Amazon, Microsoft, Facebook, Tesla, Lyft — история поиска работы мечты или вредные советы для карьерного развития

f7f236d9f0841442eddb7ee294240cf0.png

Всем привет!

Я давно хотел поделиться советами и своим опытом к прохождению интервью и развития карьеры. Пока думал про заголовок, вспомнилась книга из детства — «Вредные советы». Но в Отличие от Григория Остера, мои советы могут вам пригодится.

У меня за плечами 11 лет работы в индустрии, 6 из них в Северной Америке. Сейчас я работаю инженером данных в Microsoft Ванкувер. До этого почти 5 лет проработал в Амазоне в Ванкувере, Бостоне и Сиэтле.

На хабре я описывал свой опыт про иммиграцию в Канаду. В этой статье я хочу сфокусироваться на прохождении интервью, затронуть вопросы лояльности работодателя, финансового вознаграждения, карьерного роста и карьерных перспектив и посмотреть рассмотреть +/- «работать на дядю» и «работать на себя».

Возможно вы найдете много оЧепяток. но, к сожалению, грамматика не мой конек, не то, что хождение по собеседованиям, где я как «рыба в воде».

2013 год, только что провалил онлайн собеседование в Берлин, наверно им не понравились мои носки2013 год, только что провалил онлайн собеседование в Берлин, наверно им не понравились мои носки

Прежде чем перейти к компаниям типа Amazon и Microsoft, я хочу начать с простых примеров.

Начало работы

По образованию я инженер конструктор, я честно пытался работать по специальности (целых 3 года).

Мое рабочее место с секретного предприятияМое рабочее место с секретного предприятия

Пока я не узнал, что ассистент проект менеджера получает 50 тысяч рублей (в 2009 году), в то время как начальник участка металлообработки космического центра получает меньше 20 тысяч рублей.

Совет 1: Если вы думаете, что в будущем у вас будет классная работа и хороший доход, вам только нужно проработать Х лет, закончить аспирантуру/учебу, пройди Y курсов и сдать Z сертификатов. Проверьте свои доводы на деле. Возможно вы можете сэкономить время, ресурсы и деньги.

Теперь я знаю, это называется проверка гипотезы. Работая на заводе, я решил проверить гипотезу. На Head Hunter (HH), я сделал резюме, написал, что у меня уже на руках несколько лет опыта, аспирантура и стал откликаться на вакансии.

Я обнаружил, что все вакансии в Подмосковье и зарплаты смешные. И тут я призадумался о судьбе машиностроения в РФ. Как видно не зря.

Когда я учился в университете, то очень хотел попасть на стажировку в Европу. Но в какой-то момент их просто отменили. Следующая картинка очень в тему.

Это я в Копенгагене встретил бабульку (слетал на тренинг от работы). Примерно тоже самое сказал мне декан на вопрос об иностранной стажировке.Это я в Копенгагене встретил бабульку (слетал на тренинг от работы). Примерно тоже самое сказал мне декан на вопрос об иностранной стажировке.

Пришлось переквалифицироваться. До сих пор переквалифицирываюсь. В ИТ пока одно учишь, уже другое появляется, а то что учил уже устарело.

Совет 2: Fake it till you make it. (FITYM)

Это сейчас я знаю это модное словосочетание. А раньше, я просто думал, что мне надо приукрасить свой опыт. Нужно взять свой заводской опыт и сделать хорошую историю, ИТ историю. Вообще FITYM применимо ко всему. Получается замкнутый круг, у вас требуют опыт, а у вас его нет, и вы не можете его получить, потому что, вас не берут на работу без опыта. FITYM это решение этой проблемы.

Даже с моим подходом FITYM я не достиг особых успехов, было 2–3 собеседования. Пока не предложили стажировку в банке в департаменте ИТ на должности разоботка отчетности (Business Intelligece). Меня спросили всего один вопрос — «знаю ли я, что такое SQL?». Несмотря на то, что я слышал это слово первый раз, я с увереностью сказал — «Конечно знаю, у меня даже в дипломном проекте был SQL».

Совет 3: Рискуйте. Мы живем один раз, лучше рискнуть. Как сказал Юрий Дудь: «Не страшно ошибаться — страшно быть унылым г****м»

И тут возникает несколько вопросов, своеобразный FAQ:

  1. Если наврать, что есть опыт, а по факту окажется, что его нет, и выгонят с позором.

