«Аська» ушла: вдохновляемся фичами, ставшими базой в мессенджерах
В конце июня остановил работу ICQ — мессенджер из нулевых, любимая многими «аська». В ней пользователи находили друзей по интересам, общались, когда на улице была непогода, и обменивались мемами еще до того, как это стало мейнстримом. Мы в Selectel решили поностальгировать и рассказать, чем нам запомнился мессенджер. Внутри — обзор шести классных фич, которые запали в душу нашим коллегам.
Используйте навигацию, чтобы выбрать интересующую фичу:
→ Анимации смайликов
→ Числовые ICQ-номера
→ Статусы
→ Поиск людей по интересам
→ Плагины и дополнения
→ Офлайн-сообщения и автоответчик
Анимации смайликов
Исторически анимированные эмодзи стали следующим шагом после набора символов с клавиатуры. Выглядели смайлики примерно так — »:)» Их передавали с помощью кодировки и использовали в виде картинок. Вот только отображались смайлы в случае, когда у адресата был установлен соответствующий набор эмодзи.
Пользователь, не обновивший ICQ, мог получить вместо рожицы ее код. Источник.
Популярные kolobki появились сначала в Miranda и QIP — программах, которые облегчали работу с «аськой» и позволяли кастомизировать сервис под свои пожелания. Позже они стали доступны в ICQ. Смайлики запомнились пользователям точным попаданием в эмоции — многие до сих пор вспоминают бьющегося об стену колобка.
Знаменитый гиф-колобок, бьющийся о стену. Источник.
Набор эмодзи поддерживал разный спектр эмоций. Пользователь мог отреагировать и удивлением, и восторгом, и печалью.
Примеры смайликов в «аське». Источник.
Сейчас во всех мессенджерах есть стикеры, реакции и другие форматы, которые помогают ответить лучше слов. Они стали настолько популярны, что из социальных сетей и мессенджеров перешли в сервисы видеосвязи. В Google Meet и Zoom можно ставить реакции или вызывать спецэффекты при определенных движениях рук перед экраном.
Числовые ICQ-номера (UIN)
UIN — номер пользователей в ICQ. Сейчас его заменяют привычные логины с буквами и символами, но раньше он состоял только из цифр. В интернете считалось, что чем меньше номер, тем «старше» и «круче» пользователь. Многие с большой любовью вспоминают свои пятизнаки и семизнаки.
В профиле «аськи» можно было узнать свой номер. Здесь девятизначный — не самый крутой. Источник.
Номера ICQ — предмет гордости! Олды имели шестизначный номер, «беты» — семизначный. У большинства пользователей был девятизначный и более. Красивые номера часто угоняли, а защиты практически не было — только почта, которую можно взломать. Мне в то время ещее товарищ-«хакер» подарил семизначный номер, но не уверен, что помню от него пароль.Костя, старший frontend-разработчик Selectel
Из комментариев под статьями с воспоминаниями о ICQ. Источник.
Со временем UIN стали визитками: их покупали за большие деньги, получали через знакомых, боролись за короткие «красивые» номера.
Был еще один метод получения «крутых» номеров. При регистрации не требовалось указывать электронную почту, но можно было внести почту в профиль и использовать ее для восстановления пароля.Многие владельцы «семизнаков» указывали адрес бесплатных почтовых служб, которые удаляли почтовый ящик после года (или больше) бездействия — например, Yahoo или MSN. Все, что нужно, — зарегистрировать снова на той же службе почтовый ящик с тем же именем, что и удаленный, и запросить на сайте ICQ восстановление пароля.
Дима, старший сетевой инженер
Собственные номера стали одной из причин «заката» мессенджера. Для того чтобы начать беседу, нужно было обменяться этими номерами где-то еще — например, через почту. После этого — добавить человека в список контактов и отправить запрос на добавление в друзья. Процесс был сложным, поэтому в современных приложениях его упростили.
