Айтишники как субкультура
Хиппи — с длинными волосами и в одежде с национальным орнаментом. Панки — с ирокезами. Готы — в чёрном. Хипстеры — с макбуками и смузи, едут из барбершопа на самокатах. У каждой субкультуры есть определённый набор маркеров, сигнализирующий о принадлежности к ней.
ИТ — это тоже субкультура, и маркеры у неё тоже есть. А ещё в ИТ-сообществе есть разные поколения. Самые древние знают, зачем конкретно нужен свитер, — и они когда-то были просто компьютерщиками без деления на специальности. Да и специальностей было, упрощая, две — мистер Техподдержка и мистер Разработка. Они же знают, что Фидо — это не только сеть очень близких друзей, но и вполне нормальная собака, а поинтовка — это не самка поинта.
Потом идёт поколение людей, поменявших свитеры на пиджаки, — это те, кто начинал компьютерщиком, но постепенно стал руководителем или senior-разработчиком.
Следом идёт поколение футболок и джинсов — люди, которые рождались в мире, где компьютеры уже сразу были и интернет тоже.
Ну, а дальше современные айтишники, где ИТ — это вообще всё вокруг, начиная от биологии и заканчивая дизайном.
Просто некоторые вещи чуть лучше оптимизируются. Скорее, разделение проходит по умению абстрагировать — это часто коррелирует с изучением дискретной математики и карательного матана.
У многих компаний в начале ИТ-пути работали те самые бородатые люди в свитерах, говорящие непонятными словами и ненавидящие окошки. Говорят, когда-то их предки умели патчить KDE под FreeBSD. Потом маркеры менялись, и сегодня уже нельзя точно сказать, какие фильмы смотрят айтишники, какую музыку слушают и так далее. Маркеры из таких грубых, но очень понятных вещей ушли в другие области. Например, в способ мышления через декомпозицию или решение проблемы.
Но профессиональная ИТ-культура, общая для всех, никуда не делась.
Что такое субкультуры
Это системы норм и ценностей, которые отличают одну группу людей от всех остальных.
Когда о них заходит разговор, чаще всего имеются в виду «аномические» субкультуры, то есть те, что возникли в маргинальных средах, где люди не слишком соответствуют общепринятым социальным нормам. Поэтому субкультуры тех, кто в общество вполне себе вписывается, изучены гораздо меньше. Например, профессиональные или корпоративные. В нашем обществе их очень много, и самых разных, и они совершенно по-разному относятся друг к другу. Так что в последнее время всё чаще говорят не про отклонения, а про разнообразие.
И даже больше — человек вполне может принадлежать сразу к нескольким субкультурам. Если мы захотим построить его модель, то получим эдакий «волчок» или «луковицу» с множеством слоёв. Так вот сегодня речь пойдёт только о профессиональном её слое.
Луковица примерно такая
У каждого слоя луковки, то есть субкультуры, есть три основных компонента:
- Внешние проявления.
- Утверждения об идеалах и ценностях.
- И самое главное — жизненные ценности группы.
У каждой профессии основные ценности будут своими. Например, у журналистов это: служба обществу, объективность, автономия, оперативность и этика. А у бухгалтеров — порядок, рациональность, хладнокровие, фактические знания и чистый результат.
Эти два набора ценностей можно считать сложившейся идеологией профессии. Конфликты между отделами начинаются, если культурные рамки у них отличаются слишком сильно.
Есть, кстати, теория о том, что вообще никаких профессиональных субкультур не существует, а просто работу люди выбирают в соответствии со своим изначальным типом личности. Так что в программисты идут люди с одним складом ума, а в другие отделы — с другим. Отсюда все конфликты и непонятки. Но, похоже, всё-таки профессия оказывает более сильное влияние на личность, чем наоборот.
Культурный код айтишников
В одном из исследований о профессиональной культуре ИТ отмечают шесть основныхценностей айтишников — это:
1. Возможность принимать независимые решения.
Реальная структура власти в компании их при этом, как правило, вообще не интересует, а потребность в одобрении руководства значительно снижена. Зато очень ценится автономность, расширенный доступ к нужным данным и инструментам и возможность контролировать некоторые процессы, технологии и действия бизнес-пользователей. С бюрократией и необходимостью визировать каждый шаг на нескольких уровнях они мирятся с большим трудом.
У нас в банке работа более плоская, матричная и структура демократичная, потому что упрощение коммуникации ведёт к упрощению процессов. Чем меньше регламентов и вертикальных бюрократических сложностей, тем быстрее мы решаем задачу. Бизнес от этого только выигрывает. Наша культура вообще не терпит жёсткой иерархии и беспрекословного подчинения, вместо этого у нас есть возможность обсуждения, диалога и дискуссии.
2. Структурированность всей окружающей среды.
