Аудитория сервисов «Яндекса» с начала года существенно снизилась
Издание «Коммерсантъ» проанализировало данные «Яндекса.Радара» и установило существенное снижение показателей у некоторых сервисов «Яндекса» с начала года. Это может быть связано как с агрессивной маркетинговой политикой компании, так и с изменением методологии подсчётов.
«Яндекс.Радар» формирует отчёты на основе сводных данных, полученных от сайтов с установленным виджетом «Яндекс.Метрики». Собственные сервисы компания вынесла в отдельный список с ежемесячной статистикой посещаемости.
Газета «Коммерсантъ» проанализировала данные за май по отношению к прошлому году и к январю этого года. Оказалось, что аудитория основной страницы «Яндекса» за год сократилась на 6% и на 13,6% по отношению к январю этого года. «Кинопоиск» потерял за год 8% аудитории и 34% по отношению к январю. Аудитория «Яндекс.Дзена» сократилась на 14% по отношению к прошлому году. Сильнее всего пострадала «Яндекс.Музыка» — аудитория за год упала на 40% и на 34% в сравнении с январём.
Несмотря на снижение показателей по отдельным продуктам, «Яндекс.Радар» показал общий рост аудитории сервисов «Яндекса» за год на 18,4% и снижение посещаемости на 4% относительно января. Таким образом, в мае этого года общая аудитория составила около 97,8 млн человек. Этот показатель существенно отличается от показателей исследовательской компании Mediascope, насчитавшей «Яндексу» аудиторию около 83 млн человек — на 1,3% меньше, чем в прошлом году.
Часть опрошенных «Коммерсантом» экспертов объясняет снижение посещаемости сезонностью и эпидемией коронавируса. С этим не согласен Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента J`son & Partners Consulting. Он приводит в пример обычную сезонную просадку для телевидения в размере около 15%. По его словам, сезонный показатель никак не может приближаться к 50%. Кроме того, аудитория «Яндекс.Плюса» практически удвоилась с октября прошлого года, поэтому сокращение посещаемости проектов «Яндекса» выглядит странно.
В качестве одной из причин снижения показателей аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин указал усиление конкуренции по разным направлениям деятельности «Яндекса». Он добавил, что на это также мог повлиять мартовский скандал с неудаляемыми программами «Яндекса» на смартфонах, агрессивная реклама и навязывание подписки «Яндекс.Плюс».
Аналитики не исключают вероятности того, что проседание аудитории может быть связано с изменениями методики подсчёта «Яндекс.Радар». Теперь статистика учитывает одного и того же человека, заходящего с разных устройств, как одного пользователя.
«Яндекс» в ответе на запрос «Коммерсанта» указала, что существенная разница в данных связана с ошибкой в подсчётах аудитории мобильных приложений. В ближайшее время компания намерена пересчитать статистику за март, апрель и май этого года. Над таблицей со статистикой сервисов компания разместила предупреждение о некорректности данных.