Астрономы опубликовали карту 25 тысяч сверхмассивных черных дыр

Международная группа астрономов опубликовала карту неба, на которой изображено более 25 тысяч сверхмассивных черных дыр. Карта стала наиболее подробной в области так называемых низких радиочастот.

65ddaf39e44f058122c933917ea5ff84.jpg

Астрономы использовали 52 станции с антеннами LOFAR, разбросанные по девяти европейским странам. Они фиксировали радиоизлучение, которое испускается материей, располагающейся при приближении к черной дыре.

Руководитель исследования Франческо де Гасперин из Гамбургского университета отмечает, что карта стала результатом многолетней работы с «невероятно сложными» данными. Исследователям пришлось разработать новые методы преобразования радиосигналов в изображения неба.

Наблюдения в диапазоне длинных радиоволн осложняются ионосферой, окружающей Землю. Этот слой свободных электронов работает как мутная линза. Соавтор работы Рейнаут ван Веерен из Лейденской обсерватории объясняет: «Это похоже на то, когда вы пытаетесь увидеть мир, погружаясь в бассейн».

Новая карта была создана путем объединения 256 часов наблюдений за северным небом. Исследователи развернули суперкомпьютеры с новыми алгоритмами, которые корректируют воздействие ионосферы каждые четыре секунды.

Карта покрывает 4% северной половины неба. Астрономы планируют продолжить работу, пока не нанесут на нее все северное небо.

LOFAR в настоящее время является самым большим комбинированным радиотелескопом в мире. Он состоит из 52 станций, расположенных в девяти странах: Нидерландах, Германии, Польше, Франции, Великобритании, Швеции, Ирландии, Латвии и Италии. Это совместный проект голландского института радиоастрономии ASTRON и университетов Гронингена, Лейдена, Неймегена, Амстердама и немецкого консорциума GLOW.

В феврале астрономы с помощью телескопа «Хаббл» обнаружили в центре шарового скопления NGC 6397 концентрацию небольших черных дыр. Изначально предполагалось, что в этом шаровом скоплении находится черная дыра промежуточной массы. По словам астрономов, это открытие может подтверждать, что слияния черных дыр в шаровых скоплениях могут быть источником гравитационных волн, колеблющихся в пространстве-времени.