При этом очень важной оказалась потребность в структуре и упорядоченности, чётких должностных обязанностях и разделении труда между командами и отделами. Ориентация на процесс и отсутствие хаоса.
3. Точность формулировок и красноречие.
У многих программистов очень хорошо подвешен язык. Чаще всего они красноречивы, проницательны, тщательно выбирают слова и точны в своих комментариях. И очень нетерпимы к любой двусмысленности. Но это вовсе не значит, что они скучные душнилы. Эта черта обусловлена тем, что их профессия требует точности формулировок, иначе все баги не отловить. А вот бизнес-пользователи, наоборот, постоянно работают с очень общими понятиями, и это огромный камень преткновения, потому что айтишники размытых формулировок не терпят, как и иррациональных ожиданий. Шутить айтишники тоже умеют и любят.
Коллеги говорят, что ИТ накладывает отпечаток на мышление и личность. Бывает, что ходишь и пытаешься всё вокруг оптимизировать. Я иногда ловлю себя на мыслях из серии «светофор настроен нерационально» или «мой друг-художник делает какие-то нерациональные штуки». Мы всё вокруг подсознательно систематизируем.
4. Любовь к инновациям и новым технологиям.
Айтишники очень любят технический прогресс. Им нравится пробовать что-то новое, «играть» с технологиями, креативить и создавать новые подходы. Очевидный, но не тривиальный момент: инновации — это то, что придаёт работе смысл. Если бизнес-менеджеры ценят технологические инновации как средство достижения цели, то ИТ-специалисты любят их как таковые. Застой и скука, работа с устаревшим ПО могут стать поводом для смены работы.
5. Уважение к техническим знаниям.
Почтение к техническим знаниям и ноу-хау, уважение к интеллекту в целом, постоянное стремление узнать больше — это, похоже, вообще ключевая ценность айтишников. Самым лидерским лидером быть не нужно, куда важнее прослыть умным человеком. Притворяться, что ты понял, когда ты ничего не понял, или намеренно искажать реальность — одна из худших вещей, которые только можно сделать.
6. Возможность кайфовать от работы.
Хорошую атмосферу на работе ценят, конечно, представители всех профессий без исключения. Но для айтишников оказалось важным особенное ощущение некоего братства, добродушный юмор и некая геймификация работы.
Некоторые мои знакомые и коллеги играют в консольные игры, а кому-то интереснее какую-нибудь штуку разработать. Можно сказать, что они играют в работу — например, в техлида, разработчика и старшего специалиста. Да и к тому же у айтишников что ни день, то челлендж.
Другие субкультуры
Вот пара примеров хорошо исследованных субкультур (с пруфами на эти исследования).
Демосцена
Это явление уходит корнями к хакерам 80-х. Всё началось с подписи в том, что мы сейчас называем репаком — заставки, прикреплённой к ПО, с которого была снята защита от копирования. Вы наверняка знаете доброго дядю Обрящикова из Тулы.
Постепенно статичные экраны превратились в крутые заставки с анимацией и музыкой. А затем люди начали выпускать такие штуки отдельно, потому что на все хорошие идеи лицензионного софта не напасёшься. Они-то и стали известны как демо. Так выросла субкультура, где группы и отдельные мастера соревнуются друг с другом, чтобы показать всем окружающим мастерство программистов и художественно-музыкальные таланты. Самые популярные категории для соревнований — те, в которых размер исполняемого файла ограничен 65536 и 4096 байтами соответственно. А отдельный вид искусства — сделать это на 8-битных компьютерах типа Atari 800 или Commodore 64, ограниченных производительностью.
Показать мастерство можно на демопати типа Chaos Constructions, DiHalt или, например, Assembly, ну и ещё в разных местах в интернете.
Демосценеры часто объединяются в небольшие команды из кодера, музыканта, графического дизайнера и свопера, который распространяет творения команды по почте. И такие команды способны заметно повлиять на всю индустрию компьютерных игр. Некоторые из них, кстати, туда и уходят работать. А Финляндия и вовсе внесла свою демосцену в национальный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Гики и нерды
Geek переводится с немецкого, как «чудак». Изначально так называли людей, чрезмерно увлечённых гаджетами. А теперь так называют людей, чрезмерно увлечённых чем угодно — от составления подробного путеводителя по далёкой-далёкой Галактике до создания частных ракет-носителей. К гикам, которые изучили все подробности какого-нибудь фэндома, типа Вселенной Marvel, даже режиссёры, снимающие очередной фильм франшизы, иногда обращаются.
То есть гик — это эдакий «ботан» в хорошем значении этого слова. Например, эталонными гиками науки можно назвать Стивена Хокинга, Ричарда Докинза, Илона Маска или Евгения Черешнева.
Нерд похож на гика, главное его отличие в том, что он — замкнутый интеллектуал, который увлекается чем-то очень узкоспециальным и совершенно непонятным всем остальным людям и совсем не стремится с ними контактировать.
