Альцгеймер и СДВГ — плоды одной генетической ошибки?

Исследование началось с того, что люди с генетической предрасположенностью к СДВГ быстрее теряют когнитивные функции, по сравнению с эквивалентной группой без такой же генетической предрасположенности.

cc5e94032cd4d87bc2222880ba77d438.png

Гипотеза о том, что наличие СДВГ, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, коррелирует с риском развития деменции в более позднем возрасте, появилась недавно. Лишь в последние несколько лет исследователи изучают возможную связь между этими двумя состояниями.

Главная проблема в том, что СДВГ — относительно молодой диагноз. За последние 100 лет медики определяли ряд нарушений гиперактивности, обозначая их разными терминами. В 1950-х годах состояние называлось «минимальной мозговой дисфункцией», а в 1960-тых уже «гиперкинетической реакцией детского организма». И только в конце 1980-х годов появился формальный клинический термин СДВГ, но и до сегодня его диагностические критерии немного расплывчатые.

Из-за этого крайне сложно провести долгосрочное исследование, связывающее СДВГ с болезнью Альцгеймера на генетическом уровне. Проблему также создают внешние факторы, которые повышают риск развития деменции: диабет, депрессия и низкий уровень образования.

Помощь пришла от новых генетических исследований. Исследование 2021 года, например, показало, что родители детей с СДВГ подвержены более высокому риску слабоумия и болезни Альцгеймера по сравнению с родителями детей, у которых нет СДВГ. Одно только это позволяет предположить, что между двумя состояниями может существовать потенциальная генетическая связь.

Еще одно интригующее пересечение этих двух состояний произошло в совсем недавнем исследовании, в ходе которого было обнаружено, что лекарства, обычно используемые для лечения СДВГ, показали многообещающие результаты в улучшении когнитивных функций у пациентов с болезнью Альцгеймера.

В новом исследовании использовались недавно разработанные шкалы оценки генетического риска СДВГ. По мнению исследователей, они «демонстрируют комбинированную генетическую предрасположенность к расстройству, независимо от популяции выборки».

Тест проводился на пожилых людях. Ученые не изучали, был ли диагноз СДВГ поставлен респондентам в детстве или юности. Вместо этого изучалось, насколько сейчас состояние человека близко к критериям СДВГ.

И самое главное. Участники этого исследования также участвуют в долгосрочном проекте, изучающем болезнь Альцгеймера. В его рамках ведется наблюдение за когнитивно здоровыми людьми от среднего возраста и до старости. В исследование включено 200 субъектов. Все они были когнитивно здоровы в начале наблюдения, но уже сейчас у них наблюдается незначительное отложение амилоидного белка в головном мозге — основной симптом Альцгеймера.

Исследование длилось 6 лет, и за этот период исследователи обнаружили, что высокий показатель генетического риска СДВГ коррелирует с более высокими темпами снижения когнитивных функций.

Результаты показывают, что генетическая предрасположенность к СДВГ связана с ухудшением когнитивных функций и развитием патофизиологии болезни Альцгеймера. Результаты в основном наблюдались у людей склонных к болезни, и было выявлено, что генетическая предрасположенность к СДВГ повышает восприимчивость к пагубным последствиям патологии болезни Альцгеймера.

По материалам исследования

Вместо вывода. Речь идет про корреляцию между СДВГ и Альцгеймером. Вполне может быть, что мозг, и так уже «нагруженный» одним заболеванием будет быстрее поддаваться новым нарушениям. Однако если все же будет выделена генетическая первопричина, это позволит нанести комплексный удар по нейродегенеративным заболеваниям.