    Конечно нужно знать пределы. Не нужно говорить, что вы Java архитектор, если вы только недавно написали свою первую программу «Hello, world». Но если вы в теории знаете как решить проблемы, где найти ответ, как правильно сформировать вопрос, то вы не пропадете. Так же процесс поиска сотруднака — это не трудоемкий и затратный процесс. Ваши скилы это лишь часть картины, важно еще насколько вы впишетесь в коллектив. Так же по началу вы сможете компенсировать нехватку опыта временем. Работайте по 16 часов в день без выходных, и вы разберетесь.

  2. В моем резюме не релевантный опыт.

    Первое, с чего мы начниаем, мы переписываем резюме. Пишем туда тот опыт, который необходим для работадателя. Я ниразу не встречал случая, когда рекрутеры сверяли ваше резюме с вашей трудовой. Будьте креативными, напишите в резюме то что вам нужно. Оставьте только «место работы» и «даты работы». «Должность» и «обязанности» можно написать те, которые вам нужны.

  3. Хорошо, с резюме проблем нет. А как же трудовая книжка?

    В отделе кадров тоже работают люди, зарплата у них не большая, дел у них невпроворт, а еще надо успеть обсудить новости с коллегами, кофе/чай с печеньками, социальные сети… Так что на вчитку вашей трудовой книжки у них времени нет.

  4. А что делать со службой безопасности?

    У крупных компаний, есть служба безопасти. Вы для них лишь ФИО, и они могут вас «пробивать». Тут уже как повезет. Можно оставить телефон друзей, можно договориться. У меня был случай, когда меня проверяли на детекторе лжи. Но ничего, получилось пройти. Для них главное, что у вас криминала нет.

Первые 3 месяца самые тяжелые. Люди работают вокруг неглупые, и быстро понимают, что знаний то у вас нет. Но! вы стараетесь, приходите на работу на час раньше, уходите позже, задаете правильные вопросы и очень проактивны. Ну где они найдут лучше кандидата?

Смена работы — из банка в ИТ вендор

1.5 года работы, и уже у меня неплохой опыт, можно выходить на рынок.

Совет 4: Вероятность того, что вы будете впахивать и вам удвоят зарплату стремится к 0. Единственный способ поднять зарплату или должность — это найти новую работу.

Совет 5: Не увольняйтесь, пока у вас не будет оффера на руках.

Совет 6: Не сжигайте мосты, нужно стараться всегда расставаться в хороших отношениях с коллегами.

На собеседование как обычно, меня спрашивали вещи, про которые я лишь где-то слышал. Можно сказать 50% я знал на отлично, другие 50%, на 3-. Хорошо, что им были важны первые 50%.

Я работал в Терадата — это американская компания. Но проекты были в Сбербанке, то есть приходилось много времени проводить в бывших детских садиках/налоговых, сражаться за удобный стул (не сломанный) с другими консультантами и интеграторами.

Стул так себе...Все было ничего, пока нас не спалили, что мы играли в Counter Strike 1.6 в рабочее время=0Стул так себе…Все было ничего, пока нас не спалили, что мы играли в Counter Strike 1.6 в рабочее время=0

Совет 7: Изучите все возможности внутри компании для личностного развития.

Еще до начала работы в Терадата, я уже знал о возможности слетать в Европу на тренинги. Поэтому всеми правдами и неправдами я пытался посещать тренинги. Для этого нужно было быть проактивным.

На Sales тренинге в Мюнхене от Терадаты. Мюнхен запомнил на всю жизнь, а тренинг так себе был))На Sales тренинге в Мюнхене от Терадаты. Мюнхен запомнил на всю жизнь, а тренинг так себе был))

Совет 8: Будьте проактивными. Общайтесь с людьми, ищете возможности для колалборации и для получения новых знаний.

Чтобы быть проактивным, я стал делать тренинги для других консультантов. Провел несколько воркшопов для коллег. Так же я копался во внутренней Wiki и нашел контакты компаний партнеров. Я всем написал письма и получилось организовать несколько встреч и воркшопов. К нам даже прилетали из Европы и обучали партнерским решениям. Мы их не использовали и врят ли бы они пригодились. Но я знал, что для моего резюме и опыта они пригодятся.