Сейчас приложения агрегируют всех знакомых из телефонной книги. Среди современных мессенджеров только Telegram позволяет общаться с пользователем без знания телефонного номера. Приложения позволяют выбрать каждому пользователю уникальный ник, вписав туда буквы, цифры и символы. Такой формат помогает сделать ники запоминающимися и бесконечными, но теряется ощущение элитарности, которое было у пользователей с красивыми номерами.
Статусы
ICQ одним из первых внедрил выбор статуса и возможность показать всем онлайн-друзьям, что ты онлайн, занят или отсутствуешь. Когда пользователь был в сети, горел зеленый «цветочек». Была шутка: если все цветочки в «аське» зеленые, на улице дождь.
Так выглядели стандартные статусы в первых версиях ICQ. Источник.
Позднее в ICQ-клиентах появилась возможность создавать кастомные статусы: писать любые предложения, добавлять анимированные эмодзи. Для каждого клиента была своя инструкция, и после установки статуса он отображался для всех друзей из контакт-листа.
Примеры кастомных статусов в «аське». Источник.
Роль статусов менялась с течением времени. После ICQ волну подхватил VK, где пользователи писали душевные цитаты или отмечали семейное положение. Сейчас статусы есть везде: Telegram, WhatsApp, VK, Viber предлагают выбрать вариант из шаблонов или создать свой.
Формат статусов трансформировался. Если в ICQ это были в основном текстовые посылы, то сейчас в мессенджерах появились анимированные эмодзи, которые могут также отображать, занят ли человек, в отпуске или болеет.
Появились и интерактивные механики. В VK часть статусов открывается только при прохождении челленджей от сообществ, например выполнении заданий в боте, или после участия в закрытом мероприятии. В Telegram это фишка только Premium-подписки.
Пример статуса в VK, который выдается за выполнение условий и участие в конкурсах.
Поиск людей по интересам
В «аське» можно было искать пользователей по заданным параметрам — например, по возрасту, полу, локации или интересам. Люди искали новые знакомства, а кто-то нашел отношения на всю жизнь!
В первых версиях поиск был сложным. Если вы хотели познакомиться с фанатом Beatles, сначала нужно было найти тех, кто интересуется музыкой, затем тех, кому нравятся треки из 70-х, а уже потом — фанатов конкретной группы. В поздних версиях появилась возможность сразу настраивать точечные предпочтения.
Из комментариев под статьями с ностальгией по «аське».
Также в ICQ была функция «Случайный чат»: можно было зайти и начать диалог с рандомным пользователем.
Для меня ICQ стал первым и самым удобным мессенджером. Доступ сначала был через маму, а после гордо создали мой собственный аккаунт. В ICQ было удобно искать друзей через поиск. Сам интерфейс интуитивно понятен, поэтому вопросов о том, как взаимодействовать с программой, особо не возникало.Надя, дизайнер интерьера
Как выглядел поиск людей по интересам. Источник.
Многие знакомились через игры в «аське». С развитием сервиса появлялись разные механики. Можно вспомнить ICQ RPS, которая сочетала в себе игру в шахматы и «камень, ножницы, бумагу». Еще одна игра — Zoopaloola, где участники должны отталкивать своих врагов от бильярдного стола.
Популярной стала Warsheep — военная пошаговая стратегия с элементами юмора, в которой нужно уничтожить армию партнера по игре. Нашей коллеге Даше запомнилась игра Slide-A-Lama для двоих в жанре «три в ряд», цель которой — охватить всех верующих противника.
В школьные годы я часами общалась в ICQ с друзьями из других городов и стран. Своих первых собеседников из-за рубежа нашла именно в «аське», когда играла в онлайн-игры. Это была одна из моих самых любимых фич.Slide-a-Lama долгие годы оставалась любимой игрой в ICQ. В одном из турниров моим соперником стал парень из Германии. Мы подружились во время матча и регулярно общались на английском языке еще несколько лет.
