Акустика Old School: Знакомство с историей бренда

В 38-м выпуске подкаста «Звук» Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в Аудиомании, рассказал о новом бренде акустики Old School.

7adae7e39e6a49c28e3b4ab75fe02791.jpg


/ Полочная акустика Old School Studio Monitor M2
[ Прослушать этот выпуск ]

Другие выпуски подкаста


Алина: Сегодня мы поговорим про акустику Arslab Old School. Мы посвятим этой теме целый выпуск, потому что она настолько интересная и цельная, что стоит ее обсудить отдельно, а не в контексте каких-то еще вопросов. Как создавалась эта акустика? Почему пришла идея именно ее делать?

Тимофей: Корректнее слово Arslab из названия вынести за скобки, поскольку исторически была всего одна экспериментальная колонка под названием Arslab Old School Superb 90 — первая часть большой серии.

Так получилось, что мы решили в качестве эксперимента притащить ее на выставку в Мюнхене два года назад. Она имела потрясающий успех. Мы планировали ее исключительно под российский рынок, поскольку [в России] есть некие визуальные аналоги, есть люди, которые ностальгируют по старым колонкам, но уже не готовы мириться со звуком, который они давали и могут давать сейчас, если у кого-то они еще остались в живом состоянии.

Мы сделали современную колонку в классическом виде. Эксперимент с поездкой в Мюнхен натолкнул на идею, что ностальгия не только российская. Она, как минимум, еще и европейская. Поэтому продолжением идеи стал бренд целиком, не линейка, поскольку странно, когда линейка представлена одной колонкой.

Поэтому мы решили сделать отдельный бренд. Изначально он был ориентирован исключительно на Европу и Азию, это наши хорошие потребители, в частности, акустики Penaudio. Там нет такой жесткой беды с деньгами, как в связи с кризисом в России.

Некоторые люди считают: раз здесь кризис, значит, везде кризис. Там ничего не заметили, потому что цены на нефть влияют на рубль, с другими валютами таких резких колебаний нет. Люди как жили, так и живут. В Европе кризис был в 2008–2009 годах, но это другая история.

Мы решили выделить отдельный бренд, причем на этот раз у нас не было задачи сделать очень низкую цену. Некоторые люди считают, что Old School — это не очень дешево. Не знаю, с чем они сравнивают. На самом деле за такие деньги аналогов практически нет. Есть внешне похожие колонки, есть похожие колонки по цене, есть аналоги, у которых динамики такого же размера. Но поставьте рядом и послушайте.

Алина: То есть все вместе это явно не стоит столько, сколько люди платят за эти колонки. Синергетический эффект гораздо больше, чем цена.

Тимофей: Мы не стали экономить на элементной базе. Ну как экономить — cкажем так, вытаскивать из каждого вложенного рубля, доллара, евро максимум. Мы немного в этом смысле расслабили себе руки и сделали премиальный продукт. Он премиальный и по отделке, и по элементной базе.

Мы даже поставили терминалы WBT, это тоже о чем-то говорит. Получился премиальный продукт по мотивам колонки [Arslab Old School Superb 90]. Это не копия!

Если мы говорим о топовой модели Classic 1, она действительно похожа [на Arslab Old School Superb 90], но это другой продукт. Он немного изменен внешне, он изменен по функционалу, у него нет переключателей, которые в Европе никому не нужны.

b1875e5f67b94d93ae9a0cbb0e3b217c.png


/ Полочная акустика Old School Studio Monitor M2

Это в России история ностальгическая — старые советские колонки, где все переключатели можно было крутить. Те, кто не слышал, кто не пробовал, не в курсе, что [на первой колонке Old School Superb 90, выпущенной под брендом Arslab] эти переключатели работают совсем не так, как работали на советской аппаратуре. Они работают нормально, правильно, они не портят звук, а корректируют его.

Алина: Так, как теоретически они должны были работать тогда.

Тимофей: Да. Мы постарались, чтобы так оно и было. На аппаратуре бренда Old School переключателей нет, они там не нужны. Там тоже свои нюансы.