Таким же путем я узнал, что у нас есть бюджет на партнерские курсы и сдачи экзаменов, чем я и воспользовался. Проактивность всегда приносит дивиденты.

Смена работы — из ИТ вендора в обувной стартап

Согласно «совету 4», настало время повышать зарплату и менять работу. В данном случае работа нашла меня сама. Это тот случай, когда проактивность приносит дивиденды. Мой бывший руководитель попросил меня провести тренинг и потом предложил присоединиться.

Ламода и Сбертех были в соседних зданиях, было удобно к ним заходить. Фото с тренинга кстати.Ламода и Сбертех были в соседних зданиях, было удобно к ним заходить. Фото с тренинга кстати.

Совет 9: Всегда имейте запасной вариант. Неважно где вы сейчас работаете, всегда имейте план «Б». Я люблю проводить аналогию с тем, как мы карабкаемся на гору. В любой момент времени мы можем упасть, поэтому когда мы делаем движение вперед (вверх) мы обязательно продумываем, на несколько шагов вперед. Если мы сделаем неаккуратный шаг, то мы не упадем, так как у нас был план «Б». Где бы я не работал, я всегда смотрю в будущее и рассматриваю возможные сценария для себя.

Было интерсно поработать в еще одной международной компании, но все как обычно — «денег нет, но вы держитесь»©. Проработав там 1.5 года, я снова вышел на рынок и поднял свою зарплату до 180 тысяч рублей. Тогда еще курс был 30 рублей за доллар. Это было классно. Но не долго я радовался, через 6 месяцев рубль обвалился. И все мои рублевые накопления на иммиграцию превратились из «кареты» в «тыкву».

Совет 10: Мотивируйте себя сами. Часто работа бывает не интересная, скучная. Поэтому вам нужно придумать себе, почему она интересная, почему ее надо сделать. Например, вы делаете аудит или работаете на поддержке. Это скучно. Превратите эту скучную историю в крутую историю. Расскажите на собеседовании, как вы выполняли тяжелую работу и каких результатов достигли.

Смена работы — из Москвы в Черногорию

Пока мои документы в Канаду процессились, я прошел собеседование на Веб Аналитика в Черногорию. Я раньше не работал веб аналитиком и были очень поверхностные знания по маркетенгу. Тем не менее, я попал на работу и уже на месте стал разбираться, что такое digital marketing.

Черногория это пушка! На фото Свети Стефан. В Канаде хорошо, но в Черногории еще лучше!=)Черногория это пушка! На фото Свети Стефан. В Канаде хорошо, но в Черногории еще лучше!=)

Совет 11: Для того, чтобы пройти собеседование и говорить уверенно о вещах, с которыми вы раньше не работали, вам нужно использовать метод Стива Джобса (тоже узнал про него относительно недавно, несмотря на то, что всегда использовал) — «поле искажения реальности». Я упомянул «fake it till you make it». Что звучит немного грубовато — приврать (в лучшем случае). Теперь же мы можем использовать почти научный способ из сериала Звездный путь — поле искажения реальности. Это значит нам нужно верить в то, что мы говорим.

Совет 12: Чтобы начать верить в то, что мы говорим, нам нужно рассказать эту историю раз 15–20 минимум. То есть прежде чем проходить серьезные собеседования, нам нужно потренироваться на «кошках», найти компании и вакансии попроще, и рассказывать им свою легенду. Если често, я уже давно поверил, что на заводе я работал с SQL, базами данных и аналитикой. Меня ночью разбуди и я не задумываюсь расскажу об этом.

На столе книга по Adobe Site Catalyst - получаю первые знания по свеой новой профессии.На столе книга по Adobe Site Catalyst — получаю первые знания по свеой новой профессии.

Совет 13: Вне зависимости от того, что вам дают на работе, всегда имейте north star, вектор развития и движения. Вам надо двигаться к вашей цели. Я мало времени уделял веб аналитики, зато стал проявлять проактивность и делал BI, установил Tableau, сделал Proof of Concept на Redshift, делал ETL. Я создавал себе «истории» для своего резюме и опыта. И еще по возможности все писал в блог на английском — создавал «активы» для своего резюме.

