Аналитический дайджест «Интернет-аналитика» (Нулевой выпуск)

Количество публикаций об Интернете и связанных с ним рынках настолько большое, что зачастую уследить за ними не представляется возможным. В мире существуют огромное количество исследовательских и аналитических агентств, данные которых упоминаются в русскоязычной прессе, но, как правило, без обнародования ссылок на исходные материалы. Этот момент всегда вызывал у меня некоторое недоумение.

В первый рабочий день этого года мной была предпринята робкая попытка консолидировать входящий поток аналитических отчётов, находящихся в открытом доступе и выкладывать их на всеобщее обозрение с указанием первоисточника, сравнением цифр и фактов, а также личным взглядом на происходящее. В итоге получался короткий рассказ, позволяющий с разных сторон затронуть ту или иную тему и позволить особо любознательному читателю легко добраться до первоисточника и сделать собственные выводы.

Это моя первая статья на Geektimes.
Из неё можно будет узнать о ключевых мировых исследованиях влияния интернета на экономику и самых последний отчетах в сфере электронной коммерции.
Исследования, посвященные в том или ином виде влиянию интернета на экономику, проводятся довольно многими организациями и ассоциациями. Из наиболее авторитетных глобальных можно выделить Всемирный банк, GSMA, а из российских — РАЭК.

Доклад Всемирного банка о цифровых дивидендах был выпущен на прошлой неделе. Основной вывод заключается в том, что совокупный эффект от использования цифровых технологий оказался слабее ожидаемого и распределяется неравномерно. Чтобы максимально использовать потенциал цифровой революции, странам необходимо заниматься и «аналоговыми дополнениями»: совершенствовать законодательство, обеспечивающее конкуренцию между компаниями, приводить квалификацию работников в соответствие с требованиями новой экономики и обеспечивать подотчетность институтов. Ответы на вопрос «как это сделать?» находятся, главным образом, в основной англоязычной версии доклада (359 стр.), чуть меньше информации в русскоязычном варианте (58 стр.). Также есть короткие тезисы на русском (4 стр.).

GSMA подходят к аналитике несколько иначе — ассоциация оценивает вклад экономики околосвязных с интернетом рынков в ВВП рассматриваемой страны. В их докладах приводится обзор текущего состояния и тренды развития так называемой мобильной экономики. Подчеркивается вклад мобильной индустрии и ШПД в экономическое и социальное развитие региона. Ознакомиться с мобильной экономикой разных регионов мира можно тут: мир, Европа, Африка, Азия, Арабские эмираты, Индонезия и острова, Индия, Северная Америка.

image

К сожалению, Россию вы не найдете ни в одном из представленных документов. Этот в «пробел» в некотором роде «закрывает» Российская ассоциация электронных коммуникаций, которая уже четырежды опубликовывала ежегодное исследование «Экономика Рунета», почти полностью соответствующее по контенту и методологии докладам GSMA и Всемирного банка. Например, по данным исследования, объем всех интернет-рынков (контент и сервисы) составил по итогам 2014 года — 1094 млрд руб, а объем рынка электронных платежей — 476 млрд руб, что в сумме эквивалентно уже 2,2% ВВП России за 2014 год. А оценка объема экономики интернет-зависимых (или интернет-связанных рынков) рынков составил уже более 11,8 трлн рублей, что сравнимо с 16% ВВП России.

image
image

Данные ассоциации в разрезе аудитории Рунета сходятся с прогнозами IDC, которые пронозируют наличие доступа к Интернету в 2016 году у 3,2 млрд человек, или 44% мирового населения, из которых 2 млрд будут использовать мобильные устройства.

image

Кроме столь глобальных исследований существуют отчеты, закрывающие отдельный рынок или сферу деятельности.
Например, одна из самых авторитетных аудиторских фирм, Deloitte, на днях обновила данные своего ежегодного отчета «Мировой сектор розничной торговли», подводящий итоги деятельности 250 крупнейших мировых компаний в отчетном финансовом году (июнь 2014 — июль 2015 года). Согласно отчету, крупнейшим в мире ретейлером по-прежнему остается американская Walmart. Все шесть российских публичных игроков: «Магнит», Х5 Retail Group, «Дикси», «Лента», «М.Видео» и «О«кей» сохранили свои позиции в списке крупнейших ретейлеров.

В российском сегменте e-commerce, по моему субъективному мнению, аналитическое первенство принадлежит агенству DataInsight, которые практически одновременно с Deloitte опубликовали первые итоги российского рынка #ecommerce за 2015 год. По их сведениям, рынок e-commerce вырос в рублях на 16% и суммарный объем достиг 650 млрд. руб. В разрезе внутрироссийских онлайн-продаж на 300 рублей вырос средний чек (с 3750 руб. в 2014 до 4050 руб. в 2015), но он же упал в долларах на $23 (с $90 до $67 — падение 25%). Количество онлайн-заказов в зарубежных интернет-магазинах в 2015 г. выросло на 75%. Средний чек в среднем составил $31 на заказ и $18 за посылку. Доля онлайн-покупок (заказов), совершаемых в зарубежных интернет-магазинах, выросла с 24% в 2014 до 34% в 2015.

image

Для первого пробного раза это всё. Идея консолидации открытых (и не очень) данных кажется мне работоспособной.
На данный момент я планирую еженедельно в ночь на понедельник публиковать здесь самые интересные материалы из всех тех, что попались мне на просторах интернета. Буду рад комментариям касательно улучшению метода подачи информации, наполнению, формату и вообще необходимости подобного контента.

Спасибо!

© Geektimes