Apple впервые сама разрабатывает дисплеи для своих девайсов. Это будут дисплеи нового поколения

Apple уже много лет использует для своих гаджетов готовые дисплеи от других производителей. Экран часов Apple Watch делает LG Display. Экран OLED для iPhone X, первый такой экран в смартфоне Apple, поставляла Samsung. «Яблочная» компания только слегка подстраивает дисплеи под свои девайсы, — например, калибрует экраны iPhone для улучшения цветопередачи. Но на этом её вовлеченность в работу с дисплеями заканчивается.


sx5af_w84ead5huifeelcnoaemg.jpeg

Теперь, по словам источников Bloomberg, Apple решила, что зависимость от поставок других компаний делает её уязвимой. А поскольку она является самой богатой компанией на планете (с $252 млрд в готовом кеше), настало время потратить часть резервов, и все-таки разработать собственный экран. Да так, чтобы у конкурентов на рынке не осталось шансов. А это значит — создать свою технологию для дисплеев, самую продвинутую и крутую, а потом её как следует запатентовать. Samsung, LG и другие сейчас слегка в шоке. На одних только слухах о таком решении Apple их акции начали падать.

Apple впервые занимается дизайном и разработкой собственных дисплеев — на секретной производственной базе неподалеку от своего главного офиса в Калифорнии. Об этом агентству Bloomberg сообщили «источники, знакомые с ситуацией». Тех. гигант собирается сделать миллиардные инвестиции в создание MicroLED-экранов нового поколения. Такие дисплеи будут содержать иные светоизлучающие компоненты, чем современные OLED-экраны, и позволят сделать гаджеты будущего тоньше, ярче и менее энергозатратными. Уже появляются разговоры о том, что MicroLED — первая принципиально новая технология для дисплеев со времени появления OLED в 2013 году.


cwsdkfpmwz1cytgpxs7sfn9_sp0.jpeg
Секретная фабрика Apple в Санта-Кларе. Март-2018

Новые дисплеи на порядок сложнее производить, чем экраны OLED. В качестве пикселей в MicroLED используются не органические светодиоды, а диоды на основе нитрида галлия. Они чрезвычайно малы в размерах, меньше десятой части толщины человеческого волоса (не зря в названии стоит слово «микро»). Столкнувшись со сложностями технологического процесса, Apple почти отказалась от проекта около года назад. Но сейчас инженеры нашли решение, и технология уже почти готова к массовому производству. По словам источников внутри компании, пользователи смогут увидеть её в гаджетах через пару лет, если в работе экранов не будет выявлено никаких проблем.

Амбициозный проект, инвестиции в который оцениваются миллиардами долларов, — часть стратегии Apple по возвращению дизайна ключевых компонентов к устройствам обратно в свои руки. Компания уже несколько лет сама создает чипсеты для своих девайсов. Ожидается, что новый шаг Apple серьезно повредит бизнесу Samsung, LG, Sharp и Japan Display, выпускающих экраны для смартфонов, планшетов и умных часов компании, а также урежет прибыль Synaptics, делающей интерфейсы для связи чипсета с экраном.

Когда слухи о таком решении Apple впервые появились на прошлой неделе, акции десятков компаний рухнули на 5–15%. Больше всех пострадала фирма Universal Display (-16%), которая держит патенты на OLED-технологии. Инвесторов испугало, что MicroLED может со временем сделать их невостребованными. Меньше всех пострадала Samsung (-2%), у которой есть собственные MicroLED-наработки.


ig2227ay_jt9ce2e9vz3lwa9vx4.jpeg
Сравнение размеров традиционных светодиодов и MicroLED

Контроль над технологией MicroLED позволит Apple перестать опасаться конкуренции со стороны Samsung, лидирующей в производстве дисплеев, — говорит Рей Сонейра, владелец компании по тестированию экранов DisplayMate Technologies. «Это один из последних шансов тех. гиганта выделить себя на фоне корейских и китайских компаний, которые отвоевывают себе всё большую долю рынка. Каждый может купить девайс с LCD- или OLED-экраном. Но MicroLED может принадлежать только Apple».

На пути — уйма потенциальных препятствий. Массовое производство нового типа дисплеев потребует нового оборудования, которое тоже надо будет сначала разработать и выпустить. Это миллиардные затраты, которые могут и не окупиться — если в экранах найдут критическую проблему или если другая фирма создаст еще более продвинутую разновидность дисплеев.

Калифорнийская фабрика Apple слишком мала для массового производства, но пока что компания хочет держать свою технологию под замком. Чтобы устранить любые возможные утечки, экраны и методы их производства не раскрываются даже партнерам в Азии — на чьих предприятиях, скорее всего, в итоге и будут выпускаться дисплеи, чтобы снизить их стоимость.

