Анонимные чаты. Почему в них нет прироста аудитории?
2011 год — мы выходим на рынок со своей информационно-аналитической системой ist-budget.ru, параллельно мониторим новые стартапы по тематике госзакупок, и однажды внимание в одном из каталогов привлек проект анонимного чата nekto.me. Зашли, ознакомились, на сайте в режиме онлайн было около 1К юзеров, посмотрели похожие проекты: chatvdvoem.ru (там тоже всегда в районе 1К), американский аналог omelge.com выглядел покруче и показывал 25К. Некоторые ресурсы работали с 2009 года, кто-то вышел на этот рынок позже. Кто именно первый в истории запустил анонимный чат — мы не знаем, но в идее явно было и есть что-то необычное.На Хабре тема анонимных чатов поднималась неоднократно, были разные мнения: кто-то говорил о бесперспективности подобных проектов, другая часть аудитории поддерживала, но факт оставался фактом: ежесуточно подобные сайты посещают от 20К до 600К пользователей. Это значит, что у подобных проектов есть своя аудитория и спрос.
При детальном взгляде на анонимные чаты (мы выделили для себя в общей сложности 5 проектов), появились выводы относительно следующего: почему, при таких цифрах уников ежесуточно, прироста посещаемости почти нет; какие сценарии поведения у пользователей в них преобладают, что им нравится, чего им не хватает.
Приговор — бесполезная убивалка времениИтак, на наш взгляд, существующие анонимные чаты, в том виде в котором они есть — это не более, чем просто «убивалка времени», «площадка для троллинга и виртуальных забав. Если отбросить смысловую составляющую диалогов, и посмотреть на пользовательские паттерны, то мы увидим ряд интересных выводов: — Все посетители перед началом диалога находятся в состоянии явного желания общаться здесь и сейчас, причины могут быть разные (захотелось живого общения, а рядом никого нет; админ закрыл доступ к соц.сетям, а привычка поболтать осталось; другие причины тоже могут быть, не забудем и о забавах понятной взрослой тематики); — Анонимность располагает к легкости начала диалога. Даже те, кто испытывает проблему общения в реальности, легко и быстро адаптируются в условиях общения, которые предлагает анонимный чат. Психологи называют это «эффектом случайного попутчика», когда незнакомому человеку можно легко сказать какие-то вещи без страха и опасения, что это может навредить образу, который несем по жизни. Если же говорить о «плохишах», обитающих в чатах — очевидно, что такую гоп-аудиторию здесь явно привлекает безнаказанность и возможность самоутверждения за счет других.— Сценарии начала беседы в каждом чате оказались типовые: приветствие, уточнение пола, возраста (если нет фильтра по возрасту и полу), имени, места проживания и т.п. Обычно с первых фраз понятна степень адекватности, и намерения собеседника. Исходя из этого понимания получается интересный диалог или переход к новому собеседнику.Первая причина утечки аудитории Если беседа получилась интересной, вне зависимости от контекста диалога — в большинстве случаев возникает желание просмотреть фото собеседника, а также получить возможность продолжить беседу с ним и в другой день, т.к. если произойдет разрыв соединения, то шансов возобновить беседу с этим же человеком практически нет. Те же кому реально удавалось найти интересного собеседника, после разрыва соединения, тщетно пытаются найти его в соц.группах этих чатов, и на форумах.Сегодня ни один из существующих чатов не дает возможности передачи фото и возврата к предыдущей беседе. Для показа своих фото и продолжения общения некоторые дают ссылки на свои странички в соц.сетях, кто-то, соблюдая принцип анонимности, заливает файл на файлообменник или переходит на общение в других мессенджерах: ICQ, Skype и т.п., результат всегда один — люди для продолжения общения покидают площадку чата.Вторая причина утечки аудитории Еще одна причина ухода с чата — встреча с неадекватными и озабоченными типами. После таких встреч у некоторых людей пропадает желание посещать сайт. Создается впечатление, что таких людей там больше половины, но это далеко не так, об этом говорят опытные пользователиК сожалению, ни один существующий чат не дает возможности добавить хама в черный список, что было бы иногда очень кстати. Эта мера могла бы создать отток именно неадекватной аудитории, т.к. после многократного попадания в бан, с подачи многих людей, хаму просто надоест приходить на сайт, не достигая здесь своих антицелей.Третья причина утечки аудитории И она называется — бесперспективность общения. Даже при высокой лояльности к сайту, у чатовцев всегда в сознании находится мысль, что большинство интересных собеседников между собой остаются все-таки виртуальными друзьями. Они могут знать друг о друге очень многое: начиная от обычных привычек, до различных нюансов и предпочтений в сексуальной жизни; все-таки диалог между мужчиной и женщиной, как ни крути, строится на интересах полов. А ведь вполне возможно, что каждый из таких интересных собеседников мог бы занять важное место в реальной жизни друг-друга в качестве хорошего друга, спутника по жизни, или просто временного попутчика. Но тысячи километров, разделяющие людей, преодолеть бывает очень и очень трудно: нынешние заботы и выстроенный каждым из нас мир держит людей на коротком поводке. Поэтому интерес к подобным беседам без реального продолжения постепенно ослабевает, превращая чат в банального убийцу времени, к которому возвращаешься лишь изредка, когда правда нечего делать, чтобы провести время с очередным собеседником «из многих».