В Черногории я проработал не долго, так как получил документы в Канаду. У меня было несколько интерсных собеседований в Европе. Одно из них было в Accenture, было все позитивно, но уже у меня были билеты в Канаду.

Едим в поезде из Черногории в Белград. Ознакамливаюсь с историей Канады. В книге времен СССР автор часто упоминает коммунистические партии Канады!)Едим в поезде из Черногории в Белград. Ознакамливаюсь с историей Канады. В книге времен СССР автор часто упоминает коммунистические партии Канады!)

Совет 14: Ходите на собеседования всегда и везде. Никогда не упускайте возможности сходить на собеседование. Особенно, если у вас все хорошо и вы не ищете работу. Лучше выбирать работу без спешки и стресса. Тогда можно ВЫБИРАТЬ, а не браться за первую попавшую. Тогда не придется лишний раз врать и можно быть собой. В Linkedin я видел пост чувака из Google. Он задал этот вопрос своему ментору. Ментор ему именно так и сказал. Задача работадателя создать вам комфортные условия на работе, дать конкурентнуспособную зарплату. Если, кто-то предложил больше, вас либо оставят (попытаются перекупить), либо отпустят (так как вы не нужны). Поэтому от этого выигривают все. Конечно, нужно это делать так, чтобы никто не знал, что вы это делаете:)

Я даже проводил опрос в своем телеграмм канале:

f8576fa94350fa4567b2e3309be001e4.png

Сейчас я уже немного разленился, и мне жалко времени на собеседования, но я могу себе это позволить, у меня отличный опыт хождения по собеседованиям;)

Смена работы — из Черногории в Канаду

Совет 15: Если вы готовитесь к переезду, начните искать работу заранее. За год или 6 месяцев. Подпишитесь на еженедельные рассылки вакансий, добавляете людей в Linkedin, общайтесь и знакомьтесь. Вы сэкономите много денег и времени в будущем.

Я приехал в Канаду в Виннипег и вышел на работу уже через 5 дней в страховую компанию на 75 тысяч канадских долларов, это где-то 4 тысячи в месяц. Так как у меня был offer на руках и меня уже ждали.

Офис кубик. В выходные я работал сверхурочно за 2ю оплату, чтобы выплатить наш первый кредит за Dodge Journey. Сына иногда брал в офис поиграть рядом.Офис кубик. В выходные я работал сверхурочно за 2ю оплату, чтобы выплатить наш первый кредит за Dodge Journey. Сына иногда брал в офис поиграть рядом.

Как я нашел работу еще до моего приезда? Ответ очевиден, я использовал свои советы.

Я расскажу про некоторые техники, которые мне помогли:

  1. Я подписался на рассылка вакансий в моей провинции на indeed.ca

  2. Я сделал себе резюме, в котором указал fake местный адреc. Так же я сделал себе IP телефон с кодом Виннипега. Он делал переадресацию на мой мобильный. Моя задача была, чтобы HR соединил меня с hiring manager. В итоге мой план сработал.

  3. Был еще один life hack. Вместо cover letter (по мне вообще бесполезная бумажка), я отправлял презентацию со slideshare. Вот пример довольно старый. Основая идея была показать не мой опыт и мои скилы, а рассказать о ценности, которую я могу добавить компании. Нужно раскрыть тему своей ЦЕННОСТИ, попробовать указать проблемы индустрии, показать, что вы с ними знакомы и знаете решение. Slideshare имеете интересный функционал. Мы можем скрыть презентацию от всех, и оставить доступ только через ссылки. А потом показать нам, откуда (по IP) и сколько раз открыли. То есть инструменты веб аналитики. Так мы можем измерять вовлеченность.

Смена работы — из страховой в Амазон

Стало понятно, что Виннипег это не то, ради чего мы переехали в Канаду. Нужно было двигать в Ванкувер или Торонто. К тому же, у меня возникли конфликты с коллегами.

Совет 16: Будьте аккуратны с шуточками. Женская половина коллектива приняла в штыки мои безобидные шуточки. Как результат, меня стали подставлять.

Я благодарен коллегам за их попытки вывести меня из себя, так как я нашел работу в Амазоне. У меня был еще один offer от местного стартапа Skip The Dish, которые теперь довольно популярный. Я написал основателям и пришел к ним на встречу, принес книгу, которую я написал (первая моя книга). Они мне предложили возглавить отдел аналитики. Я взял паузу и решил еще поискать варианты. Как видно не зря.

