Алихистори — инструменты для смарт шоппинга
Зачем мы сделали сервис alihistory.com
В сентябре этого (2016) года мы запустили проект по сбору аналитических данных по работе одного из лидеров сегмента e-commerce — aliexpress.com.
Целью проекта alihistory.com является выявление тенденций и механизмов ведения бизнеса в сфере интернет продаж с дальнейшим составлением бизнес-модели и ее публикацией в открытом доступе.
Почему именно Алиэкспресс? На страницах этой площадки продаются десятки миллионов товаров, развернуты тысячи магазинов из Китая и других стран. Алиэкспресс занимает лидирующие позиции по количеству продаж как в Китае, так и в России. В открытом доступе имеется статистическая информация о товарах, такая как количество заказов, отзывы о товаре, оценка качества, соответствия и доставки и тп. Также стоит отметить огромную аудиторию Алиэкспресс. Изучать, так лидеров.
Для исследования был создан ряд инструментов, который, на наш взгляд, будет полезен и для рядовых пользователей. О работе и возможностях оных остановимся более подробно.
Немного технических сведений
Создан самописный скрипт краулера, который ежедневно обходит все товары из базы и снимает нужные характеристики и сохраняет все изменения в базу данных, чтобы можно было отслеживать временные изменения. Также имеется скрипт, который матчит похожие фотографии по хешам. Все скрипты написаны на php, данные хранятся в mysql. Для работы сервиса используются два VPS-сервера для распределения нагрузки. Ежедневно исследуется более 540 тысяч товаров. За все время (с сентября 2016) исследования зафиксировано 5 млн. изменений цены на товары, и 4.7 млн. изменений размера скидок.
Мониторинг цен: зачем и как
На Алиэкспресс ежедневно изменяются цены на десятки тысяч товаров. Наш краулер раз в сутки обходит все товары из базы и обновляет показатели. Цены (со скидкой и без) мы собираем в долларах, а потом переводим по курсу алиэкспресс в другие валюты.
Мониторинг позволяет наглядно увидеть все колебания цены во времени. Также это позволяет идентифицировать ситуативные скачки стоимости и сигнализировать покупателям о том, что не стоит заказывать товар в данное время.
У каждого товара в карточке выводится удобный для быстрого анализа график изменения цен за определенный период времени.
Изменение числа заказов
Ежедневно на площадке покупаются десятки тысяч товаров. А количество заказов той или иной товарной позиции является одним из факторов качества этого товара (мы сейчас говорим про алиэкспресс, для других площадок могут быть и другие закономерности).
С помощью мониторинга изменения числа заказов можно отследить действие маркетинговых инструментов как продавцов, так и площадки в целом.
Изменение числа отзывов
При покупках в сети, к сожалению, нет возможности «потрогать» покупаемый предмет. Покупателям приходится основываться при выборе товара на второстепенные показатели и признаки, одним из которых является количество отзывов о товаре. Правда, на алиэкспресс особый подход к отзывам. Некоторые продавцы предлагают бонусы или даже вымогают хорошие отзывы у покупателей. Поэтому присматриваться стоит не только к количеству, но и качеству и содержанию отзывов. На данном этапе развития наша система отслеживает только изменение числа отзывов и рейтинга, вычисляемого на основании оценок, проставляемых покупателями.
Поиск одинаковых товаров
Этот функционал нашего сервиса находится в стадии бета-теста. В данный момент функция поиска похожих товаров находит позиции с одинаковыми изображениями.
Поиск работает следующим образом: отдельный скрипт считает хеш-функцию для изображений товара, затем по базе хешей ищутся наиболее близкие хеши для заданного товара (изображения). Такой подход работает очень посредственно — имеются как ложно-позитивные срабатывания (непохожие товары метятся как похожие), так и ложно-негативные срабатывания (заведомо похожие товары не находятся). Мы ищем решение, как заставить систему правильно функционировать.
К слову, на самом алиэкспресс данная функция вообще не работает, хотя и заявлена.
Тем не менее проблема поиска одинаковых товаров на али очень актуальна, так как многие товары продаются в нескольких магазинах и различаются не только по цене, но и по качеству выполнения, качеству работы продавцов и другим признакам. Имея перед глазами список одинаковых товаров с некоторыми метриками, покупатель может выбрать наиболее выгодное для себя предложение. Например, сэкономить и купить дешевле — мы хотим дать ему инструмент для возможности выбора между одинаковыми товарами от разных продавцов на площадке.
Наличие выбора, всегда лучше нежели его отсутствие.
Верное срабатывание функции поиска одинаковых товаров
Ложное срабатывание функции поиска одинаковых товаров
Мониторинг скидок на товары
Все мы любим скидки, а халяву любим еще больше. На алиэкспресс просто море товаров со скидками, а ведь еще есть купоны и распродажи — просто рай как для покупателей, так и для маркетологов.
Со скидками всегда и везде (не только на али) не все чисто. Мы хотим помочь пользователям найти настоящие скидки, а не мифические 90%. Все значения скидок ежедневно вносятся в нашу базу и фиксируются на графике для удобства восприятия информации.
Анонс и анализ распродаж
Мы анализируем все товары, которые участвуют и будут участвовать в распродажах из раздела «бренд-фокус» на Алиэкспресс.
Система уведомлений и подписок
Наш сервис предлагает систему оповещений об изменении цен на отслеживаемые товары. Пользователям не нужно даже регистрироваться, просто необходимо согласиться на получение браузерных push-уведомлений, которые работают в Chrome, Firefox настольных и мобильных версий. Дважды в сутки мы отправляем уведомление в том случае, если в списке отслеживаемых товарах есть изменения в ценах.
Фильтры товаров
Шоппинг должен быть комфортным, а не похожим на квест. Мы подумали и решили, что вот такие фильтры и выборки облегчат жизнь покупателей али.
Структурирование товаров по значению скидки и категории
Удобный инструмент для сортировки товаров с алиэкспресс. Есть возможность выбрать товары из определенной рубрики и определенным значением скидки, например, мужские рубашки со скидкой от 50%.
Структурирование товаров по значению цены и категории
Пользователи могут найти товары определенной стоимости. Также есть набор уже готовых фильтров — товары до 1 доллара, до 3-х долларов и тд.
Более подробную информацию о работе фильтров можно найти в мануале — alihistory.com/post/427/filtres.html
Выявление липовых скидок
На алиэкспресс имеют место так называемые «липовые скидки» (наш более подробный анализ распродажи 11.11 тут — geektimes.ru/post/282368).
«Липовая» скидка в нашем понимании — это, когда товар подешевел, но не стал дешевле минимальной цены* за прошлый месяц.
* Минимальная цена с учетом действующих скидок (при их наличии). Например, цена товара 1200 рублей без скидки, а со скидкой 896 рублей — значит, минимальная цена составляет 896 рублей.
Мы сигнализируем нашим пользователям о том, что скидка, возможно, ненастоящая — у каждого «провинившегося» товара в названии появляется восклицательный знак.
Определение курса валют на Алиэкспресс
Курс доллара не отображается явно на страницах алиэкспресс и высчитывается по ценам на один и тот же товар в разных валютах.
Это основной на данный момент функционал нашего сервиса. Инструкцию по работе с сервисом можно найти на этой странице — alihistory.com/page/439/howitwork.html
Планов на развитие системы и дополнительный функционал очень много, жалко сутки не 40 часов :-).
Мы выступаем против спонтанных покупок и трат, против «липовых» скидок и прочих маркетинговых уловок продавцов. Мы призываем всех совершать покупки обдуманно.