Немного модифицировалась колонка под названием Monitor M1, которая выпускалась ранее под брендом Arslab. Там тоже есть свои сложности. К сожалению, не только в России поднимаются цены. Для этой колонки значительно подорожал динамик.

Поскольку это была премиальная серия, он переехал в Old School, и даже с этим учетом там экономика с трудом сходится. Надо же хотя бы немного заработать. Много заработать не получается, все-таки достаточно дорогая элементная база, даже если закрыть глаза на все остальное.

Алина: А как себя позиционирует Old School по отношению к Arslab? Может быть, это более молодежный или, наоборот, более консервативный бренд? Или бренд для тех, кто ностальгирует по ретро?

Тимофей: Сравнивать Old School и Arslab можно только в России, поскольку в Европе, Азии и Америке Arslab не продается. Это исключительно российский бренд, и фишка его в том, что мы делаем его исключительно для России и российских нужд.

9f359145acd7453ebc8792e38dd1b198.jpg


/ Напольная акустика Arslab Classic 2

Поскольку мы ведем диалог с потребителем на постоянной основе и у нас много обратной связи, мы ощущаем нужды потребителей. Основываясь на этом, растет популярность бренда Arslab, поскольку он очень быстрый в реакции: мы можем адаптировать продукт, начиная с производства большего количества тех моделей, которые популярны, заканчивая более популярной отделкой.

Old School — бренд, изначально ориентированный на Европу, построен с нуля. Это премиальный бренд для тех, кто ностальгирует, но не готов идти на компромисс в плане звука. Можно найти визуально похожие аналоги, но с определенными нюансами. Поэтому мы работаем именно на такую аудиторию, в среде которой, по-хорошему, конкурентов у нас нет.

В какой-то момент мы решили привезти этот продукт и в Россию. Получился европейский премиальный бренд с российскими корнями, у которого концепция немного отличается [от Arslab]. В России мы говорим, что исторически это те же люди разработали, то же производство, но это немного другой продукт, и к нему надо по-другому относиться. Напрямую их сравнивать можно, но некорректно.

Алина: А как воспринимают в России Old School? Кто его основной покупатель? Кому он наиболее интересен?

Тимофей: Аудитория та же самая, просто немного более платежеспособная. Люди, которые не готовы идти на компромисс, но готовы заплатить больше и получить больше. Таких достаточно много, вопрос лишь в том, что сейчас возникает побочный эффект, поскольку изначально мы этого не планировали, экспромт получился.

У нас вообще часто получаются какие-то эксперименты, которые потом оказываются весьма успешными, несмотря на то, что изначально это была проверка идеи.

Пока каких-то «диких» продаж нет, всё-таки Arslab отлично продается и в кризис. Получилось очень «в кассу» — в момент активного продвижения новых моделей у всех цены резко подросли, а мы постарались этого избежать. И, действительно, Arslab здорово продается.

Про Old School пока не могу такого сказать, но такой задачи и не стоит. Дополнительных расходов это не несет. Пришлось переводить инструкции с английского на русский, поскольку они изначально написаны на английском. В целом мы по этому бренду строим планы относительно Европы и Азии, для которых у нас есть специальные версии.

Алина: У нас был разговор с Артемом Фаермарком на тему Arslab и Penaudio. Он упоминал, что Old School интересен не только своей звуковой частью, но визуальной. Он привлекает и тех людей, которым хочется видеть в аудиосистеме какой-то интересный дизайнерский объект.

Тимофей: Есть такое. Сейчас вообще наблюдаются очень странные тенденции [в дизайне], они очень резко сменяют одна другую. В какой-то момент появилась мода на минимализм, когда вообще всё надо убрать, оставить одну супер-дизайнерскую вазу из Китая, и вообще больше ничего, а колонки встроить в стены.

В этом смысле немцы [Ceratec] — молодцы, сделали Cerasonar, встраиваемую акустику, которую не видно, потому что она встроена в стену, заштукатурена, закрашена. И это «попёрло». [Думали], сейчас еще наложится на это история про умный дом, управление всем этим с пульта, и выключатели уберутся.

А все поворачивается в обратную сторону. Я даже не успел понять, в какой момент это произошло. Опять входит в моду большая аппаратура, выставление ее напоказ, стойки красивые. Другой уровень, конечно. Это как сравнивать ремонт 80-х и ремонт 2000-х годов: [сейчас] более современная аппаратура, более современные материалы.