И теперь можно поподробней поговорить про процесс собеседования в Амазон. Это я теперь эксперт по собеседованиям, потому что провел их больше 50 внутри Амазона и закончил тренинги. А тогда вообще не знал ничего. Уверен, что мне сильно повезло.

Совет 17: Если вы ищете работу, используйте «ковровую бомбардировку» — что значит отвлекайтесь на все вакансии по специальности по максимум, потом разберетесь. Возможно получите важный опыт переговоров и собеседований. Который вам поможет найти работу мечты.

Я обычно завожу spreadsheet и туда заношу всю информацию:

Поиск работы в КанадеПоиск работы в Канаде

У меня был неплохой опыт, пару книг в публикации, блогпост, но искать работу это не быстро. Главная сложность заключается в том, что на каждую вакансию откликается человек 30–50–100 (в зависимости от компании). Соответственно, если ваше резюме будет 81 в списке, не думаю, что компания узнает о таком ценном кандидате. Поэтому важен нетворкинг, скорость отклика и немножко удачи, чтобы получить свой шанс.

У меня были примеры в Google, когда рекрутер просто пропадал, из-за того, что мы не могли выбрать время. У них все просто, они готовы потерять хорошего кандидата, потому что в итоге всеравно придет другой хороший кандидат. Поиска работы в FAANG компания это почти как лотерея. Поэтому очень важно искать туда нестандартные входы.

Мне повезло, я получил приглашение на собеседование.

Совет 18: Вам нужно конкурентное премимущество. Чем вы лучше других кандидатов? Это можно быстро продемонстрировать за счет дополнительных артифактов — блог, выступления на конференциях и митапах, youtube канал. У меня были книги и блогпост. В Амазоне они оценили наличие этих артифактов.

Собседование в Амазон

Amazon Leadership Principals уже в моем DNA.

73c991eb3703670c8bee456f46517ce4.png

Процесс собеседования примерно такой:

  1. Phone Screen — вам звонят, задают разные вопросы, технические и не технические. Посмотреть насколько вы подходите.

  2. Может быть еще Phone Screen собеседование, но уже с hiring manager. Так же вам могут прислать тестовое задание. Я был настолько проактивным, что решил тестовое задание 3 мя способами и еще нарисовал им дашбордов, хотя они не просили.После был еще уточняющий звонок по тестовому.

  3. Если прошли этот этап, то можно рассчитывать на on-site interview. (в до ковидные времена). Мне купили билеты и запланоривали 5–6 собеседований, включая обед с командой.

На собеседование я принес свою коронную презентацию (мой cover letter на slidesashare). Технический директор сразу сказал, это лишнее. И начал мне завадавать вопросы и записывать мои ответы. И так делали все остальные. Иногда вопросы повторялись.

Уже сейчас я знаю, что это было. Само интервью состоит из 2х частей:

  • behavioral interview — ситуативное интевью

  • functional interview — ваши технические навыки

Цель behavior interview — проверить вас, насколько вы соответствуете Amazon Leadership Principles. А их 14. Как правило, сотруднику поручают 2 принципа. Дальше он идет в «банк вопросов», копирует по 2–3 вопроса, с которых начинается дискуссия. А потом они пишут отчет, как у вас дела с этим принципом, вам надо, как говорится meet the bar. То есть быть не хуже, чем 50% человек на этой роле. В общем, надо с покер фейс заполнить отчет, и сказать, кандидат тянет или нет.

Примеры моих вопросов:

Amazon LP — Ownership

Q: Tell me about a time when you took on something significant outside your area of responsibility. Why was it important? What was the outcome?

Amazon LP — Insist on the Highest Standards

Q: What measures have you personally put in place to ensure performance improvement? What targets and standards are achieved?

Лучше всего отвечать на такие вопросы в формате STAR:

  • Situation — ситуация/проблема

  • Task — задача

  • Action — ваши действия

  • Result — результат

На functional interview вас уже будут спрашивать конкретно технические вещи, могут еще coding сессию сделать. Меня много спрашивали про маркетингувую аналитику и решения для хранилищ данных. Мой опыт веб аналитика пришелся кстати.

