Я занялся преподаванием и не бросил работу. Совмещать — офигенно
В 11 классе я пошел на курсы для сертификации CISCO. Я, как всегда и везде, был самый молодой в группе. Вокруг сидели дядьки — руководители IT-отделов, а мне было 16 лет.
У нас был очень крутой инструктор — Сергей Петухов. Мы хорошо с ним общались, и он рассказывал про то, как трудно получить последний уровень ССIE. Его сдают в Брюсселе, в лаборатории. Привозят туда на 8 дней, дают огромный тест на теорию и реальную задачу: «Вот железо, настрой вот такую схему, делай, как считаешь правильным».
Сергей жаловался, что в России тяжело набраться практики в работе с сетевыми железками. Они дорого стоят, и тогда были только у крупных операторов большой тройки. Если ты работаешь с сетями там, то сможешь набрать необходимый уровень знаний и опыта. Не работаешь — не сможешь.
У Сергея был друг, который работал в МТС, и он постоянно говорил: «Серега, проблема в том, что ты преподаешь. Ты хорошо знаешь только теорию». Друг был наоборот — первоклассным практиком.
Тогда мне казалось, что это и правда вопрос выбора — что ты хорош либо в теории, либо в практике, что ты либо работаешь сам, либо учишь других.
Но соль в том, что поехать и сдать CCIE не смог ни тот, ни другой.
Вот я и думал, что сочетать — невозможно
Когда я занимался сетями, у меня все строилось от практики. Я читал статью про IP-протокол и пытался понять, как это работает —, но нифига не понимал, зачем мне все это нужно. Потом я начал настраивать маршруты, AP-tables, роутинг, BGP. Набравшись практики, я перечитал статью про IP — и вот тут у меня все сошлось.
Все, что было написано в теории, резонировало с практикой. С тех пор я всегда сначала пробовал, потом читал, как это работает.
Но спустя много лет, когда я бросил работать по найму и начал заниматься своими проектами, я оказался в странной ситуации. С одной стороны, у меня была команда девопсов, мы брали заказы и настраивали компаниям автоматизацию. Дело для чистых практиков. С другой стороны — я начал преподавать и учить людей. Делать то, с чем, как мне казалось, лучше справляются теоретики.
Я вдруг стал и как мой инструктор Сергей, и как его практикующий товарищ. Им обоим не хватало навыков друг друга, а я решил совместить в себе все. Вот только с практикой я был в своей тарелке —, а преподавание оказалось для меня совершенно неизведанной территорией.
В 2018 году мы начали проводить первые вебинары — и постоянно собачились.
Я продалбывал все сроки, потому что очень боялся выступать — хотя меня слушали всего 10–15 человек
Это было очень тяжело. Я реально переступал через себя. Люди вокруг всегда говорили об этом — большинство людей не хотят нигде выступать, потому что боятся.
Но потом выходят к аудитории и получают огромный заряд энергии и эмоций. Это все меняет. Так же получилось и у меня. Отклик очень подстегивает, и очень быстро без него становится скучно жить.
Сейчас мне кажется, что те, кто не выступает и не обучает людей из-за страха, упускают очень большой пласт интересной жизни. Общение с людьми, попытка их поднять на новый уровень или рассказать базовые вещи — это гигантский заряд эмоций. Я удивлен, как редко встречаются люди, которые реально любят преподавать и круто это делают (напишите нам, если вы такие, хоть познакомимся).
На самом деле — это только звучит красиво. Реакция аудитории радует и ошеломляет в первый раз, но эмоции проходят.
А когда ты регулярно совмещаешь работу и преподавание — перед тобой начинают вставать серьезные вопросы
И один их первых — нафига?
Сейчас у меня каждый день разбит по часам, и я каждый час меняю свою маску. С утра — планерка по задачам, потом нужно поработать гендиром, посмотреть договора, подписать бумажки. Потом час — побыть девопсом, настроить очередную автоматизацию. Еще час поработать терапевтом и успокоить коллег, потому что там опять что-то упало. Потом час нужно готовиться к вебинару и еще час — его проводить. Затем надо побыть методистом и поработать над курсом для корпоративного обучения.
Если бы мне лет пять назад сказали, что мой день будет выглядеть так — я бы порядочно насторожился. Как вывезти такой бешеный темп?!
Теперь я в нем живу, и увидел один большой плюс, о котором не думал раньше — в моей жизни вообще нет рутины. Если верить, что лучший отдых — это смена деятельности, то вот и ответ, почему я не так уж и задалбываюсь.
Вообще история про нехватку времени для меня оказалось мифом —, а на деле мало что изменилась. Наша индустрия такова, что в ней надо постоянно учиться. Среди моих знакомых и знакомых знакомых нет ни одного человека, который просто делает работу, а потом не притрагивается ни к чему админскому до следующего утра.
Все всегда что-то читают, смотрят, выясняют, пилят для себя, экспериментируют. И я понял, что делать учебные программы — это просто самый крутой способ учиться самому.
Я пришел к этому неосознанно — просто не мог отказать себе в делах, которые мне хотелось делать. У меня было такое, что работа превращалась в постоянную рутину — настраиваешь везде одно и то же — nginx, куберы и все остальное. А потом вдруг встречаешь маленькую прикольную утилитку или какую-нибудь архитектуру, которая работает идеально. Ее не просто хочется применить — про нее сразу хочется всем рассказать. Показать людям, как можно сделать лучше.
То есть, преподавание спасло меня от скуки и рутины. И оно радует меня — я рассказываю людям о вещах, которые мне нравятся.