Но вот сама мода выставлять напоказ снова появляется. У нас уже все готово к этому. У нас есть красивая аппаратура, колонки, стойки. Для тех, кто следит за модными тенденциями, хочет быть впереди, мы уже всё приготовили.

0db7d4bd79aa48bdb7eced590ade6fc6.jpeg


Стойка для акустики Cold Ray C3

Алина: Получается, что у российских покупателей в этом плане даже больше возможностей, чем, например, у европейских, азиатских, потому что у них есть и Arslab, и Old School.

Тимофей: В какой-то степени да. Фишка в том, что в Европе, Азии и Америке другой формат потребления и другой спрос. Там по-другому относятся к аппаратуре, другие бюджеты. Это не значит, что покупают более дорогие колонки — покупают совсем другие продукты.

Там очень популярны миниатюрные сетевые устройства, которые стоят недешево не из-за бренда, а потому, что это очень удобно. Там могут посчитать, что какой-то дополнительный комфорт покупатели от этого получают. То есть люди покупают не колонку, они покупают дополнительные удобства. Они это четко понимают.

Не секрет, что в Европе и Америке нет такой безумной беготни по интернет-магазинам. Они нашли, посмотрели: цена и доставка устраивает, оформили, положили в корзину, сэкономили кучу времени в отличие от нашего потребителя, который будет сначала читать обзоры, а потом искать, где на рубль дешевле.

Алина: «Физический» магазин еще будет искать.

Тимофей: Это тоже. Формат потребления в принципе отличается. Поэтому сложно сравнивать продукты, они и позиционируются и употребляются по-другому.

Алина: Получается, что у Old School есть немного другие модификации моделей для Европы и Азии?

Тимофей: Мы об этом никому не рассказываем. Единственное, я могу сказать, что есть небольшие отличия. Это наше ноу-хау. Это позволяет колонкам служить дольше в условиях определенного климата. Это уже больше, чем я бы мог сказать.

Алина: Все! Наши слушатели узнали коммерческую тайну.

Тимофей: Они ничего не узнали, но они поняли, что мы очень крутые! Мы понимаем потребителя немного глубже, чем многие другие, даже очень крупные производители, которые не знают таких небольших нюансов.

Это все из-за того, что мы очень близко к потребителю. Не только в России, но и в других странах мы активно обмениваемся информацией, активно общаемся. Это достаточно серьезный козырь в наших руках.

Алина: Важно отметить, что производство Old School находится в том же месте, где производится Arslab и Penaudio.

Тимофей: Да. Это те же люди, то же оборудование. Это другие материалы, другие компоненты, но это те же руки, умы, команда, которая находится частично Москве, частично в Риге.


Алина: Есть ли какие-то отличия в том, как массовая общественность воспринимает колонки Old School у нас и в Европе? Изменилось ли как-то отношение в целом? Кто интересуется? Кто фотографируется с колонками?

Тимофей: В Европе ничего не изменилось. Точно так же люди прибегают, видят эту необычную штуку, обнимаются, фотографируются. Это все как раз показала прошедшая выставка в Мюнхене.

В России Old School мы еще не представляли ни на одной выставке. Вот будет осенью выставка Moscow Hi-End Show, мы туда Old School привезем [выставка Moscow High End Show прошла в Москве 18–20 ноября]. Посмотрим. Я думаю, что, как всегда, определенная категория людей будет говорить, что это то же самое, просто дороже. Будут люди, которые поймут, что это такое. Но хейтеры есть всегда, мы к этому готовы.

Когда человек физически пришел, а не просто на форуме такую ерунду написал, с ним проще: его усаживаешь в кресло, включаешь, он понимает «на слух». Дальше подводишь его за ручку к колонке, просишь потрогать и посмотреть, насколько всё аккуратно сделано и насколько это долговечно и практично. Это и сейчас выглядит хорошо, и через 10 лет будет выглядеть хорошо и звучать тоже.

