Анастасия Режепп: «Индустрия стала меньше думать о красивых кнопках»

4a1f0cc6df284159b81bdba9792a3ab2.png

Продолжаем серию интервью с лидерами индустриальных практик и направлений DataArt. На этот раз мы поговорили с главой дизайн-студии DataArt Анастасией Режепп. Узнали, что нового в UX, почему стало больше шрифтов и обсудили интерфейсы будущего.

— Со стороны кажется, что в индустрии стали все больше думать о UX, и меньше — о красивых кнопках. Насколько это соответствует истине?

— Это совершенно точно. Как у кого получается об этом думать — совсем другой вопрос, но факт: UX действительно наступает по всем фронтам. Сейчас практически каждый крупный клиент приходит к нам в первую очередь с просьбой сделать UX. Причем как будет выглядеть их продукт — вопрос зачастую второстепенный. Некоторые заказчики формулируют запросы уже достаточно квалифицированно: просят подготовить им набор персон, customer journey maps, о которых буквально пару лет назад, кроме специалистов, никто не знал.

Почему так произошло — хороший вопрос. Мне кажется, что интересующиеся люди (а среди наших клиентов много интересующихся всем в индустрии) поняли, что UX — это важно, когда вокруг стало появляться все больше статей, видео, в которых популярно объясняется, как какую-нибудь новую функцию не просто внедрили, а протестировали, например. Вот недавно фейсбук сделал новые лайки. Так об этом не написал только ленивый: статьи в Wired, Techсrunch и так далее. А сама команда написала пространный текст, как они год — год, Карл! — работали над этими лайками: изучали пользовательское поведение в разных странах, эмоции, собирали статистику, тестировали. Все эти вещи просто на слуху.
— Может, что-то изменилось технологически? Стало возможно измерить то, что раньше было измерить сложно? UX превратился в науку?

— Мне UX не кажется очень точной наукой. Все-таки, там много психологии, индивидуальных реакций. Конечно, клиенты зачастую хотят точности: например, слайд в нашей презентации про UX, где мы рассказываем, что у нас есть eye tracker, всегда вызывает живейшую реакцию. Но мы сами при этом больше ценим обычное тестирование, фокус-группы — когда можно вживую увидеть реакции пользователей и задать вопросы, если какие-то действия непонятны.

Опыт сплит-тестирования у нас не такой обширный. С одной стороны, вроде бы оно объективно показывает, какой элемент вызывает лучшую реакцию, и где KPI выше. С другой — у этого инструменты тоже есть ограничения. Скажем, чтобы результат был статистически значимым, нужно, чтобы траффик у сайта, на котором проводится тестирование, был высоким. Иначе на тестирование лучшего цвета кнопки могут уйти годы.

Еще, конечно, на конечный результат может влиять вкус заказчика. Не всегда этому вкусу нужно доверять, но на самом деле, у клиентов и про UX, и про UI может быть мнение, основанное на длительном наблюдении за индустрией, за пользователями. Если делается внутренняя система для крупной корпорации, вполне может быть, что мы за две недели исследовательской фазы не соберем полную картину, и кое-где нужно будет положиться на мнение стейкхолдеров. Например, недавно один из наших финансовых клиентов читал нам лекцию об особенностях интерфейсов для финансового сектора: о том, что все изысканные цвета и «воздух», которые часто пытаются вставить дизайнеры, совершенно не нужны, когда речь идет о брокере, которому за долю секунды нужно вычленить изменения в трех тысячах параметров.

Но если мнение заказчика кажется вам категорически неверным, нужно запастить аргументами: предложить то же тестирование, проверить гипотезы в цифрах. Кроме того, всегда нужно подготовить мудборды, доски на Pinterest под каждый конкретный проект — так договориться намного проще.

— Еще одна тенденция, заметная невооруженным взглядом — веб-дизайнеры больше внимания стали уделять типографике. Это произошло благодаря Google Fonts?

— Google Fonts действительно значительно изменили внешний облик современных веб- и мобильных приложений. Если вспомнить, 10 лет назад нам приходилось довольствоваться буквально тремя шрифтами. Сейчас же здесь полное раздолье.

Появление множества retina-устройств значительно влияет в том числе, и на шрифты. Среди прочего, вероятно мы сможем наблюдать больше шрифтов с засечками, от которых раньше отказывались из-за того, что они плохо читаются на экране. При наличии retina это уже не настолько принципиально.

Стали появляться инструменты, позволяющие легко корректировать шрифты. Работа шрифтового дизайнера — сложное занятие, поэтому мало кто этим занимается на постоянной основе. Сейчас же все больше инструментов вроде Prototypo, позволяющих простым движением слайдера изменить засечки, например. Не могу сказать, что я сильно одобряю такое, но так уж оно есть.