Для тогдашней меня, обычной школьницы из небольшого города на севере России, ICQ был пропуском в мир других культур. Я бы с радостью вернулась в прошлое хотя бы на один день, чтобы снова пообщаться с ними в ICQ и сыграть в Slide-a-Lama.
Даша, контент-маркетолог
Плагины и дополнения
В первых версиях «аська» выглядела лаконично и просто, а ее интерфейс был ориентирован только на браузер. Пользователям этого было недостаточно: они хотели менять визуал под себя и упрощать взаимодействие с программой.
Так выглядела «аська» в версии 1999 года. Источник.
Существовало множество способов сделать «аську» кастомной и адаптировать под свои запросы. В основном для этого использовали ICQ-клиенты: можно было сделать свою «сборку», выбрать фоны, настроить цвета кнопок и выбрать нужные функции.
В ICQ можно было сделать сборку с собственной заставкой и большим количеством «стикерпаков» — да, мода на них начиналась уже тогда. А можно было, наоборот, собрать на сером фоне с 16 эмодзи без анимации. Последнее решение делало приложение максимально легковесным: плагин запускался быстро и влезал на любой телефон.Денис, руководитель отдела технической поддержки
Пример кастомизации «аськи» для мобильной версии. Можно выбрать цвета для оформления, функциональность остается стандартной. Источник.
Одна из классных фич, которую можно было встроить в «аську» через ICQ-клиенты, — отправка файлов. Пользователи могли обмениваться файлами прямо через мессенджер, отправлять документы, фото, видео или треки. В QIP реализовано было так: пользователь отправлял файл на сервер qip.ru, а получатель забирал ссылку для скачивания.
Самое крутое, что было в то время в ICQ, — передача файлов. Можно было меняться с другом MP3 и смешными картинками, архивы с которыми пользователи бережно хранили и пополняли. До стриминга музыки, мемов и стикеров было еще далеко.Костя, старший фронтенд-разработчик
Пример одной из картинок, которыми обменивались пользователи. Источник.
Сейчас это привычная базовая фича в Telegram и других сервисах, различаются они только лимитами отправляемых файлов. Например, в Telegram максимальный размер отправки файлов — 2 Гб, а с премиум-подпиской — 4 Гб. В VK максимум также 2 Гб, но раньше было ограничение до 200 Мб.
Привычный интерфейс отправки файлов в Telegram.
Офлайн-сообщения и автоответчик
В «аське» можно было отправлять офлайн-сообщения — на момент создания сервиса это было инновацией. Сообщения хранились на серверах ICQ и доходили до получателей, когда те появлялись в сети.
С помощью плагинов каждый мог настроить автоответчик. Другу по переписке приходил автоматический ответ, когда получатель был не в сети, занят или вообще переставал пользоваться мессенджером.
Сообщение в автоответчике можно было придумать самостоятельно: указать, что вы в отъезде или командировке, и обозначить, когда появитесь на связи. Иногда пользователи писали, что перестали пользоваться «аськой», и указывали контакты в других сервисах.
В переписке был настраиваемый режим автоответа, сообщение пользователь мог придумать сам. Источник.
Инновационной была идея мгновенного обмена сообщениями. До появления «аськи» нужно было или писать письма, которые неизвестно когда прочитают, или договариваться о встрече на чат-сервере.Дима, старший сетевой инженер
Сейчас автоответчики не так популярны. Мы почти всегда доступны онлайн, а если получатель не на связи, то сможет ответить, когда появится в сети. Интересно, что функция отправки в офлайн преобразилась. Теперь в Telegram можно отправлять отложенное сообщение не только на конкретное время, но и на момент, когда получатель появится в сети.
Привычная отправка отложенных сообщений в Telegram.
Вместе с «аськой» ушла и эпоха: воспоминания, контакты и переписки 20-летней давности. При этом эпоха оставила множество фич, которые и спустя 28 лет остаются актуальными и вдохновляют разработчиков на новые способы коммуникации в мессенджерах.
А по каким особенностям «аськи» скучаете вы? Поделитесь своими ламповыми историями в комментариях!