Спустя неделю мне позвонили и сделали оффер. Я не посмел торговаться. Зарплату дали маленькую по меркам Амазона — 90 тысяч CAD в год + signup bonus + 80 акций Амазон на 4 года. (их цена тогда было 600$, то есть 48 000 CAD на 4 года). Я был очень рад и мы двинулись в Британскую Колумбию. Мне дали уровень 5 (L5):

levels.fyilevels.fyi

L5 это middle. Первые два года я работал очень много. Я надеялся, что если буду хорошо работать, меня повысят, мне прибавят денег. Я был наивный.

Совет 19: Он очевидный, и вроде мы про него знаем, но никогда не делаем. Необходимо чуть ли не с первого дня прописать все цели, за выполнение которых последует повышение. Возможно это будет на следующие 12–18 месяцев. Но это единственный вариант в Амазон. В моем случае, я наивно впахивал 2 года, и на вопрос о повышении, мой менеджер тактично меня осадил, расскзаал про цели, о том, что их надо прописать и тд.

В Амазоне есть performance review раз в год, где-то в феврале. Перед этой встречей, вам необходимо запросить feedback у ваших коллег. Коллеги вас будут оценивать по 2 м показателям:

  • Ваши Super Powers (читай Leadership principalse), которые вы проявили.

  • Ваши Grow Areas (читай Leadership principals), которые вам нужно прокачать.

По результатам всей это истории, вам могуть поднять зарплату на 1–4%. Менеджер расскажет о том, как он/она приложили нечеловеческие усилия, чтобы это сделать. Вам добавили денег на лишний капучино в неделю, 1–4% это до вычета налога.

Если вам повезет, вам добавят Amazon Stock. За 5 лет, мне дали наверно 25 акций, помимо моих 80ти, которые я получил в 1й день работы. Это конечно мало. Хороший показатель это акций 20–40 в год. Все это очень завивист от вашего менеджера.

Все 5 лет на мой вопрос «почему моя зарплата так медленно растет», я получал ответ, что Amazon Stock очень вырос.

d427c5d8382e15c09ba7bacc7d5278b8.png

Стоки действительно выросли от изначальной стоимости. Но я был категорически не согласен с политикой партии. Стоки я получил в 1й день работы. И даже, если бы я работал так себе, я бы все равно их получил. А за свой performance, переработки и любовь к тому, что я делал, я получил 2–4% прироста к зарплате. Обычно это назвается индексация.

Чтобы в Amazon получить повышение, вам необходимо заполнить несколько документов, причем 60% усилий должен сделать ваш менеджер. Это целая стретегическая игра, которая не очень тесно связана с вашими техническими компетенциями. Поэтому очень важно (совет 19) прорабатывать стратегию заранее и обсуждать ее с менеджером. Задача компании получать от вас максимум, платить минимум.

Совет 20: Ваша зарплата в 95% случаев будет такая, на которую вы изначально пришли. Моя зп в Амазоне выросла на 10% за 5 лет. И если бы я даже перешел бы на L6 (следующий уровень), то она бы выросла еще на 10–15%, что было бы достаточно низко. Как в совете 4, хотим роста, меняем работадателя, но важно, чтобы у нас был solid case и хотя бы 12 месяцев опыта на текущем месте работы.

Смена комманд в Амазон

Амазон это оргормная корпорация. В ней огромное множество комманд и направлений бизнеса. У вас есть возможность перейти в любую команду по всему миру. Много знакомых американцев переехало в Европу и наоборот, из Европу в США и Канаду.

Проработав 2,5 года в одной команде я был сыт обещаниям менеджера о повышении. И решил попробовать поискать другие команды.

Совет 21: Он очень важный. У нас есть одна особенность, мы привыкли винить в неудачах других — «все дураки, один я умный». Примеров огромное множество. Это очень плохая позиция. Старайтесь избегать такой точки зрения. Из моей карьеры я только года 2 назад стал меняться и научились брать ответственность за свои поступки и не считать себя умней других. Например, я прекрасно понимаю, что это только мой личный fail, что я не смог получить повышение в Амазон. Поэтому, никогда не считайте себя умней других. Если вы знаете что-то лучше других, помогите им разобраться и понять. Если кто-то накосячил, на то есть причины, помогите человеку преодолеть трудности. Но никогда не думайте, что вы лучше других. И вам будет легче жить и легче добавиться поставленных целей.