То есть нерд от общества оторван, а гик — нет.
Гики, которые углубились в фантастику и аниме, отлично разбираются в качестве контента и влияют на общественные вкусы и мнения. Из них формируются отдельные субкультуры. У этих субкультур есть свои трасляционные события, например, Comic-con или Geek Picnik.
Гики от науки делают реальными технологии из фантастических книг. На TED Talks выступают тоже они. А День гика отмечается 25 мая — в честь Джоржа Лукаса, Дугласа Адамса и Терри Пратчетта.
Геймеры
И это, пожалуй, даже не одна субкультура, а целый их набор — вокруг каждой популярной многопользовательской игры типа CS (причём их там минимум две: небольшая группа 1.6 и большая 2), Lineage II или World of Tanks. Чем лучше проработан игровой мир и чем чаще игрокам нужно в нём взаимодействовать, тем крупнее сообщество, возникшее вокруг него.
У каждого такого сообщества есть своя символика, связанная, как правило, с изображениями игровых персонажей и самого виртуального мира, свой сленг, частенько состоящий из сокращений, понятных только коллегам по игре. Опять же, про минусового хуррика в бубле в агре вы тоже, возможно, знаете. Часто есть своя иерархия: ордена, кланы и гильдии со своими правилами и кодексами чести. Свои форумы и закрытые сообщества. Свои творчество и фольклор.
Со стороны иногда кажется, что эти люди живут в виртуальном мире, не выглядывая наружу. Но на самом деле большинство геймеров вполне справляется с жизнью в реальности. Многие занимают вполне престижные должности в самых разных компаниях. Ну, а ещё есть люди, которые неплохо зарабатывают за то, что очень хорошо играют в CS и Доту.
Субкультура геймеров где-то между профессиональными сообществами и сообществами по увлечениям.
Собственных праздников у геймеров целых два: 25 апреля — День геймера, а 29 августа — отдельный День видеоигр.
Все айтишники токсичные?
После The It Crowd начинает казаться, что у айтишников не принято стесняться, если хочешь жёстко пошутить над товарищем. И да, такие персоны есть, как и команды, где так принято. А есть такие, где токсичность под строгим запретом.
У нас в банке, например, есть свой кодекс чести, который не позволяет плохо шутить и обижать кого бы то ни было.
- Ориентируйся на результат.
- Будь открыт к изменениям.
- Гармонизируй стандарты.
- Следуй лучшим практикам.
- Воспринимай обратную связь.
- Не замалчивай проблемы.
- Думай как инженер, решай как инженер.
- Попроси помощи, если упёрся в стену при решении задач.
- Подскажи, если знаешь ответ.
- Непрерывно совершенствуйся.
С новичками мы всегда возимся — в разумных пределах, конечно. Да и, в принципе, у нас принято решать проблему, а не людей. Иногда возникают, конечно, неприятные ситуации из-за того, что прозрачности и ясности процессов не хватает или если человек неправильно понял поставленную задачу. Но натворить добро можно без злых шуток. А настоящие профессионалы — люди простые и демократичные в общении.
Одна из важных особенностей ИТ-культуры: она объединяет очень многих. У нас все разные, в том числе по возрасту, и сила команды в том, что мы все друг у друга учимся: молодёжь приносит некий жизненный флоу и новые мемы, те, кто постарше, их притормаживают и не дают скатиться в какие-то совсем уж сиюминутные неумные штуки. И, кстати, я заметил, что скорость, с которой человек кодит, от его возраста не зависит.
В общем, мы стараемся не допускать токсичности и останавливаем людей, которые её проявляют. И это даёт очень заметные плоды: чем проще и позитивнее атмосфера, тем больше люди раскрываются, не боясь, что их заклюют. И это влияет не только на атмоосферу в коллективе, но и на time-to-market.
Что можно сказать про хобби ИТ-специалистов?
А ничего нельзя. Невозможно подогнать всех под одну гребёнку.
Есть такой стереотип, что т. к. ИТ тесно связано с технологиями, на досуге программисты тоже занимаются чем-то таким, высокотехнологичным и высокоинтеллектуальным. Но — совершенно точно не все. Среди программистов, конечно, есть и гики, и геймеры, и хакеры. Но многие после работы предпочитают просто разгружать мозг с помощью йоги, спортзала, велосипеда и т. д., а высоких технологий вполне хватает на работе.
Но зато можно с уверенностью сказать, что мемы у всех айтишников примерно одни и те же. А мемы сейчас очень важная часть современного общения и то, что по-настоящему всех объединяет. Да, программисты их смотрят и ими обмениваются. У дизайнеров они свои, у разработчиков — свои. Так что смотрите рисунок 1.
А как у вас?
Ну и теперь вопрос вам: есть ли что-то, что объединяет ИТ-специалистов у вас? Сможете сразу узнать «своего» в метро или где-то в баре?