«Яндекс» объяснил невозможность предоставления ключей шифрования ФСБ

af99357bb7db5d5e937e26e17d6fc720.jpg
Источник: AppleInsider.ru

Компания «Яндекс» прокомментировала ситуацию с требованием ФСБ по предоставлению ключей шифрования. По мнению представителей корпорации, исполнять законодательство нужно, но без нарушения приватности данных. Проблема в том, что закон, на который ссылаются представители СМИ относительно ключей шифрования, применяется не только к компании, но и ко всем организаторам распространения информации.

«Сегодня в СМИ появилась информация о том, что к «Яндексу» обратились с требованием предоставить ключи шифрования. Закон, на который ссылаются представители СМИ, применяется не только к «Яндексу», но ко всем организаторам распространения информации, доступным на территории РФ, включая все почтовые сервисы, мессенджеры и социальные сети. В законе говорится о предоставлении информации, «необходимой для декодирования сообщений», из него не следует требование о передаче ключей, которые необходимы для расшифровки всего трафика», — говорится в сообщении компании.
В пресс-службе «Яндекса» заявили, что цель закона — соблюдение интересов безопасности. Компания полностью разделяет важность этой цели, но считает, что исполнять закон можно без нарушения приватности данных пользователей. «Мы считаем важным соблюдать баланс между безопасностью и приватностью пользователей, а также учитывать принципы равноприменимости регулирования для всех участников рынка», — пояснили в компании.

О том, что ФСБ несколько месяцев назад направило в «Яндекс» требование предоставить ключи дешифровки данных пользователей своих сервисов, стало известно во вторник. По информации РБК, первым заявившем об этом случае, компания «Яндекс» не предоставила ключей, хотя по закону на это отводится около десяти дней. В прошлом году из-за отказа предоставить ключи шифрования в России был заблокирован мессенджер Telegram.

«Яндекс.Почта» и «Яндекс.Диск» находятся в реестре организаторов распространения информации (ОРИ), то есть представляют собой интернет-площадки, пользователи которых могут обмениваться сообщениями. Ну, а с 20 июля 2016 года, согласно положениям «закона Яровой» центр оперативно-технических мероприятий ФСБ вправе требовать от любого сервиса из реестра ОРИ передавать «информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений пользователей сети интернет».

По мнению экспертов, ситуация с Telegram вряд ли повторится. «Яндекс» — крупнейший игрок не только рунета, но и глобальной сети, так что ФСБ, вероятнее всего, не будет добиваться блокировки сервисов копании на территории России. «Скорее, они будут долго торговаться и в итоге придут к какому-то компромиссу. У государства здесь есть сильный рычаг. Если «Яндекс» совсем не будет идти на диалог, допускаю, что в целях устрашения они могут ограничить доступ к его сервисам на день-два — и это сразу же приведёт к большим убыткам для компании. Но это будет просто кошмар, если спецслужбы начнут блокировать сервисы крупнейшей российской интернет-компании на постоянной основе», — заявил партнёр Центра цифровых прав Саркис Дарбинян.

© Habrahabr.ru