А еще гарантия. Мы никогда не бросаем потребителя даже по истечении гарантийного срока. Были ситуации, люди перегружали колонки на праздники по большому веселью, мы им помогали, в этом нет никаких проблем. Люди понимают, что покупая Arslab, они еще и защищены определенным образом. Можно не бояться, без поддержки они не останутся в отличие от мировых брендов, у которых, если дистрибьютор продавал, а потом передумал, или бренд передумал продавать через этого дистрибьютора, поддержки нет.

Алина: Конечно, потому что цепочка от конечного потребителя до тех, кто придумывает и разрабатывает эти колонки, может быть огромной, и человек может затеряться.

Тимофей: Она всегда огромная. В этом вся беда. Есть производитель, есть дистрибьютор с этой стороны, есть дистрибьютор с той стороны, есть розничный продавец. Они местами очень неповоротливые. Это серьезные проблемы. Мы с этой проблемой тоже сталкиваемся как розничный продавец.

К нам приходит покупатель, у которого есть какие-то сложности с продуктом, который мы продаем, даже необязательно, что он у нас его купил — он просто узнал в сети, что у нас это есть, значит, можно к нам обратиться. К нам обратиться можно. Но в отличие от ситуации с Arslab, с которым мы можем за день-два ликвидировать практически любую проблему, со всем остальным приходится месяцами ждать поставок.

Процесс следующий: мы не можем прямо обратиться на завод, потому что завод отправляет к своему дистрибьютору. Дистрибьютор говорит, что закажет. А что это значит? Это значит, что они обратятся к дистрибьютору на той стороне, который обратится к производителю. У производителя есть этот динамик. Что будет дальше происходить? Динамик положат на полку и будут ждать очередной поставки, потому что посылать один динамик невыгодно.

Алина: Есть логистические цепочки, есть уже отлаженные процессы.

Тимофей: Совершенно верно. Если в Европе это, может быть достаточно просто — можно положить динамик в коробку, вызвать транспортную компанию, и она отвезет, то с Россией все достаточно непросто, поскольку существует таможня, определенные логистические сложности.

В итоге этот динамик «золотой» приедет, никакой клиент никогда в жизни за него такие деньги платить не будет. Поэтому он будет ждать очередной поставки, очередной партии. Это может произойти через месяц, а может через полгода. И все это время человек вынужден ждать. И самое главное, что ничего с этим нельзя сделать.

Только если знакомого, который приезжает оттуда, попросить, чтобы он куда-то зашел, с кем-то поговорил. Это всегда очень сложно. К сожалению, потоковых сервисных центров, как на электронику, нет. Как правило, здесь проблема логистически-таможенная. И ничего с этим не сделать.

Алина: Учитывая, что акустические системы — не пирожки, которые покупаются постоянно, а достаточно долгосрочное вложение, человеку хочется, чтобы его колонка проработала как можно дольше. И вопрос к оформлению, к материалам «заточен» отчасти на то, чтобы это был долгосрочный продукт.

Тимофей: К сожалению, не все люди это понимают. В целом, конечно, оно так. Но на рынке существует уже подросшие поколение Y, которое не привыкло строить долгосрочные планы. Они думают по-другому. Они живут здесь и сейчас, они привыкли к этому формату, и перекладывают его на свой процесс потребления.

Сейчас они купят дешевое, а что будет потом — хоть трава не расти. Я думаю, это все пройдет со временем, может быть, подрастут, пару раз ситуация будет «бить ключом по голове». Наверное до кого-то дойдет, что чудес не бывает.

До сих пор люди на форумах пишут, что если какой-то бренд делает колонки не за 5 тысяч, а за 50 тысяч — это развод лохов. К счастью, таких сейчас в процентном соотношении меньше, потому что люди услышали, как может звучать музыка.

В основном, как ни странно, помогают в этом вопросе два направления, которые не сильно близки. Во-первых, это автомобилестроители, которые, как ни странно, встраивают в свои машины все более качественную аппаратуру. Люди, попадая в эти машины в качестве пассажира или водителя, замечают, что музыка звучит как-то слишком хорошо.

Алина: Лучше, чем дома.

