Aрифметика произвольной точности в Erlang
@rawpixel
Даже школьникам известно про существование различных систем счисления и тот факт, что не каждая конечная десятичная дробь является конечной дробью в двоичной системе счисления. Немногие задумываются о том, что вследствие этого факта операции над float и double не являются точными.
Если говорить про Erlang, то он, как и многие другие языки, реализует IEEE754 стандарт для float, в то время как стандартный тип Integer в Erlang реализован с использованием арифметики произвольной точности. Однако, хотелось бы иметь не только bigint, но и возможность оперирования рациональными, комплексными и числами с плавающей точкой с необходимой точностью.
В статье представлен минимальный обзор теории кодирования чисел с плавающей точкой и наиболее яркие примеры возникающих эффектов. Решение, обеспечивающее необходимую точность операций через переход в представление с фиксированной точкой, оформлено в виде библиотеки EAPA (Erlang Arbitrary Precision Arithmetic), призванной удовлетворить потребности финансовых приложений, разрабатываемых на Erlang / Elixir.
Стандарты, стандарты, стандарты…
На сегодняшний день основным стандартом двоичной арифметики с плавающей точкой является широко применяемый в технике и программировании IEEE754. Он определяет четыре формата представления:
- с одинарной точностью (single-precision) 32 бита
- с двойной точностью (double-precision) 64 бита
- с одинарной расширенной точностью (single-extended precision) >=43 бит (редко используемый)
- с двойной расширенной точностью (double-extended precision) >= 79 бит (обычно используют 80 бит)
и четыре режима округления: - Округление, стремящееся к ближайшему целому.
- Округление, стремящееся к нулю.
- Округление, стремящееся к +∞
- Округление, стремящееся к -∞
Большинство современных микропроцессоров изготовляются с аппаратной реализацией представления вещественных переменных в формате IEEE754. Форматы представления ограничивают предельный размер числа, а режимы округления влияют на точность. Программисты зачастую не могут изменить поведение аппаратуры и реализации языков программирования. Например, официальная реализация Erlang хранит float в 3 словах на 64 разрядной машине и в 4 словах на 32 разрядной.
Как говорилось выше, числа в формате IEEE754 — это конечное множество, на которое отображается бесконечное множество вещественных чисел, поэтому исходное число может быть представлено в формате IEEE754 с ошибкой.
Основная масса чисел при отображении на конечное множество имеет стабильную и небольшую относительную погрешность. Так, для float она составляет 11,920928955078125e-6%, а для double — 2,2204460492503130808472633361816e-14%. В жизни программистов большинство решаемых повседневных задач позволяют пренебречь этой погрешностью, хотя следует учесть, что и в простых задачах можно наступить на грабли, так как величина абсолютной ошибки может достигать 1031 и 10292 для float и double соответственно, вызывая затруднения в вычислениях.
Иллюстрация эффектов
От общей информации к делу. Давайте попробуем воспроизвести возникающие эффекты в Erlang.
Все примеры, приведенные ниже, оформлены в виде ct-тестов.
Округление и потеря точности
Начнем с классики — сложения двух чисел: 0,1+0,2 = ?:
t30000000000000004(_)->
["0.30000000000000004"] = io_lib:format("~w", [0.1 + 0.2]).
Результат сложения слегка отличается от интуитивно ожидаемого, и тест проходит успешно. Попробуем добиться верного результата. Перепишем тест с использованием EAPA:
t30000000000000004_eapa(_)->
%% prec = 1 symbols after coma
X = eapa_int:with_val(1, <<"0.1">>),
Y = eapa_int:with_val(1, <<"0.2">>),
<<"0.3">> = eapa_int:to_float(1, eapa_int:add(X, Y)).
Данный тест тоже успешно выполняется, показывая, что проблема устранена.
Продолжим эксперименты, добавим к 1.0 совсем небольшую величину:
tiny(_)->
X = 1.0,
Y = 0.0000000000000000000000001,
1.0 = X + Y.
Как видим, наша прибавка осталась незамеченной. Пробуем исправить проблему, попутно иллюстрируя одну из возможностей библиотеки — автоматическое скалирование:
tiny_eapa(_)->
X1 = eapa_int:with_val(1, <<"1.0">>),
X2 = eapa_int:with_val(25, <<"0.0000000000000000000000001">>),
<<"1.0000000000000000000000001">> = eapa_int:to_float(eapa_int:add(X1, X2)).
Переполнение разрядной сетки
Кроме проблем связанных с маленькими числами, очевидной и существенной проблемой является переполнение.
float_overflow(_) ->
1.0 = 9007199254740991.0 - 9007199254740990.0,
1.0 = 9007199254740992.0 - 9007199254740991.0,
0.0 = 9007199254740993.0 - 9007199254740992.0,
2.0 = 9007199254740994.0 - 9007199254740993.0.
Как видно из теста, в какой-то момент разница перестает быть равна 1.0, что очевидно является проблемой. EAPA позволяет решить и эту проблему:
float_overflow_eapa(_)->
X11 = eapa_int:with_val(1, <<"9007199254740992.0">>),
X21 = eapa_int:with_val(1, <<"9007199254740991.0">>),
<<"1.0">> = eapa_int:to_float(1, eapa_int:sub(X11, X21)),
X12 = eapa_int:with_val(1, <<"9007199254740993.0">>),
X22 = eapa_int:with_val(1, <<"9007199254740992.0">>),
<<"1.0">> = eapa_int:to_float(1, eapa_int:sub(X12, X22)),
X13 = eapa_int:with_val(1, <<"9007199254740994.0">>),
X23 = eapa_int:with_val(1, <<"9007199254740993.0">>),
<<"1.0">> = eapa_int:to_float(1, eapa_int:sub(X13, X23)).
