Археологи цифрового века

kkxnsc9xx2regjybs3extetv1ba.png


Мир аналоговых устройств практически исчез, однако носители информации еще остались. Сегодня я расскажу, как столкнулся с необходимостью оцифровки и хранения данных домашнего архива. Надеюсь, что мой опыт поможет вам правильно подобрать устройства для оцифровки и неплохо сэкономить, выполнив оцифровку самостоятельно.

»— А это, это что?
— О, это вообще чума, товарищ майор! Полюбуйтесь: вот это — передающая антенна с блоком питания, это — камера, но у неё нет записывающей головки, это раз, кассеты тоже нет, это два, и вообще, как она включается тоже чёрт её разберёт, это три.»

(Художественный фильм «Гений», 1991 год)

Хотелось бы вам вскрыть «капсулу времени» и услышать молодые голоса ваших родителей? Увидеть, как выглядел ваш дедушка в молодости, или посмотреть, как жили люди лет 50 назад? А между прочим, у многих до сих пор есть такая возможность. На антресолях, в комодах и кладовках еще лежат и ждут своего часа аналоговые носители информации. Насколько реально их вычитать и перевести в цифровой вид? Именно этим вопросом я задался и решил действовать.

Видеозаписи


Все началось еще лет 5 назад, когда на небезызвестном китайском сайте я увидел недорогой USB-брелок для оцифровки аналоговых источников с названием EasierCAP. Поскольку в кладовке хранилось некоторое количество VHS-кассет, решил купить эту штуку и посмотреть, что вообще было на видеокассетах. Так как телевизора у меня нет в принципе, а видеомагнитофон еще в 2006 году отправился на помойку, то следовало найти рабочее устройство, чтобы вообще воспроизвести VHS.

_y15fsvqx_armmvcj0xgn6btsd8.jpeg


Зайдя на другой небезызвестный сайт с объявлениями о продаже всякой всячины, нашел видеоплеер LG Wl42W формата VHS буквально в соседнем доме и приобрел его по цене двух чашек кофе. Вместе с видеоплеером мне достался и RCA-кабель.

3ve966rjc2cnxmdth_nq-l2lx5m.jpeg


Подключил я все это добро к компьютеру и стал разбираться с программой, шедшей в комплекте. Там было все интуитивно понятно, так что спустя два-три дня все VHS-видеокассеты были оцифрованы, а видеоплеер продан на том же самом сайте. Какой же вывод я для себя сделал: видеозаписям было в среднем 20 лет и большая часть из них была пригодна для оцифровки. Только одна из двух десятков записей оказалась частично повреждена, и считать ее полностью не удалось.

Полез я разгребать кладовую дальше и наткнулся на 9 видеокассет формата Sony Video8. Помните передачу «Сам себе режиссер», которая была еще до появления Youtube и TikTok? В те годы портативные аналоговые видеокамеры были крайне популярны.


Мейнстримом тогда были следующие форматы:

  • Betacam;
  • VHS-Compact;
  • Video8.


У каждого из форматов были еще и разновидности, так что пришлось вначале внимательно прочитать о каждой из них, прежде чем пытаться найти оборудование, на котором смогу воспроизвести найденные кассеты.

Основная проблема, которая этот процесс сильно затянула во времени: б/у видеокамер этого формата оказалось мало, да и стоили они каких-то нереальных денег. Спустя пару недель наблюдения за объявлениями нашел одно, где за видеокамеру просили чуть меньше 1000 рублей, и приобрел себе Sony Handycam CCD-TR330E.

Оказалась она весьма побитой жизнью, с расколотым ЖК-экранчиком, но при подключении к аналоговому выходу USB-брелка работала весьма сносно. Блока питания в комплекте не было, аккумуляторов тоже. Вышел из положения при помощи лабораторного блока питания и проводов с «крокодилами». Лентопротяжный механизм на удивление был в хорошем состоянии, что позволило мне считать все эти видеокассеты. Самая старая лента Video8 у меня датировалась 1997-годом. Результат — 9 из 9 кассет считались без проблем. Видеокамеру ждала та же участь, что и видеоплеер — через пару дней у меня ее купили для таких же целей оцифровки.

Первая часть эпопеи с оцифровкой закончилась достаточно быстро. EasierCAP отправился в ящик, где и оставался до недавнего времени. Спустя два года пришла пора делать капитальный ремонт квартиры у родственников, что автоматически означало только одно: кладовку требуется освободить полностью. Вот тут-то и обнаружилось огромное количество раритетных носителей информации:

  • несколько десятков аудиокассет;
  • виниловые пластинки;
  • магнитные дискеты 3.5 дюйма;
  • катушки с магнитной лентой;
  • старые фотографии и негативы.


Идея сохранить это добро и преобразовать в цифровой вид пришла практически сразу. Мне предстояло еще немало трудностей, прежде чем получить ожидаемый результат.