Сильно меняет облик веба и то, что среди доступных шрифтов появляется все больше акцидентных, декоративных. К примеру, появилась мода на акварельные шрифты типа Minty, которые сразу придают сайту очень выразительный образ.

Люди все больше думают о шрифтах, а медиа все больше обращают внимания на эту тему. Например, то, что Apple выпустили шрифт San Francisco, сейчас знают если не все, то, как минимум, очень многие люди, вообще не имеющие к шрифтам никакого отношения.

— В связи с тем, что UI/UX теперь играют главную роль в дизайне, появились ли какие-то инструменты, которые стали новыми стандартами в индустрии?

— Инструментов сейчас просто шквал. Стоит два месяца не читать новости — и ты уже не знаешь десятка новых инструментов.

Sketch сейчас используется повсеместно, в том числе, у нас в студии. Большая часть дизайнеров DataArt им пользуется. Sketch не конвертируется адекватно в другие форматы. Поэтому, если один человек начал работу в Sketch, второму приходится продолжать там же. В паре со Sketch идет Zeplin, без которого сейчас тоже не жизнь.

Еще очень много инструментов, которыми мы в студии массово не пользуемся, но люди вокруг уже взяли их на вооружение. Это инструменты, позволяющие добавить анимацию или переходы, особенно в мобильных приложениях. Какие-нибудь Principle, Framer или Pixate, которые позволяют из картинок быстро сделать анимированный прототип.

Инструментов для прототипирования вообще вал. Мы унификации ради пользуемся стандартными типа Axure и Balsamiq, но есть и множество подобных. Меня вот очень заинтересовало приложение Justinmind, нахваливаемое Купером.

Интересно, что практически все озвученные инструменты — под Mac. Пока разработчики не решат выпускать версии под Windows, у дизайнеров просто не остается выбора.
И будем смотреть, что нам готовят другие компании: получится ли у Adobe перехватить инициативу у Sketch с помощью Adobe Experience Design, насколько хорошо будет Invision Craft (а Invision вообще семимильными шагами движется к самодостаточности).

— После релиза гугловской библиотеки material design lite было много прогнозов, что material захватит веб. Но пока сайтов, сделанных по всем канонам, единицы. Насколько перспективен изначально material в вебе? Как ты думаешь, станет ли он массовым?

— Это очень любопытный вопрос. Когда material только появился, я тоже думала, что сейчас все ринутся рисовать нечто подобное, но этого не случилось. Сейчас говорят, что уж в 2016 году material Design точно должен занять какое-то видное место в вебе.

Логика тут такая. Мы отказались от скевоморфизма в пользу flat design, но чистый плоский дизайн всем уже несколько надоел. Material же использует тени, слои, анимацию. С этой точки зрения, не исключено, что, как минимум, элементы material будут использоваться все больше и больше.

Сами инструкции material — очень удобные. Они настолько четкие по некоторым направлениям, что, кажется, любой человек может сделать вполне приличный интерфейс, просто пользуясь этими гайдлайнами: цвета подобраны, размеры шрифтов для каждой ситуации, списки.

— В России принт умирает. В мире — не очень, но теряет позиции в новостной нише. В любом случае, всякие кросс-платформенные вещи получают большее значение. Чувствуется ли приход бывших полиграфических дизайнеров в веб? Большие картинки? Hero images? Новые принципы навигации? Новые инструменты (типа Stampsy, ReadyMag, WebFlow), которые учитывают полиграфический опыт?

— Несомненно, облик веба очень сильно поменялся. Я не уверена, в какой степени полиграфисты на это повлияли, но то, что веб меняется и становится все больше похож на настоящие журналы, — совершенно точно. Мне, впрочем, кажется, что на перечисленные изменения больше повлияло увеличение доли мобильных устройств. Многие изначально дестопные сайты сейчас сразу делаются так, чтобы на мобильном устройстве тоже было удобно и не возникало никакого дискомфорта. А на телефоне, понятное дело, удобно когда у тебя большие картинки, большие иконки, информация представлена карточками…

— Что, по-твоему, станет интерфейсом будущего? Роман Чернышев, лидер медицинского направления в DataArt, в недавнем интервью сказал, что будущее — за голосовыми интерфейсами, а тач-интерфейсы — необходимое пока зло. Как ты считаешь?

— Я согласна с Ромой. Мы долгие годы к этому идем. Лет 10 назад, помнится, у нас был клиент, который очень хотел делать полностью голосовой интерфейс. Тогда у него это не получилось, а сейчас уже вероятнее всего получилось бы.