Опасная редукция
Следующий тест демонстрирует возникновение опасной редукции. Данный процесс сопровождается катастрофическим снижением точности вычислений в операциях, где результирующее значение много меньше входных. В нашем случае результат вычитания 1.
Покажем, что в Erlang эта проблема присутствует:
reduction(_)->
X = float(87654321098765432),
Y = float(87654321098765431),
16.0 = X-Y. %% has to be 1.0
Получилось 16.0 вместо ожидаемого 1.0. Попробуем исправить данную ситуацию:
reduction_eapa(_)->
X = eapa_int:with_val(1, <<"87654321098765432">>),
Y = eapa_int:with_val(1, <<"87654321098765431">>),
<<"1.0">> = eapa_int:to_float(eapa_int:sub(X, Y)).
Другие особенности арифметики с плавающей точкой в Erlang
Начнем, пожалуй, с игнорирования отрицательного нуля.
eq(_)->
true = list_to_float("0.0") =:= list_to_float("-0.0").
Сразу хочется сказать, что EAPA сохраняет данное поведение:
eq_eapa(_)->
X = eapa_int:with_val(1, <<"0.0">>),
Y = eapa_int:with_val(1, <<"-0.0">>),
true = eapa_int:eq(X, Y).
так как оно допустимо. В Erlang нет внятного синтаксиса и обработки NaN и бесконечностей, что порождает целый ряд особенностей, например, вот таких:
1> math:sqrt(list_to_float("-0.0")).
0.0
Следующим моментом является особенность обработки больших и маленьких чисел. Попробуем воспроизвести для маленьких:
2> list_to_float("0."++lists:duplicate(322, $0)++"1").
1.0e-323
3> list_to_float("0."++lists:duplicate(323, $0)++"1").
0.0
и для больших чисел:
4> list_to_float("1"++lists:duplicate(308, $0)++".0").
1.0e308
5> list_to_float("1"++lists:duplicate(309, $0)++".0").
** exception error: bad argument
Приведем еще пару примеров для маленьких чисел:
6> list_to_float("0."++lists:duplicate(322, $0)++"123456789").
1.0e-323
7> list_to_float("0."++lists:duplicate(300, $0)++"123456789").
1.23456789e-301
8> 0.123456789e-100 * 0.123456789e-100.
1.524157875019052e-202
9> 0.123456789e-200 * 0.123456789e-200.
0.0
Приведенные выше примеры подтверждают истину и для Erlang проектов: деньги нельзя считать в IEEE754.
EAPA (Erlang Arbitrary-Precision Arithmetic)
EAPA — NIF расширение, написанное на Rust. На данный момент в репозитории EAPA представлен максимально простой и удобный интерфейс eapa_int для работы с числами с фиксированной точкой. К числу особенностей eapa_int можно отнести следующие:
- Отсутствие эффектов IEEE754 кодирования
- Поддержка больших чисел
- Настраиваемая точность до 126 знаков после запятой. (в текущей реализации)
- Автоскейлинг
- Поддержка всех основных операций над числами
- Более или менее полное тестирование, в том числе property based.
Интерфейс eapa_int
:
with_val/2
— перевод числа с плавающей точкой в фиксированное представление, которое можно в том числе безопасно использовать в json, xml.to_float/2
— перевод числа с фиксированной точкой в число с плавающей точкой с заданной точностью.to_float/1
— перевод числа с фиксированной точкой в число с плавающей точкой.add/2
— сумма двух чиселsub/2
— разностьmul/2
— умножениеdivp/2
— делениеmin/2
— минимальное из чиселmax/2
— максимальное из чиселeq/2
— проверка равенства чиселlt/2
— проверка, что число меньшеlte/2
— проверка меньше равноgt/2
— проверка, что число большеgte/2
— проверка больше равно
Код EAPA можно найти в репозитории https://github.com/Vonmo/eapa
Когда следует использовать eapa_int? Например, если ваше приложение работает с деньгами или вам нужно удобно и точно производить вычислительные операции над числами вида 92233720368547758079223372036854775807.92233720368547758079223372036854775807, можно смело использовать EAPA.
Как и любое решение, EAPA это компромисс. Мы получаем необходимую точность, жертвуя памятью и скоростью вычислений, Тесты производительности и статистика, собранная на реальных системах, показывают, что большинство операций выполняются в диапазоне 3–30 мкс. Данный момент тоже необходимо учитывать при выборе интерфейса с фиксированной точкой EAPA.
Заключение
Конечно, далеко не всегда приходится решать подобные задачи на Erlang или Elixir, но когда возникает проблема и не находится подходящий инструмент, приходится изобретать решение.
Данная статья — это попытка поделиться с сообществом инструментом и опытом, в надежде, что для кого-то эта библиотека окажется полезной и поможет сохранить время.
А как вы считаете деньги в Erlang?
P.S. Работа с рациональными и комплексными числами, а также нативный доступ к Integer, Float, Complex, Rational типам произвольной точности будут освещены в следующих публикациях. Не переключайтесь!
Материалы по теме: