Антимонопольный департамент ЕЭК нашел у «Яндекса» признаки доминирующего положения на рынке рекламы и в поисковой выдаче

4si7hrx7phmq1rxcdsjn7zy815g.jpegСтраны члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.

По информации издания «Ведомости», антимонопольный департамент Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) нашел у «Яндекса» признаки ограничения конкуренции и доминирующего положения на рынке рекламы и поисковой выдаче при работе компании в странах ЕАЭС.
ЕЭК является регулирующим органом работы ЕАЭС. Представитель департамент антимонопольного регулирования комиссии пояснил изданию, что «Яндекса» создал на рынке «преимущественные условия показа информации о собственных сервисах с использованием обогащенных ответов» в виде виджетов и текстовой информации на странице с результатами поиска, ссылки в которых ведут на другие страницы сервисов компании или ее некоторых партнеров.

Также специалисты ЕЭК обнаружили факты некорректной позиции «Яндекса» по отношению к клиентам. Например, в пункте 3.3.3 Правил показа «Яндекс.Директ» есть положение, согласно которому компания в праве отказать рекламодателю в показе его рекламного объявления в результатах поисковой выдачи в связи с вытеснением рекламы блоком с информацией о сервисах и продуктах «Яндекс».

Вдобавок эксперты ЕЭК нашли признаки нарушения общих правил конкуренции при подключении сторонних компаний к сервису обогащенных ответов «Яндекса». Они, помимо передачи полных данных своем рекламном продукте, должны обязательно использовать «Яндекс.Метрику» и платежный сервис Yandex Pay.

В ЕЭК уточнили, что, например, Google, предоставляя подобные сервисы, делает это за отдельную плату, но не требует выполнения от партнеров аналогичных дополнительных условий.

Антимонопольный департамент ЕЭК передал в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС) все данные и отчеты по расследованию действий «Яндекса» на территории государств-членов ЕАЭС.

24 февраля 2021 года ФАС выдала «Яндексу» предупреждение за создание дискриминационных условий в своей поисковой системе. Компания должна была в течение месяца устранить все нарушения и обеспечить равные условия демонстрации сервисов на страницах поисковой системы, в том числе для остальных участников рынка, а также конкурентов группы компаний «Яндекс».

18 марта 2021 года двадцать российских компаний и сервисов выступили с единой позицией по вопросу антиконкурентного поведения «Яндекса» на рынке поиска. Они подписали и опубликовали открытое письмо, в котором выразили обеспокоенность в связи со злоупотреблением доминирующим положением на рынке поиска со стороны «Яндекса» и поддержали решение ФАС.

13 апреля Федеральная антимонопольная служба России объявила о возбуждении в отношении «Яндекса» дела за неисполнение предупреждения о прекращении преимущественного продвижения собственных сервисов в поисковой выдаче при помощи специального инструмента «колдунщики».

9 июня «Яндекс» подала в суд иск против ФАС. Компания собралась оспорить решение о возбуждении против нее антимонопольного дела. Юристы «Яндекса» пояснили, что надеются договориться по этому делу со всеми сторонами с помощью диалога путем мирового соглашения.

В конце августа «Яндекс» оценил в своем отчете в 4,377 млрд рублей ($60,5 млн) затраты на решение нормативно-правовых вопросов, в том числе на уплату штрафа в рамках административного дела, которое сейчас рассматривает ФАС.

В сентябре «Яндекс» добавил в поисковую выдачу предложения по покупке или ознакомлению с публикациями от книжных магазинов и сервисов, включая «Литрес», MyBook и Book24. На это компания пошла под давлением ФАС из-за дела по использованию сервиса «обогащенных ответов». Ранее там были в основном предложения от самого «Яндекса», включая бесплатные книги из коллекций «Общественное достояние» и проекта «Всенаука». Также там появились объявления об услугах с Profi.ru и YouDo, вакансии hh.ru и фильмы с Okko, тестируется также интеграция с ivi

© Habrahabr.ru