Apple утратила свою функциональную возвышенность
Перевод нашумевшего поста Марко Армент, известного разработчика приложений для iOS и различных веб-сервисов.———–Устройства Apple сегодня великолепны — лучше не бывало. Но качество программного обеспечения настолько просело за последние несколько лет, что я всерьез беспокоюсь по поводу его перспектив. Я набираю этот текст на компьютере, чье существование я не мог бы предвидеть еще несколько лет назад, но он работает под управлением ОС, переполненной ошибками, за которые стыдно, и фундаментальными ухудшениями. Еще несколько лет назад мы без устали посмеивались над пользователями Windows про такие же ошибки в их неполноценной ОС, но сегодня нам уже нельзя так говорить.
«Все просто работает» никогда не являлось полной правдой, но я не думаю, что количество сносок и мелкого текста был когда-либо длиннее. Мы теперь подходим к новым версиям ОС и приложений от Apple с тем же крайним скептицизмом и тревогой, что и консервативные IT-отделы, отвечающие за Windows.
Джефф Возняк (Geoff Wozniak — не путать со Стивом) перешел на Linux после десяти лет на OS X (Апдейт: он удалил свою запись). Это история всего лишь одного человека, но многие из причин, им озвученных, находят широкий отклик. Я подозреваю, что удерживает от распространения подобных историй только тот факт, что Windows в целом все равно хуже, а настольный Linux для большинства людей вообще представляет собой сплошную головную боль. Но плохо, если большинство людей остается на твоей ОС только потому, что все остальное еще хуже, а не потому, что они любят твой продукт.
Apple всегда была компанией, ведомой маркетингом, но там нужен определенный баланс. Маркетинг играет важную роль, но маркетинговые приоритеты не должны наносить существенный ущерб качеству.
Я подозреваю, что быстрое падение качества программного обеспечения Apple — это знамение того, что маркетинг сейчас имеет более высокий приоритет (1) в Apple сегодня: выпуск новых версий каждый год явно невозможен для команд разработчиков при поддержании того же уровня качества. Может быть, это проблема именно разработчиков, но я подозреваю, что нет — я сомневаюсь в том, что любая цельная команда разработки может выдерживать такие требования и при этом обеспечивать высокое качество (2).Проблема, похоже, довольно простая: они делают слишком много, имея при этом нереалистичные дедлайны.
Нам не нужно большое обновление операционной системы каждый год. Нам не нужно, чтобы у каждого большого апдейта ОС был огромный список новых функций. Нам нужно, чтобы наши компьютеры, телефоны и планшеты работали, в первую очередь, хорошо, чтобы мы могли получать удовольствие от новых функций, которые выпускаются в спокойном, степенном темпе.
Я боюсь, что руководство Apple не осознает, насколько серьезно и глубоко недостатки их программного обеспечения вредят их репутации, потому что, если бы они это осознавали, они бы внесли серьезные изменения, а этого мы пока не наблюдаем. Вместо этого происходит обратное: темпы быстрых обновлений в различных продуктовых линейках только расширяются и ускоряются.
1 Важный нюанс, который теряется во множестве кривых переписываний этой статьи: говоря о приоритете маркетинга, я не имею в виду «отдел маркетинга». Я понятия не имею, как устроен внутри отдел маркетинга, и как он влияет или не влияет на направление компании. Приоритеты маркетинга, похоже, более влиятельны, например, требование иметь большое обновление операционной системы с каждой новой версией iPhone, или новую версию OS X каждый год, для выгоды маркетинга.
2 Люди продолжают спрашивать у меня, нужно ли изменение на уровне топ-менеджера — Тима Кука, Фила Шиллера или Крейга Федериги. Я не знаю, конечно же, да и никто из нас не знает, но я подозреваю, что проблема не в этом. Мне кажется, что проблема — в некой общей согласованной приоритезации, которая была установлена всей руководящей командой.
Так что это не та проблема, где «уволить кого-то и исправить» — это скорее вопрос плохо взвешенных приоритетов, которые, скорей всего, могут быть решены и с текущим персоналом.
——————–
Я, пожалуй, в целом с Марко соглашусь, но хочу отдельно прокомментировать часть про то, где «нам не нужно…» Как разработчик, Марко понимает тяжесть маркетинговых приоритетов и необходимость напрягаться для того, чтобы выпускать продукт в установленный срок, а не тогда, когда он готов. К сожалению, большинство потребителей на этом высококонкурентном рынке гаджетов думают по-другому. Они идут и читают бесконечные дурацкие сравнения спецификаций, тесты скорости, перечисления «что нового», и зачастую принимают решения, основываясь на этом бесконечном потоке именно маркетинговой информации. Отсюда и гонка «вооружений» — гигагерцы, мегапиксели, гигантские экраны и разрешения, оттуда и необходимость быть частью всего этого, иначе тебя записывают «в отстающие» и доллары покупателей уходят в другом направлении.
С одной стороны, Apple в этом тренде выступает гораздо меньше, чем конкуренты — те же Samsung или HTC, которые еще год-полтора назад умудрялись выдавать по 3–4 «флагмана» в год, разгоняя этот маховик, пока он не грохнул по ним самим. Да и вообще, теоретически Apple, которую мы знаем (точнее, образ которой нарисован маркетингом при Джобсе) — это компания, которая не идет на поводу рынка, которая делает то, что считает нужным, которая выпускает продукты, когда они готовы. В какой-то мере это было правдой, в какой-то — приукрашено маркетингом, а в какой-то, видимо, со временем стало хуже, и последствия этого мы сейчас наблюдаем. Опять же, зная Apple, я могу представить себе, что на WWDC Apple, анонсируя что-то новое, вполне может позвать на сцену того же Марко, и сказать «вот этот чувак заставил нас изменить подход к релизам, спасибо ему за это», а Крейг Федериги в процессе демонстрации еще отпустит парочку шуток по поводу своих же факапов. И, возможно, даже станет лучше.