Фотографии и негативы


Это было первое, что мне бы хотелось сохранить. Множество старых фотографий и пленок, снятых на Зенит-Б. В то время для получения красивых кадров надо было очень сильно постараться. Качественная фотопленка была дефицитом, но даже это не главное. Пленку надо было проявить и напечатать, причем зачастую в домашних условиях.

Поэтому вместе с пленками и фотографиями я обнаружил большое количество химической посуды, фотоувеличители, красную лампу, кадрирующие рамки, емкости для реактивов и еще тонны разных приспособлений и расходников. Когда-нибудь потом попробую самостоятельно пройти весь цикл получения фотоснимков.

Итак, мне предстояло приобрести устройство, способное оцифровывать негативы и обычные фотоснимки. Порыскав по объявлениям, нашел отличный планшетный сканер HP ScanJet 4570c, имеющий отдельный слайд-модуль для сканирования фотопленки. Обошелся мне он всего в 500 рублей.

kybi9ydprjms-9wlj5l_yw9vxfy.jpeg


Оцифровка заняла очень много времени. Более двух недель каждый день по несколько часов приходилось выполнять одну и ту же операцию просмотра и сканирования. Для удобства пришлось нарезать фотопленку на куски, помещавшиеся в слайд-модуль. Работа была выполнена, а сканером этим я пользуюсь до сих пор. Качество его работы меня исключительно порадовало.

Дискеты 3.5 дюйма


Прошли те времена, когда дисковод для дискет был неотъемлемым атрибутом для любого системного блока, ноутбука и даже музыкального синтезатора (у автора до сих пор жива Yamaha PSR-740 с флоппи-приводом). Сейчас же дискеты — раритет, практически не использующийся с повсеместным распространением интернета и дешевых Flash-накопителей.

Разумеется, можно было бы купить на барахолке древний системный блок с флоппи-приводом, однако на глаза попался USB-привод. Его я и приобрел за символическую сумму. Было интересно, прочитаются ли дискеты, записанные в промежуток с 1999 по 2004 годы.

onbe9rdlct7nj7i7ekufao9xiog.jpeg


Результат, мягко говоря, был обескураживающим. Прочиталось менее половины всех имеющихся дискет. Все остальные сыпали ошибками при копировании либо вообще не читались. Вывод прост: флоппи-диски так долго не живут, поэтому если у вас где-то хранятся эти накопители, то скорее всего они уже не несут никакой полезной информации.

Аудиокассеты


ixow6esqf7t9j8bpfjfll-slszs.jpeg

История аудиокассет (иначе их называли компакт-кассетами) началась еще с 1963-го года, однако массовое распространение они получили с 1970 года и держали лидерство целых 20 лет. На смену им пришли компакт-диски, и эпоха магнитных аудионосителей закончилась. Тем не менее, у многих до сих пор на антресолях пылятся аудиокассеты с разной музыкой. Чем же вычитать их в 21-ом веке?

Мне пришлось обратиться к другу, заядлому коллекционеру аудиотехники, и попросить у него на несколько дней знаменитую «Кобру» (Panasonic RX-DT75), получившую такое прозвище за весьма оригинальный внешний вид. На самом деле подошел бы и любой аудиоплеер, но с живыми пассиками (приводными ремнями) их найти достаточно сложно.

sttmgfdapzsx758-uuofdghvctc.jpeg


Катушки с магнитной лентой


Как сейчас помню себя маленького, играющего с магнитофоном Снежеть-203. В комплекте был микрофон и головные телефоны, поэтому я баловался, записывая свой голос на 9-ой скорости, а воспроизводя на 4-ой. Почти как в знаменитом фильме «Один дома», где Кевин МакКалистер использовал диктофон Tiger Electronics, линейки Talkboy.


С тех пор прошло более двух десятков лет, а записи так и лежали в кладовке, ожидая когда их извлекут на свет. Там же обнаружился и сам магнитофон, аж 1979 года выпуска. Пожалуй, это был самый интересный квест. Если найти винтажную видеокамеру или флоппи-привод не составляет проблемы, то восстановить работоспособность магнитофона, которому более 40 лет, — задача нетривиальная. Для начала было решено вскрыть корпус и хорошенько продуть внутренности от пыли.

Визуально все выглядело хорошо, кроме пассиков. Годы в кладовке уничтожили несчастные резинки, которые в руках просто рассыпались. Всего там три пассика. Основной на двигатель, дополнительный на подкатушечник и еще один на счетчик. Проще всего было поменять именно третий (подходит любая резинка для купюр). А вот первые два я стал искать по сайтам объявлений. В конечном итоге купил ремкомплект у продавца из Тамбова (видимо, специализируется на ремонте винтажного оборудования). Спустя неделю мне пришло письмо с двумя новыми пассиками. Ума не приложу — либо это их так хорошо сохранили, либо они до сих пор где-то производятся.

