк и столбцов в нашем Grid. А после — разложить кнопки по соответствующим им строкам и столбцам, указав их координаты.


    
        
        
        
        
        
    
    
        
         
         
         
         
    
    


Стоит отметить, что элементы внутри Grid могут занимать несколько ячеек. Для этого используются параметры ColumnSpan и RowSpan:

 


Остальные кнопки добавляются аналогично, поэтому готовую разметку можно посмотреть сразу в репозитории проекта.

Последнее, что нам осталось сделать — это задать параметры окна. Установим стартовые и минимальные размеры окна (они задаются в корневом элементе Window).

MinHeight="300"
MinWidth="250"
Height="300"
Width="250"


После добавления всех элементов разметки наше окно калькулятора будет выглядеть так:

_jno5ahl22xwx0yhi3zyhzsvhwo.png

Основной функционал


С разметкой закончили, пора реализовать логику!

Начнем с добавления в папку Models нового Enum, который описывает возможные операции:

public enum Operation
{
    Add,
    Subtract,
    Multiply,
    Divide,
    Result
}


Теперь перейдем в класс ViewModel/MainWindowViewModel. Здесь будет храниться основная функциональность нашего приложения.

Добавим в файл несколько приватных полей, с которыми мы будем работать:

private double _firstValue;
private double _secondValue;
private Operation _operation = Operation.Add;


Теперь реализуем основные методы:

  • AddNumber — добавляет новую цифру к числу.
  • ExecuteOperation — выполняет одну из операций, описанных в енаме Operation.
  • RemoveLastNumber — удаляет последнюю введенную цифру.
  • ClearScreen — очищает экран калькулятора.


Не будем останавливаться на реализации этих методов, в этом нет никакой специфики для Авалонии (реализацию вы можете посмотреть в репозитории проекта). Единственное, что нас интересует — это то, что помимо перечисленных выше приватных полей, эти методы также оперируют публичным свойством ShownValue. О нем — чуть позже.

Связывание


Теперь, когда у нас готовы и разметка, и логика, пора связать их друг с другом.
В Авалонию по умолчанию включен Reactive UI — это фреймворк, предназначенный как раз для связывания View и Model при использовании MVVM. Подробнее о нем вы сможете прочитать на официальном сайте и в документации Авалонии. Конкретно сейчас нас интересует возможность фреймворка обновлять View при изменении данных.

Для хранения актуального значения, выводимого на экране, реализуем свойство ShownValue:

public double ShownValue
{
    get => _secondValue;
    set => this.RaiseAndSetIfChanged(ref _secondValue, value);
}


Получаемое из этого свойства значение будет выводиться на дисплее нашего калькулятора, а метод RaiseAndSetIfChanged позаботится о вызове уведомления при изменении значения свойства.

Привяжем это свойство к созданному на этапе разметки текстовому полю:



Благодаря директиве Binding и методу RaiseAndSetIfChanged значение свойства Text в этом поле будет обновляться при каждом изменении значения свойства ShownValue.

Теперь добавим в MainWindowViewModel еще три публичных свойства для команд. Команды являются обертками вокруг функций, которые будут вызываться определенными действиями на UI.

public ReactiveCommand AddNumberCommand { get; }
public ReactiveCommand RemoveLastNumberCommand { get; }
public ReactiveCommand ExecuteOperationCommand { get; }


Команды нужно инициализировать в конструкторе класса, связав их с соответствующими методами:

public MainWindowViewModel()
{
    AddNumberCommand = ReactiveCommand.Create(AddNumber);
    ExecuteOperationCommand = ReactiveCommand.Create(ExecuteOperation);
    RemoveLastNumberCommand = ReactiveCommand.Create(RemoveLastNumber);
}


Теперь обновим разметку кнопок. Например, для клавиши Backspace новая разметка будет выглядеть так:


Несколько сложнее дела обстоят с номерными кнопками и кнопками операций. Для них мы должны передать в качестве параметра вводимую цифру или операцию. Для этого в корневом теге Window нам нужно добавить пространство имен System:

xmlns:s="clr-namespace:System;assembly=mscorlib"


А затем обновить разметку кнопок, добавив в них связанный метод и параметр:


После того, как мы аналогичным образом обновим все остальные кнопки, функциональность калькулятора будет полностью готова к работе.

fvzvknydmz9jduimay7qvmnptw8.gif

Стили


Итак, логика нашего калькулятора полностью реализована, но его визуальная сторона оставляет желать лучшего. Самое время поиграться со стилями!

В Авалонии есть три способа управлять стилями:

  • настроить стили внутри компонента,
  • настроить стили в рамках окна,
  • подключить пакет стилей.


Пройдемся по каждому из них.

Начнем с настройки стилей внутри конкретного компонента. Очевидный претендент на точечные изменения — это экран нашего калькулятора. Давайте увеличим для него размер шрифта и перенесем текст вправо.


Теперь поиграемся со стилями в рамках окна. Здесь мы можем изменить вид всех компонентов определенного типа. Например, можно немного раздвинуть кнопки.


    


Как видите, конкретные компоненты, к которым применяется стиль, можно выбирать при помощи селектора. Больше о селекторах вы можете прочитать в документации Авалонии.

После применения изменений выше наше окно будет выглядеть так

if_ymuzyau7o8wi0kdaq8ivc_wq.png

Чтобы упростить себе жизнь, можете воспользоваться готовым пакетом стилей. Давайте, к примеру, подключим для нашего калькулятора стиль Material. Для этого добавим соответствующий nuget пакет:

dotnet add package Material.Avalonia --version 0.10.3


А теперь обновим файл App.xaml и укажем в нем используемый пакет стилей и его параметры.


    
        
    
    
        
    


Установленный пакет обновит визуальный стиль нашего приложения, и теперь оно будет выглядеть так:

dobsnt0vlha11umjuzvokzactvg.gif

Такие же пакеты стилей можно создавать самостоятельно — их можно использовать внутри вашего проекта или распространять в виде пакета на nuget. Больше информации о стилях и способах управления ими можно найти в документации.

Заключение


В этой статье мы разобрали самый простой пример использования Авалонии, но функционал этого фреймворка куда шире, и он растет с каждым днем. Помимо неоднократно упомянутой мной документации, вы также можете спросить совета в русскоязычном чате, посвященном Авалонии, или прямо здесь в комментариях.
А еще много интересного про Авалонию и .NET UI можно будет послушать на онлайн-митапе от Контура, который пройдет сегодня, в пять по Москве.

Все исходники проекта вы можете найти в репозитории на Github.

На этом все! Оставайтесь на связи, мы вернемся со статьями о более продвинутых возможностях Авалонии.

© Habrahabr.ru