Я находился на West Coast побережье и нашел работу инженера данных на East Coast побережье.

Вид из Cambridge, MA на Boston, MAВид из Cambridge, MA на Boston, MA

Интересный парадокс. Зарплата не высокая, но есть возможность получать другие benefits. Например, летом я перешел в команду Amazon Alexa, которая находилась в Cambridge, MA (оказывается есть такой город и в США). В нем находятся MIT и Harward. А если перейти мост, то будет Бостон.

Еще одно #dimaworkplaceЕще одно #dimaworkplace

Всей семье мы полелетели в Бостон на 2 месяца, чтобы я мог познакомиться с командой. Нам сняли квартиру в 5 минутах от офиса и от MIT. Цена в месяц 12 тысяч US$. Так же оплатили всю еду и мой билет на самолет. Лето в Бостоне с семьей — бесценно.

В течение года я еще несолько раз летал к ним и останавливался в Airbnb в историческом центре Бостона.

Beacon Hill - самый старый район БостонаBeacon Hill — самый старый район Бостона

Кроме Бостона, мы ездили на машине в Seattle каждый месяц всей семьей на конференции Амазон, встречи с коллегами и тп. Как обычно, все по высшему разряду.

Ночной СиэтлНочной СиэтлМои значки и communities из личного кабинета Амазон, некоторый я сам сделал. Наиболее ценные для меня это значки Мои значки и communities из личного кабинета Амазон, некоторый я сам сделал. Наиболее ценные для меня это значки «Speaker».о

Кстати, с Amazon Alexa я познакомился когда выступал на конференции в Бостоне — Enterprise Data World. Я уже 2ой раз выступал на этой конференции. 1й раз бьл в Сан-Диего. Было тепло. А тут начало марта, очень холодно. Выступление на конференции дает только бесплатный билет. Конференция идет 6 дней и стоит 3500US$. Спикерам бесплатно, но билеты и отель за свой счет. Я снял Airbnb коморку за 100$ в сутки, комната 2 на 2 метра.

По пути в Бостон на конференцию EDW2019По пути в Бостон на конференцию EDW2019

Совет 22: Возможно я уже про это говорил, скажу еще раз! Если вы серьезно занимаетесь своей карьерой — на все возможные opportunities всегда говорите да. Мне было очень не комфортно первые несколько лет. Сейчас уже конечно стало лучше. Ставьте себе цель — выступить на meetup, usergroup, податься на конференцию, рассказать о своем опыте на datalearn.ru;)

Кроме конференций, мне нравится делать что-нибудь еще, например у сына во 2 м классе я проводил Amazon Future Engineer — Hour of Code. Или волентерил в университете, или выступал в high school. То есть делал буквально все, что было в моих силах. На вопрос «Зачем?!» — я думал, что пригодится. Каждая возможность пораждает новые возможности и знакомства. Если ничего не делать, то ничего не будет.

Рассказываю про роль данных для 1го курса Computer ScienceРассказываю про роль данных для 1 го курса Computer Science

Совет 23: Если у вас есть дети и семья, всегда ищете возможность брать их с собой в поездки, на конференции. Это ценный опыт для детей (от 5–6 лет) и отлично для 2ой половинки.

Рассказываем старшеклассникам вместе про Alexa и раздаем Alexa за самые лучшие вопросы. Сын делает демонстрацию продукта. Жалко сейчас пандемия и все онлайн, скучно:(Рассказываем старшеклассникам вместе про Alexa и раздаем Alexa за самые лучшие вопросы. Сын делает демонстрацию продукта. Жалко сейчас пандемия и все онлайн, скучно:(

Сообщества в Амазон

Я уже писал про проактивность. В Амазон практически сразу я стал развивать сообщества:

  • Amazon Tableau User Group — 3000 пользователей, которые используют Tableau в Amazon. Я отчечал на каждый второй вопрос, организовывал встречи и приглашал куртых спикеров.

  • BI Tech Talk — 100+ data команд со всего Амазона. Так же организовывал презентации со спикерами из Амазона и других компаний.