Пока пассики ехали ко мне, включил для проверки магнитофон в сеть и проверил, что мотор исправно работает. Все трущиеся металлические части прочистил и смазал машинным маслом, а резиновые части и головку воспроизведения обработал изопропиловым спиртом. Также пришлось поменять пару растянувшихся пружинок. И вот момент истины. Пассики установлены, катушки установлены. Воспроизведение началось.

flcisvmif_ebcoxbxs-4riwjsww.jpeg

И сразу же первое разочарование — звука не было. Полез в инструкцию, проверил положение переключателей. Все было верно. Значит, надо разбирать и смотреть, где теряется звук. Источник проблемы обнаружился весьма быстро. Один из стеклянных предохранителей визуально выглядел нормальным, но «на прозвон» оказался пробитым. Заменил на аналогичный и вуаля. Звук появился.

Моему удивлению не было предела. Пленка сохранилась практически идеально, несмотря на то, что ее в кладовке никто не трогал и не перематывал. А в мыслях я уже представлял, что мне придется запекать ее, как описывалось в статье о восстановлении магнитных лент. Паять переходник не стал, а для записи использовал профессиональный студийный микрофон. Фоновый шум убирал с помощью штатных возможностей бесплатного аудиоредактора Audacity.

Виниловые пластинки


Занятно, но это, пожалуй, единственный вид раритетных носителей информации, для которых до сих пор производят оборудование. Винил давно в ходу у диджеев, а следовательно и оборудование всегда есть в наличии. Более того, даже недорогие проигрыватели имеют функцию оцифровки. Такой девайс станет отличным подарком старшему поколению, которое сможет легко поставить любимую пластинку и послушать привычную им музыку.

Я сделяль


Ну вот оцифровал я все и стал думать —, а как же теперь хранить все эти фотографии, негативы, видео- и аудиозаписи? Оригинальные носители я уничтожил, чтобы не занимали места, а цифровые копии следует надежно сохранить.

Следует выбрать такой формат, который я смогу прочитать через условные 20 лет. Такой формат, к которому я смогу найти устройство чтения, который будет удобно хранить и при необходимости вычитать. Исходя из полученного опыта, хотел воспользоваться современным стримером и записать все на магнитную ленту, но стримеры безбожно дорогие и в SOHO-сегменте их просто не существует. Хранить дома ленточную библиотеку неразумно, размещать ее в дата-центре только ради «холодного хранения» — дорого.

Выбор пал на однослойные DVD-диски. Да, они не слишком емкие, однако до сих пор производятся, равно как и оборудование для их записи. Они долговечные, их легко хранить, при необходимости также легко считать. На Хабре был достаточно познавательный пост про деградацию оптических носителей, однако не так давно мне довелось считывать DVD-диски, записанные 10 лет назад и забытые на даче. Все считались без проблем с первого раза, хотя описанные в статье дефекты («бронзование» дисков) начали появляться. Поэтому было принято решение обеспечить резервным копиям идеальные условия хранения, считывать и перезаписывать на новые диски каждые 5 лет.

В итоге я действовал следующим образом:

  1. Одна копия хранится дома на локальном NAS QNAP-D2 без какого-либо резервирования.
  2. Вторая копия залита в Облачное хранилище Selectel.
  3. Третья копия записана на DVD-диски. Каждый диск дублируется дважды.


Записанные диски хранятся дома, каждый в индивидуальном боксе, без доступа к свету, внутри завакуумированного пластикового мешка. Внутрь мешка положил силикагель, чтобы надежно защитить содержимое от влаги. Надеюсь, что это позволит их без проблем считать даже через 10 лет.

Вместо заключения


Мой опыт показал, что еще не поздно заняться оцифровкой аналоговых носителей. Пока есть живые устройства для воспроизведения и вытащить данные реально. Однако с каждым годом шанс, что носители станут непригодными для использования, возрастает, так что не откладывайте.

Зачем все эти сложности с покупкой устройств, неужели нельзя было просто обратиться в мастерскую по оцифровке и получить готовый результат? Ответ прост — это очень дорого. Цены на оцифровку видеокассеты достигают 25 рублей за минуту, причем оплачивать придется сразу за всю кассету. Невозможно узнать, что на ней есть, не прочитав полностью. То есть за одну видеокассету VHS, емкостью 180 минут, пришлось бы заплатить от 2880 до 4500 рублей.

По моим примерным подсчетам, только за оцифровку видеокассет пришлось бы заплатить около 100 тысяч рублей. Я уже не говорю про аудио и фотографии. Мой способ стал интересным хобби на несколько месяцев и обошелся мне всего в 5–7 тысяч рублей. Эмоции же превзошли все ожидания и доставили моим родным много радости от возможности вновь пережить запечатленные на пленках моменты.

А вы уже оцифровали домашний архив? Может быть, пора это сделать?

© Habrahabr.ru