Аэропорты начнут переходить на российскую платформу для регистрации пассажиров

Российские аэропорты в 2023 году перейдут на отечественную платформу общего доступа к системам регистрации пассажиров ARCute. Её уже внедрили в Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове-на-Дону, Новом Уренгое, Петропавловске-Камчатском, Благовещенске, Оренбурге и Тобольске.

e4e9539f8d25b3fa090ff6ec708200ad.jpg

Директор по цифровой трансформации компании-разработчика — холдинга «Аэропорты регионов» Константин Панев отметил, что продукт уже закупил «Шереметьево», а также компания «Аэродинамика» (Краснодар, Сочи, Анапа). Компания участвует в конкурсе на оснащение системой ещё 20 аэропортов России. 

Представитель управляющей компании холдинга Евгений Красиков уточнил, что также переговоры идут с «Домодедово» и международным аэропортом Иркутска.

Директор дирекции IT-систем управления производством «Шереметьево» Сергей Пашинский подтвердил, что аэропорт внедрит ARCute в пилотном режиме в терминале C в мае, а до конца года полностью перейдет на неё.

В пресс-службе аэропорта Иркутска подтвердили, что тестируют ARCute. 

Представитель «Аэродинамики» сообщил, что работы по переходу на ARCute должны завершиться в аэропортах группы к 1 июля 2023 года.

ARCute — эта платформа общего доступа к системам регистрации пассажиров, которая использует один и тот же набор периферийного оборудования (принтер). Без неё на одной стойке можно регистрировать пассажиров только одной авиакомпании.

Таким образом, ARCute — это своеобразный интегратор, который оптимизирует процесс обслуживания пассажиров.

Ранее большинство аэропортов РФ пользовались продуктом CUTE от ведущего международного IT-провайдера SITA. Однако в 2022 году компания начала отключать от своих программ российских перевозчиков на фоне санкций, но продолжала сотрудничать с ними. Трудности возникали только с платежами в адрес иностранного провайдера. В последнем пакете санкций Евросоюза были приняты поправки, которые окончательно блокируют возможность работы SITA в России. Компания уже предупредила аэропорты, что отключит их от своих сервисов до 30 июня 2023 года.

Аэропорт Владивостока в 2022 году первым в стране перешёл с платформы CUTE на российскую «Аист». Ее разработчик — компания «Неолабс». Его система работает также в Уфе с 2021 года и еще в одной авиагавани в СНГ. В 2023 году на «Аист» перейдёт аэропорт Санкт-Петербурга «Пулково».

Между тем «Аэропорты регионов» регистрируют новую IT-компанию, которая будет называться «Авиакод». Она сможет выводить на рынок продукты под собственным брендом. 

Бывший вице-президент SITA в РФ Дмитрий Краснов говорит, что в мире насчитывается около трёх-четырёх провайдеров платформ интеграции разных систем регистрации пассажиров. В России это ARCute, «Аист» и разработка компании Zamar.

Стоимость использования систем наподобие ARCute эксперт оценивает в среднем в $100 в месяц за стойку. Плата берется за каждое рабочее место.

Краснов отмечает, что потребность в подобных системах не самая высокая, поскольку в РФ работает две системы регистрации пассажиров (Leonardo и ОРС), а зарубежные авиакомпании в страну летают мало. 

Гендиректор отечественной системы ОРС Александр Сизинцев пояснил, что ранее разрабатывать собственное ПО для аэропортов не было необходимости, так как SITA предоставляла комплексный продукт. При этом российские IT-разработки пока воспроизвели только базовый функционал своих зарубежных аналогов. Так, отечественные аналоги Cute работают пока только с ограниченным типом принтеров.

Российские аэропорты как объекты критической информационной инфраструктуры должны перейти на отечественные решения по указу президента. В «Пулково» уже оценили, что такой переход обойдётся аэропорту в 23 млрд рублей. А ФКП «Аэропорты Севера» запланировало потратить на эти цели 300 млн.

© Habrahabr.ru