Мои проблемы начались не из-за времени и сил. Беда была в другом:
Основной груз преподавания — в ответственности
Я, например, никогда не любил Кубернетес, но мне приходилось проводить по нему вебинары. Он громоздкий, там куча фич, которыми, блин, никто не пользуется. Мне нравятся продукты с четким назначением и мне не нравятся вещи, в которых используют только 20%, а остальные нужны одному человеку раз в сто лет. Для меня это — перегруженная система. Чем больше движущихся частей, тем больше может быть ошибок.
Я хорошо представлял, как он работает на практике, потому что постоянно применял на проектах. Но не любил — и все тут. Из-за этого преподавать было тяжело — с моральной точки зрения в первую очередь. Мне всегда казалось, что из-за своего отношения могу упустить и не дать что-то важное. С другой стороны — на вебинарах я сам гораздо лучше понял Кубер и стал относиться к нему лояльнее.
И тогда я понял — я разобрался в Кубере глубже, когда его преподавал, чем когда решал рабочие задачи. В тот момент я вспомнил, как моего инструктора упрекали, что якобы преподаванием он себя закапывает. Так вот.
То, что преподавание тормозит твое развитие как профессионала — это полная чушь
Вранье чистой воды.
Например, у меня запланирован вебинар, где я должен рассказывать про прием ивентов в Кликхаус. Я знаю тему частично — знаю про шардирование, примерно представляю, что у меня есть апликейшн, который принимает джейсонку. Перед ним стоит nginx. Но я такой: «Блин, меня сто процентов спросят про SSL и его настройку на энднпоинте».
И я начинаю копать эту тему вглубь, разбираться с TLS-протоколом, начинаю понимать, почему делают SSL-терминирование на выделенных узлах. Соответственно, там используется и асимметричное, и симметричное шифрование, Начинаю разбираться, как происходит валидация сертификатов и во многом другом.
То есть, я взял и прокачался — просто потому, что готовился к выступлению
А если, например, тебе нужно зачитать рассказ на смежную с твоей тему, в которой не сильно разбираешься? Это не работа, где ты все делаешь обходными путями, как умеешь. Здесь нельзя ударить в грязь лицом.
К примеру, ты программируешь на «плюсах» и рассказываешь тоже про С++. Но ты должен рассказать не про сами «плюсы» и их общую структуру, а, например, как там загрузить внешний сошник и использовать функции из него. И ты такой: «На сях я прогаю дохера времени, но вот с сошниками никогда не сталкивался активно». А рассказать нужно.
Ну и все — пошел, разобрался, провел пару тестов и рассказал. И снова прокачался. Не будь вебинара — так бы и не узнал о них никогда.
Поэтому в любом случае, когда ты преподаешь — ты прокачиваешься, структурируешь свои знания. Людям нельзя рассказать хаотично. Ты дополняешь какие-то темы, изучаешь их, чтобы рассказать более подробно или заострить внимание.
Ты всегда отвечаешь на вопросы и знаешь ответы.
Не будь у меня своей компании, я бы по-прежнему ходил на собеседования — и точно бы больше не волновался ни перед одним из них.
Это простая история. Когда готовишься рассказать людям про технологию — изучаешь ее так глубоко, что завалить на собесе тебя становится просто нереально. Скорее всего, ты знаешь больше, чем человек, который тебя собеседует — ведь он занимается только практикой. А ты и практикой, и теорией, знаешь самые дальние и темные углы технологий.
Больше того — когда я начал преподавать, необходимость в собеседованиях просто исчезла. Я не ищу вакансии, они приходят ко мне сами.
Ты, сам того не заметив, становишься известным в профессиональных кругах
Люди видят, как я преподаю, что рассказываю, на каких примерах раскладываю кейсы, как отвечаю на вопросы — и все, они знают про меня как специалиста все, что нужно. Вебинары превращаются, по сути, в виртуальные собеседования и, в итоге, их заменяют.
Короче говоря, если бы ко мне пришел человек, у которого цель в жизни построить суперуспешную карьеру, я бы порекомендовал ему совмещать работу с преподаванием.
Я до сих пор помню, как мы радовались нашему самому первому студенту. У парня дела шли не очень просто, но он был инициативный, старался, постоянно задавал вопросы, писал в личку. И в какой-то момент он нам написал: «Ребят, меня взяли на новую работу с хорошим окладом. Спасибо огромное!».
Был парень, который три года назад занимался чем-то вроде диджитал-маркетинга, он имел косвенное отношение к айти, но для него все это было в новинку. И вот сейчас он очень мощно изучил Кубер, сдал по нему сертификацию и теперь сдает сертификацию на Google cloud professional architect. Сейчас он работает тимлидом в нашей команде.
И вот, пожалуй, один из самых мощных аргументов — зачем совмещать работу и преподавание. Ты учишь себе коллег
Мне нравится такая практика — люди начинают решать задачи под твоим присмотром, и ты сразу выцепляешь толковых спецов. У нас практически вся команда набрана из людей, которых мы сами учили. Я смотрю на них и понимаю — хрен бы мы нашли таких спецов на хэдхантере.
Еще круче, когда ученики становятся прокачаннее тебя в некоторых вопросах. Один мой ученик разбирается в кубере лучше меня, у другого набралось в сто раз больше опыта с сетевым железом. И я их постоянно пингую. Задаю им вопросы, и теперь они учат и прокачивают меня.
В конце концов, есть такой принцип — ты должен сделать мир после себя чуть лучше, чем он был до тебя. Принцип малых дел. Если ты за свою жизнь научил пару человек правильным базовым принципам — то мир уже стал лучше. По крайней мере, на двух идиотов в нем точно меньше.
В общем, если вы умеете круто рассказывать про девопс и админские дела — пишите нам, будем знакомиться и сворачивать горы — Telegram.
Ну и присоединяйтесь к нашему сообществу в телеге — я регулярно делюсь там своим опытом.