Астрономы Бирмингемского университета обнаружили две суперземли на расстоянии 100 световых лет от Земли

0fd13c843d295f071b34a9ecef0929b4.webp

Команда астрономов из Бирмингемского университета (Великобритания) обнаружила две планеты класса «суперземля», вращающиеся вокруг холодного красного карлика LP 890–9. Звезда также носит названия TOI-4306 или SPECULOOS-2 в зависимости от научной программы, в рамках которой изучалась — Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) и Search for Habitable Planets Eclipsing Ultra-cool Stars (SPECULOOS). Новая система располагается на расстоянии около 100 световых лет от Земли. Она стала второй по значимости открытых экзопланет после знаменитой системы звезды TRAPPIST-1.

Суперземли носят названия LP 890–9b и LP 890–9c. LP 890–9b примерно на 30% больше Земли и совершает оборот вокруг своей звезды за 2,7 дня. Изначально её обнаружил TESS в рамках миссии по поиску экзопланет, а наблюдения SPECULOOS подтвердили предположения. После команда SPECULOOS занялась исследованием системы LP 890–9 и поиском других экзопланет, которые мог пропустить TESS из-за ограниченной чувствительности к ближнему ИК-диапазону, преобладающему в системах с красными карликами. Для поиска экзопланет TESS использует метод транзита, и в подобных случаях зачастую требуется подтверждение или более тщательное исследование системы наземными телескопами.

Проведённые командой SPECULOOS наблюдения за звездой LP 890–9 не только подтвердили присутствие экзопланеты, но и сыграли ключевую роль в обнаружении второй, ранее неизвестной планеты LP 890–9c, она же SPECULOOS-2c. LP 890–9c примерно на 40% больше Земли, при этом совершает оборот вокруг звезды уже за 8,5 дней. Этот факт помещает планету в так называемую «обитаемую зону». То есть, предположительно, если LP 890–9c обладает такими же геологическими и атмосферными условиями, как Земля, при таком положении в системе она может иметь температуру поверхности, позволяющую воде оставаться жидкой в течение миллиардов лет.

Следующим этапом станет изучение атмосферы LP 890–9c, например, при помощи космического телескопа «Джеймс Уэбб». Как выразились авторы проекта, это одна из самых благоприятных целей среди других известных потенциально обитаемых планет земной группы. LP 890–9c уступает только планетам из системы TRAPPIST-1.