Яндекс.Маркет — темные паттерны монополии

Начиная с новости о выкупе Беру с Сбербанка, Яндекс начал объединять свои бизнес модели Беру и Маркет, всё больше ухудшая сервис и всё больше навязывая свои услуги и продавцам, и покупателям. Вначале просто появились надежные поставщики и сервис доставки через Маркет, однако первой проблемой данного сервиса стало то, что «надежными поставщиками» в Яндексе по сути решили назвать фирмы, которые согласились доставлять через Маркет часть своих товаров… И понеслось.

Предупреждение: Все скриншоты в теме — примеры поисковой выдачи Маркета и не имеют никакого отношения к качеству представляемых услуг самих магазинов. Читайте и сотавляйте отзывы, желательно не на Маркете.

Да, с момента появления шильдика «надежный поставщик» качество сервиса Яндекс.Маркета продолжило стремительно пробивать дно. Когда один подобный поставщик перед Новым годом устроил глобальную завлекаловку на свой сайт путем занижения цен, после чего начал массово отказываться от кучи заказов, даже получив оплату. То есть перед самым новым годом благодаря Маркету куча людей получила кучу позитивных эмоций из-за того, что вначале принятые заказы в течении недели отменялись.

Но давайте угадаем, что же сделал Маркет в ответ на жалобы и оставленные отзывы?

Угадали?

Правильно — НИ-ЧЕ-ГО. Ровно ничего, кроме пассивно агрессивных ответов »Сожалеем, что у вас сложилось подобное впечатление о нашей работе.». То есть это не они, понимаете ли, всей компанией на качество сервиса болт положили, это ты такой дурак, смеешь обижаться на отказ техподдержки что-либо делать с магазином, который благодаря такому красивому шильдику (вот, Яндекс же нам доверяет) просто накручивает визиты на сайт заниженными ценами. Правильно, ведь деньги Яндекс получает от магазина, а ты со своими возмущениям — помеха на пути к бабкам.

Но так как отзывы и неудобные вопросы можно задавать не только в самом Маркете, но и на других сайтах, а так же в комментах разработчикам из стана Яндекса на Хабре (на что они так ни разу и не ответили, что характерно), то видимо кто-то очень умный подошёл к решению проблемы кардинально. Встречайте:

Опа, а где звёздочки?Опа, а где звёздочки?

Да-да, вы правильно поняли. Надежных поставщиков не осталось. А на продавца, который доставляет через маркет, покупатель теперь не может оставить открытый отзыв! Есть лишь метрики самого Яндекса (а пути их накруток самим яндексом выше по отзывам на пикабу навалом):

Память Маркета всего 90 дней. Что, конечно, побольше, чем у золотой рыбки, но...Память Маркета всего 90 дней. Что, конечно, побольше, чем у золотой рыбки, но…

Теперь обычные магазины с кучей отзывов за накопленные года работы о том, как они реально косячат с качеством товаров, гарантийным обслуживанием и прочими причинами не покупать технику в меняющих каждый год юрлица магазинах, стали бороться в поисковой выдаче Маркета с вот такими прекрасными оценками от Яндекса «качеств работы» по оценке за 90 дней. И назвать подобный подход иначе, чем темным паттерном, направленным на управлением поведения пользователя на ресурсу и вынуждающим компании работать через доставку от Яндекса — у меня уже тогда не получалось.

Тот момент, когда отзывы о магазине ещё можно найти на Маркете. Думаю, не надолго.Тот момент, когда отзывы о магазине ещё можно найти на Маркете. Думаю, не надолго.

Но, Яндекс не был бы самим собой, если бы не решил продолжить копание вниз. Да, теперь Яндекс доставляет заказы покупателям и имеет статистику чужих продаж. Так почему бы не использовать эти данные в качестве своего конкурентного преимущества и… Правильно, устроить на своей платформе для других магазинов продажи с своего же склада? Как вы думаете, как долго мелкий и средний бизнес сможет конкурировать с Яндекс.Маркетом в продажах на его же площадке?

Но даже это не главное. Самое чудесное я лично для себя обнаружил только сегодня:

Вот видите, всего 1 цена, покупка только со склада Маркета... Пользователь не имеет выбора. Хм, кстати, а вам не интересно, что произойдёт, если нажать кнопку?Вот видите, всего 1 цена, покупка только со склада Маркета… Пользователь не имеет выбора. Хм, кстати, а вам не интересно, что произойдёт, если нажать кнопку? Если честно, у меня не осталось слов, вне запрещённых после 1 февраля для соцсетей.Если честно, у меня не осталось слов, вне запрещённых после 1 февраля для соцсетей.

Мне кажется, что в своем стремлении захватить все рыночные сфера в России используя любые максимально тёмные паттерны по принуждению всех пользоваться их услугами через монопольного влияния на поисковый рынок, Яндекс окончательно утратил берега, и тут уже нужны не разбирательства от ФАС по отдельным эпизодам, а так же отдельные запреты и возможные штрафы, а просто физическое разделение компании. Потому что завтра они начнут вести себя так просто везде.

© Habrahabr.ru