Секретная инициатива, как говорят источники Bloomberg, получила кодовое название T159. Ей заведует Линн Йонгс, один из ветеранов компании, помогавший с созданием первых тачскринов для iPhone и iPad. Под его контролем — производственный цех на 5800 м2, первый и единственный такого типа у Apple. Предприятие находится на ничем не примечательной улице в Санта-Кларе, Калифорния, в 15 минутах езды от кампуса Apple Park в Купертино. Примерно 300 инженеров там трудятся над первыми MicroLED-дисплеями (если не считать концептов для телевизоров, которые в конце февраля показывала Samsung). Такие дисплеи будут в 30 раз ярче OLED-экранов, станут потреблять меньше энергии и будут намного дольше держаться в строю.


ig9xi6pxtwz5npvljafy00ypvks.jpeg
Фабрика Apple на Тайване, помогающая с проектом

Рядом стоит другой завод, отвечающий за так называемую «передачу светодиодов»: процесс переноса отдельных пикселей на экран MicroLED. Apple получила патент на эту технологию с покупкой стартапа LuxVue в 2014-м. Примерно через год после этой сделки Apple открыла отдел по разработке дисплеев, и, по слухам, именно инженеры LuxVue составили его костяк. Чтобы проверить возможности этих разработчиков, компания сначала втайне выпустила несколько LCD-дисплеев в своем «Центре технологий» на Тайване, и инженеры из фабрики в Санта-Кларе должны были модифицировать iPhone 7, используя эти «запчасти». Чтобы смартфоны могли нормально работать, а по качеству (контрасту, цветопередаче, скорости обработки команд и пр.) не уступали настоящим. Руководители Apple протестировали получившиеся образцы, и через несколько недель после этого обеспечили инженерам полное финансирование для создания дисплеев с MicroLED.

Из-за сложности постройки целого завода по производству экранов у Apple ушло несколько месяцев на то, чтобы ввести в эксплуатацию свою тайную фабрику в Калифорнии. И только в последние месяцы у инженеров появилась уверенность в том, что им удастся со временем заменить экраны от Samsung и других поставщиков. В конце 2017-го им впервые удалось изготовить полностью функциональные MicroLED-экраны для будущих Apple Watch. Вероятно, это будут первые девайсы с новой технологией. До потребителей они не дойдут еще как минимум два года, пока что это только прототипы. Тем не менее, по слухам, Apple такими результатами очень довольна. Теперь она может начать снижение своей зависимости от фирм-производителей.

Прототипы Apple Watch с MicroLED пока что нельзя носить: экраны просто подсоединяются к стоящему снаружи компьютеру от часов. Но инженеры могут протестировать их отзывчивость, и оценить другие характеристики. По словам человека с доступом внутрь завода, самое заметное — они намного ярче, чем текущие экраны часов (в них стоит OLED-матрица). Также разработчикам намного проще контролировать отдельные цвета во время калибровки.

Технология скорее всего не дойдет до iPhone в ближайшие 3–5 лет. Линейка смартфонов остается главной «дойной коровой» компании, и, учитывая сколько проблем было с нововведениями в iPhone X, руководители Apple хотят убедиться, что на этот раз технология действительно готова. Сначала её протестируют на Apple Watch — так же, как и с OLED-экранами (в часах они появились в 2014 году, а на iPhone пользователи увидели их только под конец 2017-го).


omqd4og0gn2dx8arbkaujkbgeai.jpeg
Концепт-телевизор от Samsung The Wall с MicroLED-технологией, продемонстрированный на CES-2018. Диагональ — 146 дюймов, стоимость — около $100 тысяч

Создание MicroLED-дисплеев — чрезвычайно сложный процесс. В зависимости от размера экрана, они могут содержать миллионы отдельных пикселей. В каждом — три субпикселя, красный, зеленый и синий светодиоды. Каждый из этих микроскопических LED должен быть индивидуально создан и откалиброван. Все они поступают с донорской пластины и должны быть перенесены на MicroLED-экран. Раньше Apple закупала эти пластины у третьих лиц, вроде Osram Licht и Epistar Corp., и только в последние месяцы научилась «выращивать» собственные светодиоды. Донорские пластины создаются в идеально чистой комнате внутри завода в Санта-Кларе.

На том же производстве собираются прототипы дисплеев MicroLED, вплоть до подсоединения экрана к стеклу. Часть компонентов изготавливается на фабрике на Тайване. Apple также разрабатывает собственные тонкопленочные транзисторы и драйверы экрана, ключевые компоненты в сборке дисплеев. Сейчас завод в Санта-Кларе может за день выпускать несколько полнофункциональных экранов под Apple Watch (до 2 дюймов в диагонали). До массового производства, тем более экранов для iPhone, здесь еще далеко.

Пока мир не готов увидеть MicroLED, на публике Apple по-прежнему будет играть роль пропонента OLED-дисплеев. Этой осенью компания планирует выпустить свой второй iPhone с OLED — гигантскую модель на 6,5 дюйма (у iPhone X экран был 5,8 дюйма). Также проводятся работы по расширению производства OLED от Samsung и включения в это дело LG.

Подробнее про технологию MicroLED можно почитать тут.

P.S. Покупать технику Apple лучше всего в США, она там намного дешевле. Тот же iPhone X в России Apple продает за 79 990 рублей ($1392). В Америке он стоит $1085. Экономьте, а Pochtoy.com доставит любые покупки это в Россию. От $8,99 за полкилограмма. Если зарегистрироваться с кодом Geektimes, вам на счет сразу зачисляется $7.

© Geektimes