«Яндекс» открыл доступ пользователям к инструменту для управления своими данными и их удаления
1 июня 2021 года «Яндекс» открыл доступ пользователям к инструменту для управления своими данными во всех сервисах компании, включая возможность просмотра и полного удаления персональных данных из сервисом «Яндекса».
«Яндекс» пояснил, то доступ к инструменту для управления данными появился у всех пользователей в личном кабинете «Яндекс ID» в разделе «Управление аккаунтом». Чтобы получить доступ к новому инструменту, пользователю нужно ввести код подтверждения в качестве дополнительной меры безопасности. Причем этот код высылается на номер телефона, привязанный к аккаунту пользователя.
Дополнительная мера безопасности «Яндекса» по доступу к инструменту удаления данных пользователя.
Пользователи теперь могут запросить и скачать архив с информацией, которую накопили о них разные сервисы «Яндекса», а также удалить свои данные из отдельных сервисов «Яндекса». Например, пользователь может стереть историю запросов к голосовому ассистенту «Алиса» или сведения о ранее посещенных им местах.
Компания рассказала, что архив с данными пользователей включает в себя информацию из более чем 50 сервисов «Яндекса». Комплект этих данных формируется несколько дней после запроса пользователя, потом его можно скачать.
В настоящее время пользователи могут удалить свои данные с помощью нового инструмента только из части сервисов «Яндекса» — «Алисы», «Яндекс.Музыки», «Яндекс.Карт», «Яндекс.Почты», «Яндекс.Диска», «Дзена», «Яндекс.Переводчика», «Яндекс.Погоды», «Мессенджера», «Яндекс.Бизнеса» и «Яндекс.Станции». Компания пообещала, то до конца года этот список дополнят все основные сервисы «Яндекса».
«Яндекс» уточнил, что «большая часть данных стирается с серверов в течение суток». Однако, компания по закону будет хранить некоторые данные дольше, они удалятся, как только истечет установленный в системе срок. Часть данных «Яндекс» не будет удалять — это относится к тем данным, которые являются частью сервиса, например, правки пользователя и файлы с панорамами в «Яндекс.Картах». Компания в этом случае их не удаляет полностью, а обезличивает, стирая информацию о том, кто из пользователей их сделал.
Компания предупредила, что процедура удаления данных пользователей с помощью нового инструмента является необратимой — ее нельзя отменить. После удаления данных пользователям перестанут доступны некоторые возможности сервисов «Яндекса», например, «Яндекс.Музыка» не сможет некоторое время рекомендовать новые треки.
29 марта 2021 года «Яндекс» опубликовал отчёт о прозрачности за 2020 год и раскрыл данные о выполнении закона «о праве на забвение» за последние полтора года. Компания получила более 32,5 тыс. требований от пользователей удалить ссылки о себе. Из них было отклонено большинство — 24 тыс. Также «Яндекс» рассказал, что ха второе полугодие 2020 года (с июля по декабрь 2020 года) компания отклонила 22% запросов, поступивших запросов от госорганов на передачу информации о пользователях. Всего их было 20,5 тыс., компания выполнила 16,8 тыс. запросов и пояснила, что предоставила органам государственной власти, «ровно столько информации, сколько необходимо для ответа», касательно пользовательских данных.