Все это дало мне огромное преимущество — меня знал почти весь Амазон, кто работает с данными. Поэтому я мог легко поменять команду, пригласить интересного мне спикера из Linkedin. Конечно это никак не влияет на зарплату, но мне нравилось соединять людей и идеи.

Члены Amazon Tableau User Group на Tableau Conference в Las Vegas 2017Члены Amazon Tableau User Group на Tableau Conference в Las Vegas 2017

Даже сейчас в Microsoft есть люди, которые знают меня со времен, когда они работали в Амазон.

Совет 24: Старайтесь всегда искать возможности для коллаборации. Сообщества это очень сильный инструмент в развиитии карьеры. Не игнорируйте их, создавайте, помогайте другим и вам тоже помогут.

В Alexa у меня получилось как обычно, я сделал свою работу, но к повышению не приблизился, и поэтому я снова поменял команду. Я общался с командами из Калифорнии и из Сиэтла. Стал подумывать о релокации в США. Я перешел в команду — customer behaviour analytics. И пообещал осенью 2020 переехать в Сиэтл. Но оказалась, что мои Amazon Stock после 4х лет закончились, и мне нужно было переехать с семьей на базовую зарплату 130 тысяч US. Что меня не устраивало. Так как минимальных доход для Сиэтла должен быть 200 тысяч. А хороший, согласно моим исследованиями 300–350 тысяч (это включает в себя стоки).

Очень важно заметить, что при переходе внутри Амазона вам запрещено поднимать зарплату. Это сделано для того, чтобы люди не прыгали из команды в команды. То есть каждый переход будет вас откидывать от возможного повышения как минимум на год.

Еще стоит упомянуть про бонусы. Вам дают стоки в штуках. И если умножить цену акции на колличество, получается круглая сумма. НО!!! Когда наступает vested date — то есть когда акции становятся вашими, Канадское государство забирает ровно половину. То есть, вам положено 20 акций, до вас доедет только 10. Можете их продать, а можете оставить, как я сделал. И если у вас было 10 акций по 600US$, то когда они станут 3000$, вы должны заплатить налог на прибыль (capital gains), с каждой акции это 2400$ — сумма прибыли. И нужно заплатить 25% от 2400.

В общем на бумаге выглядит все красиво, но по факту вы получите намного меньше. Еще не забудьте про прогрессивный налог на зарплату — чем выше доход, тем выше зарплата. В США с налогами история другая, они меньше, но там есть свои заморочки со страховками и медициной.

Каждый раз когда я мягко говоря расстаивался из-за своих карьерных достижений на работе, я начинал искать работу. Ходить по собеседования это полезно и важно, надо быть всегда в тонусе. Так я собеседовался с Tesla (для солнечных батарей) на позицию Data Engineer. Не сложилось с ними. Потом собеседовался с Lyft на позицию менеджера data engineering. ЗП в Калифорнии с бонусом было 400–450 тысяч US$. У меня опыта менеджера не было, но я прошел все возможные курсы в Амазоне для менеджеров. Тоже не сраслось. На собеседовании меня спрашивали много вопросов связанных с diversity и inclusion.

На собеседование в Google, у меня даже не получилось записаться на собеседование. Рекрутер просто пропал в итоге после первого созвона. Они себе могут это позволить, потому что если пропадет один хороший кандидат, появятся еще толпа других хороших кандадатов.

Совет 25: Вы не единственный кандидат на вакансию. Топовые комании получают сотни откликов. Поэтому старайтесь откликаться одними из первых или ищите другие варианты, например через знакомых. Я откликался на 10ки вакансий в FB и Google, но мне никто ничего не написал в ответ.

Зато спустя какое-то время ко мне пришли рекрутеры из Fb, и сами пригласили на собеседование Manager Data Engineering. Было несколько собеседований

  • Phone Screen с рекрутеорм — просто разговоро о вакансии, требованиях и моем опыте

  • Leadership Interview — разговор с менеджером, больше похоже на behaviour interview, вас спрашивают как вы руководите, решаете конфликтные ситуации и все в этом духе. Курсы менеджеров Амазон отлично решают такие вопрсоы

  • Technical Screening — даже для менеджера состоял из 3х элемнтов. 1й это SQL упражнения (15 минут на 5 SQL задач), Python (15 минут на 5 задач), Data Modelling (15 минут)

Скажу вам честно 15 минут это очень

© Habrahabr.ru