Анти-коучинг: альтернативный взгляд на профессионализм разработчика

37a1eaa31b1f193d9da92bfb62bfb69c.png

За моими плечами 10 лет работы в IT, два года из них на позиции тимлида. На моих глазах IT‑сфера развилась от прямолинейного общения до «зефирно‑ласкового». Сегодня разработчики вынуждены регулярно посещать ван‑ту‑ваны и ретроспективы, иметь дорожную карту развития,  быть мотивированными и клеить стикеры. Тимлиды обязаны давать конструктивную и доброжелательную обратную связь, решать конфликты и прочее. За всеми этими церемониями мы забываем о серьёзном профессиональном подходе к работе. А что, если окружающие нас коллеги — настоящие профессионалы, способные самостоятельно решать большинство проблем без помощи тимлида?

Вынужденный перерыв в работе на год дал много времени на ретроспективу своих трудов и современные подходы к тимлидству. В этой статье я предлагаю тебе шагнуть на мою сторону зла.

Мы все — профессионалы

Давай говорить как взрослые. Ты предоставляешь свои услуги компании за большие деньги, обладаешь серьёзными знаниями и навыками, выглядишь как взрослый человек, ходишь на работу. Ты — профессионал. Даже если ты ещё джун и не являешься техническим экспертом, ты тоже профессионал. Я буду часто употреблять это слово, чтобы подчеркнуть статус тебя и твоих коллег.

Мотивация и выгорание

Когда я нанимаю бэкендера, я ожидаю от него отказоустойчивый сервис. Когда я нанимаю профессионала, я ожидаю от него профессионального отношения к работе. Профессионал нацелен на долгое сотрудничество и меньше всех желает выгореть. Его задача — дать отказоустойчивого сотрудника. Соблюдать баланс между работой и отдыхом, не давать себя перегружать работой, думать о своём ресурсе и заботиться о себе и своём здоровье. Менять проект, если текущий не приносит мотивации, менять команду, если она не подходит, ходить к врачу и пить витамины, в конце концов. Делать всё возможное для облегчения своей жизни. Выгорающий сотрудник — это не отказоустойчивый сервис, который может подвести в любой момент. Как тимлид я могу акцентировать внимание человека на проблеме и задать вопрос: «Ты выгораешь. У тебя есть план что с этим делать?» — и дать необходимый ресурс для реализации плана. Решить эту проблему — задача профессионала.

Самооценка

Существует множество методов оценки сотрудника: метрики, анкета 360, грейдирование и прочее. Но я здесь для того, чтобы вернуть тебя с небес на землю и сообщить, что тебя уже оценили. У тебя есть цена — это твоя зарплата. Ты знаешь, сколько стоит час твоей работы, знаешь, сколько часов потратил на последнюю задачу. Умножь одно на другое и подумай, стал бы ты сам платить человеку такую сумму за количество выполненной работы?  Быть может, ты сегодня просидел 4 часа на собраниях — стоит ли твоё участие таких денег?

Моё предложение простое: оцени себя в деньгах. Синдром самозванца можно победить только умением трезво смотреть на свою цену. Не устраивает цена внутри компании — оцени себя по рынку.

Развитие навыков и компетенций

Постоянно учиться,  быть в курсе новых технологий и поддерживать знания на высоком уровне — это обязанность профессионала. Бери на себя инициативу, тянись к знаниям, проявляй любопытство — это твой хлеб, ты получаешь большие деньги (да, даже 70 тысяч джуна — это тоже большие деньги), соответствуй. Найди методику обучения, которая подойдет именно тебе. Можешь каждый день читать книгу минимум 20 минут, можешь писать статьи, читать блоги, отвечать на стековерфлоу, да что угодно. Найди способ развиваться как эксперт. Тимлид может лишь указать на проблему, узнать твой план и дать ресурс. Найти способ и мотивацию учиться — твоя задача.

Эффективное время

Бесконечные чаты, собрания и чаепития не дают работать в потоке. Следи за потраченным временем, оптимизируй его. Создавай себе условия для работы в потоке, говори о проблемах тимлиду. Даже если тебе мешает шум из соседнего кабинета — говори об этом прямо. Купи строительные наушники, работай из дома или коворкинга, займи целую переговорку на злость всем. Создай себе комфортные условия сам.

Рабочие встречи

В обязанности профессионала входит прийти на собрание подготовленным,  быть в контексте и иметь список вопросов или тем. Даже 5–10 минут может быть достаточно для подготовки к рабочей встрече. Будь эффективным на каждом собрании, участвуй в обсуждениях. Постарайся аргументированно пропустить собрание, если сомневаешься, что тема нуждается в твоей экспертизе. «Бесполезный созвон фоном в зуме» не даст тебе работать в потоке и эффективно использовать своё время. Ты же помнишь, сколько стоит компании твоё участие в этом собрании? Работай.

Конечно, существуют так называемые церемониальные собрания[1]. Это собрания, которые не были вызваны каким‑то рабочим спором, не требуют твоего прямого участия и обсуждения какой‑либо темы — тебе просто там надо быть. У меня нет эффективного способа борьбы с ними.

Конфликты

»Если мы не доверяем друг другу, то у нас не может быть открытого, конструктивного, плодотворного конфликта. Поэтому для нас в порядке вещей фальшивое согласие» © Патрик Ленсиони [2].

Конфликты — это замечательно, они возникают только между по‑настоящему заинтересованными в проекте людьми. Уметь вести дискуссию — искусство. Овладей им: не соглашайся на уступки без аргументов оппонента, будь упрямым, говори прямо и честно. В своей практике я сталкивалась с запретами вести прямолинейные дискуссии — очень уж современные руководители не любят конфликты. Но это приводит только к ослабеванию интереса к проектам, молчаливому согласию сторон и созданию плохих решений. Ты ответственен за каждую строчку кода, подписанную твоим именем. Борись за правду и не соглашайся на меньшее, не бойся быть «злодеем».

Обратная связь: говорим прямо и по делу

Коучи, психологи, лекторы и руководители курсов тимлидов учат нас мягкому общению, конструктивной обратной связи по схеме «сначала говорим о плюсах, потом ругаем» и прочему. Подумай сам: есть большая разница между «мне нравится, как ты сделал задачу, однако я считаю, что ты можешь лучше» и «мне не понравилось, как ты сделал задачу». В первом варианте мы стараемся сгладить углы, во втором человек испытывает целый спектр негативных эмоций.

Но ведь это нормально — расстраиваться из‑за плохих результатов. Нормально испытывать грусть и сожаление. И абсолютно нормально уметь адекватно реагировать на прямую обратную связь, если ты профессионал. Не бойся получать негативную обратную связь и не бойся давать такую другим. Но помни: «Хвалим — публично, ругаем — наедине».

Заключение

Ответственно подходить к работе и быть отдельным самостоятельным крепким винтиком, на которого всегда может положиться тимлид — тяжелый труд. Быть тимлидом вечно спорящих прямолинейных винтиков, кстати, тоже непросто. Но в этом хаосе споров, конфликтов, прямого общения, хороших и плохих эмоций рождается истина. Давайте сделаем шаг назад из сладкого мира коучей и скрам‑мастеров, наклеим меньше стикеров на доску ретроспективы и просто как следует поговорим как профессионалы.

Книги

[1] Тем Демарко. Человеческий фактор: успешные проекты и команды, 1999. С. 217.

[2] Патрик Ленсиони. Пять пороков команды, 2019

© Habrahabr.ru