Виртуальная реальность тоже должна использоваться все шире. 2016 станет во многом годом VR — выйдет множество важных продуктов в этой области. Их возможности определенно будут использоваться. Стоит посмотреть хотя бы на нашу научную фантастику, как становится видно, что человечество давно мечтает управлять интерфейсами с помощью жестов и голоса, а рабочим пространством сделать не экраны, а само пространство вокруг. Сейчас мы очень близки к этому. Нужно немножко доработать, сделать еще один шаг.

Ну вот посмотри как в этом видео, удобно же! Это прекасно, когда все вокруг тебя — интерфейс.

— Что ждет нас в дизайне в 2016 году?

— Все больше внимания будет уделяться юзабилитиy. При этом весьма вероятно, что меньше внимания будет к дизайну как таковому. Мы уже видим, что оригинальности в сайтах и интерфейсах все меньше и меньше. А с этим обилием гайдлайнов и готовых шаблонов это может даже усилиться.

Роль адаптивных продуктов будет только расти. Люди не перестают пользоваться мобильными устройствами практически во всех сферах жизни.

Больший упор будет на анимацию и на визуализацию данных. Сейчас практически в каждом запросе от клиента можно использовать data visualization. Данных у людей все больше, их нужно уметь быстро и удобно показывать.

VR — очень перспективное направление. Наверняка оно выйдет за рамки развлекательных очков. У нас есть сейчас люди, которые плотно занимаются вопросом, в том числе исследуют вопрос UX-а по отношению к виртуальной реальности.

— Именились ли задачи, которые ставят клиенты, или способы, которыми они эти задания формулируют? Стали ли больше напирать на мобильные интерфейсы?

— Это зависит от клиентов и их задач. Если это совсем крупные проекты, финансовые или медицинские, там чаще всего нет упора на мобильные устройства. Просто потому, что это продукты, которыми люди пользуются на работе, т. е. почти всегда десктоп. Но вообще запросов на мобильные дизайны стало много. Еще пять лет назад такого, конечно, не было. Ждем запросов на дизайн для часов. Пока, кажется, ни одного реального проекта не было, но мы уже сделали достаточно работ для выставок — и для Motorola, и для iWatch. И к любому мобильному приложению делаем предложение добавить что-то для часов.

— А просят изначально мобильные сайты и приложения или же адаптивные сайты?

— За приложениями к нам приходят в основном стартапы. Они обычно хотят какую-нибудь новую социальную сеть или что-то такое. В целом, все всегда обсуждается. Нужно смотреть на бизнес-цели, на аудиторию, и решать уже исходя из этого. Такого, чтобы клиент пришел и четко сказал: «Мне нужен десктоп и нативное приложение под iOS!» — и мы бы, не разобравшись, послушались и отправились рисовать, не бывает. Мы все обсуждаем.

Бывает, что клиенты целенаправленно отказываются от адаптивных сайтов: когда речь идет о том, чтобы побыстрее выпустить MVP, зачастую начинаем с фиксированной версии, и потом уже по ситуации расширяем в других направлениях.

— Какие самые интересные дизайн-решения можешь вспомнить за прошедший год? Из нашей практики и не только.

— Если говорить о вебе — много потрясающих вещей можно увидеть на сайте Awwwards. Мы туда регулярно заходим за вдохновением. Сделать что-то достойное Awwwards удается редко в силу специфики запросов наших клиентов, но посмотреть на примеры анимации или интерактивного меню всегда полезно.

Для нас в дизайн-студии самые интересные — крупные enterprise-проекты, не особенно зрелищные внешне. Прямо сейчас мы делаем несколько таких сложных систем, в основном это области финансов и здравоохранения. Скажем, систему, помогающую в тестировании новых лекарств. И другую, которая помогает финансистам, торгующим бондами. Еще мы проектируем несколько кусков сложнейшей системы для аналитиков рейтинговых агенств: огромные объемы данных, визуальные связи, которые нужно упростить, чтобы удобнее было пользоваться. В этой системе много внимания уделяем доступности, чтобы пользоваться могли и люди с органиченными возможностями в том числе. Все эти работы никогда не попадут на Awwwards, но они очень сложные, а потому интересные.

Всякими веселыми штуками мы, впрочем, тоже занимаемся. Например, летом делали для большой выставки приложение, помогающее детям не забывать о важных медицинским процедурах. Все строилось вокруг персонажа — белки, которая прыгает, хихикает. На нее можно было надевать шляпы, кругом летают звездочки. Чистое веселье, масса удовольствия! В общем, хорошо когда есть баланс больших серьезных проектов и небольших, но приятных.

© Geektimes