Для устранения этой неявной утечки напрашивается возможность выбора собеседника поближе к себе, чтобы можно было как-то, сохраняя привычный уклад, получать возможность открывать новые знакомства с интересными людьми рядом с собой. К сожалению для пользователей, учет геопозиции не реализован ни в одном подобном чате.Все эти выводы приводят к мысли, что сохранение аудитории на подобной площадке возможно если реализовать: возможность выбора: пола; возраста; выбора ближайшего собеседника в масштабе городов (для соблюдения принципа анонимности, точные координаты внутри города не должны учитываться); выбор языка общения; выбор языковой версии сайта; выбор собеседника в конкретном городе; выбор собеседника по интересам; функционал чата: передача сохраненного изображения; передача снимка с камеры устройства; добавление собеседника в черный список; сохранение интересного диалога в истории; возобновление диалога из истории, когда собеседник онлайн; переименование имени комнаты, по имени собеседника или любым другим; возможность вести одновременно до 10 диалогов и более; возможность включать видеодиалог или аудиочат; наличие игровой консоли с играми на двоих. В таком виде анонимный чат имеет значительно больше шансов перейти из разряда убийцы времени в настоящий инструмент для настоящих знакомств, где вместо утечки аудитории, безусловно, будет ее прирост, а пользователи получат ощутимые результаты в реальной жизни.
Реализация анонимного чата по сценарию увеличения аудитории Изучая анонимные чаты, мы конечно делали это с дальним прицелом, а вдруг получится создать что-то интересное. В конце 2013 года у нас созрело решение все-таки реализовать чат с таким функционалом, который мы описали разделом выше. Усилиями программистов нашей компании в начале июня 2014 г. была сделана первая версия stairschat.com Ребята сразу сказали, что до идеала там далеко, нас могут назвать криворукими, хоть весь функционал и работает, но осознавая все нюансы, после появления проекта в сети, начали писать новую версию, где за код будет не стыдно.Ну, а пока нам предстоит понять: будет ли наша модель чата способствовать приросту аудитории или не будет.Что первично: концепция или инструмент, инструмент или концепция? Не знаем, может ли инструмент способствовать созданию концепции, или наоборот концепция должна способствовать созданию инструмента, и можно ли сказать, что это вообще концепция, это наверное и не важно, но кратко суть все же изложим.Самый важный пункт в этой концепции — знакомство начинается на фоне явного желания общаться прямо здесь и сейчас. В самом начале беседы пользователи чата оценивают именно интеллектуальную и эмоциональную составляющую собеседника на совместимость. В этой стратегии знакомств люди идут не от образа, который создается в соц сетях и на сайтах знакомств; там он, как правило, бывает идеализирован и далек от реальности, а от ума.В социальных сетях очень часто сообщение постороннего человека воспринимается как вторжение на личную территорию. На сайтах знакомств людям приходится очень долго отделять «зерна от плевел» т.к. эти ресурсы пестрят объявлениями об интим-услугах; огромная часть пользователей создавали анкеты очень давно, и сейчас уже не проявляют активности, а другая часть просто не соответствует ожиданиям сторон. Шаблонные статусы и анкеты в большей степени надуманы, онлайн диалоги там — большая редкость, а сообщение, отправленное утром, вечером читается уже совсем по-другому.Во-вторых, ведь очевидно: взаимопонимание рождается у собеседников подходящих по полу, возрасту и интересам (для этого используются фильтры). Собеседника удобнее выбрать ближе к своему городу или в своем городе, чтобы тысячи километров не разделяли интересных людей.Можно также задать поиск в конкретном городе, ведь бывает едешь в чужой город, и никого там не знаешь, а так тебя будет кто-то ждать.
В-третьих, в ходе общения после совпадения по интеллектуально/эмоциональному признаку, люди дополняют это взаимопонимание визуальным образом, обмениваясь фото прямо в программе, и, если эти образы продолжают будоражить сознание собеседников, и раз от раза возвращаясь в программу (анонимность продолжает сохраняться, ведь переходов на открытые аккаунты соц сетей так и нет) интерес к друг другу продолжает сохраняться и растет, то неминуемо произойдет встреча в реальности, ведь в одном городе это сделать действительно очень легко.Можно сказать, что все это довольно спорно, но процесс запущен, посмотрим, что получится.