Тимофей: Да. И почему-то человек при этом купил [домой] такие здоровые «гробы». Конечно, они были очень дешевые, зато они такие здоровые, красивые и черные с большими динамиками. Но почему-то здесь [в машине] вот эти маленькие динамики звучат гораздо лучше.

Во-вторых, наушники. Сейчас это самый большой рынок в сфере аудиотехники. Понятно, что есть совсем бюджетные наушники, которые люди покупают на какое-то время, потом выбрасывают и покупают еще раз. Не понимаю, почему нельзя сразу купить нормальные.

Тот, кто послушал более серьезные наушники, тоже понимает, что в них он слышит больше, чем дома от колонок, купленных от очень именитого бренда, но при этом очень дешевых. И это помогает. Люди немного вовлеклись, осознали, поняли. И это очень приятно.

Алина: Зашла речь про поколение Y. Молодеет ли аудитория потребителей акустических систем Hi-Fi и High End? Интересна ли им акустика именно с точки зрения домашних систем?

Тимофей: В какой-то момент в прошлом десятилетии аудитория действительно начала взрослеть, а сейчас начинает молодеть. Благодаря, скорее всего, тому, что автопроизводители нам помогают, дают возможность услышать что-то новое и понять, что вообще-то музыка должна звучать иначе, если, конечно, в машине человек слушает что-то кроме радио.

Но вроде бы радио постепенно отходит в сторону. Я недавно был в отпуске, брал машину напрокат, ехал по Европе и понял, что будущее наступило, в тот момент, когда просто достал смартфон, включил роуминг данных, понимая, что он достаточно недорогой, открыл Apple Musiс и слушал музыку в хорошем качестве где-то там в полях. И радио не нужно больше.

Периодически я замечаю такие моменты — «будущее наступило». В свое время появился первый iPhone, и я понял, что в любом месте у меня с собой браузер в кармане. Это же чудо! Сейчас это уже норма. Если люди слушают не только радио, они слышат много. Есть тенденция. Это очень приятно.

Алина: Получается, что относительно молодые люди, но не совсем подростки, которые любят музыку и интересуются достаточно требовательными жанрами с точки зрения различных инструментов и обработки, должны оценить Old Scool, потому что он и визуально отвечает их молодежным представлениям. Это не просто «большой черный ящик».

146d8dbe0efc4e9c9f8f704536781fe9.png


/ Полочная акустика Old School Studio Monitor M2

Тимофей: Тут есть несколько моментов. Во-первых, требовательные к аппаратуре жанры, это, как правило, тяжелый рок или что-то еще более тяжелое. Для такой музыки нужна аппаратура другая, на обычной ничего не слышно.

Во-вторых, подрастающее поколение обзаводится парой. В основном такие активные любители музыки — это мужчины. У женщин чаще всего немного другие приоритеты. Есть, конечно, «меломанши», но их меньше. Больше почему-то это присуще именно мужчинам. Пара такого меломана, как правило, тоже человек творческий, и вот ей как раз важно, чтобы это выглядело хорошо.

Получается, что меломаны всегда находятся в какой-то неудобный позиции. Им надо выбрать колонки, которые круто звучат, чтобы слушать с удовольствием то, что они привыкли слушать. Но при этом колонки должны выглядеть так, чтобы удовлетворить вторую половину, которая на компромиссы в этом смысле не идет. Ей все равно, как колонки звучат, до определенного уровня, потому что совсем всё равно не бывает, но для нее важнее, как они выглядят.

Я сам сталкивался с такой ситуацией. Я уже рассказывал, как я выбрал себе колонки, и не получалось их купить, потому что жена была категорически против дизайна. Пришлось заказать специальный кастомный дизайн. Эти колонки единственные в мире. Зато это то, что я хотел, и ей подходит. Все супер, миссия выполнена. С Old School такая история действительно проходит, потому что это и качественно, и красиво. Достаточно много интерьеров, в которые они подойдут.

Алина: Получается, что в паре меломана мужчина отвечает за содержание, а женщина — за форму.

Тимофей: Как правило, именно так и происходит.

Алина: Раз уж мы так много говорим про бренд Old School, можно ли его послушать в российских шоурумах Аудиомании?

Тимофей: Конечно!

Если интересно
Наш Аудиодайджест на GT:

© Geektimes