«Я режиссёр» — телевизионное вещание на стыке технологий

Эту идею я придумал в конце прошлого столетия. Тогда Россию охватил бум цифрового спутникового телевидения, не обошел он и меня. На работе появился первый спутниковый ресивер, который открывал доступ к тысяче, или около того, каналов. В общем, их было много.

И я быстро подсел на этот контент — потому что, на тот момент, руководил собственной телекомпанией, в южной провинции нашей страны.

Спутник стал настоящим окном в мир. Более того, он позволил обучаться самому и обучать коллектив. Тогда мы ещё не догадывались, что российские федеральные телеканалы занимались массовым копированием чужого. Первым открытием стали шоу: как оказалось, все они, на отечественном телевидении, на тот момент, были более-менее (чаще менее) удовлетворительными копиями проектов европейской и американской индустрии. За единичными исключениями, вроде «Что? Где? Когда?».

Но, настоящим открытием стало итальянское телевидение: никогда не подозревал, что едва ли не каждый итальянская деревня имеет свой телевизионный канал. Нет, конечно, тогда и в России в каждом районе было свое эфирное VHS-TV. Но, вещали такие студии с передатчиков мощностью 10–100 ватт, себе «под нос». Итальянские коллеги делали примерно также, однако, каждый их вещатель считал вполне нормальным иметь свой собственный спутниковый канал.
Веселенькое занятие, скажу я вам, переключаться между двумя тремя десятками каналов провинциальных итальянских тв-студий, которые представляли из себя нечто среднее между зарождающимся Болливудом и пресс-службой Наполеона в ссылке.

Но, по-настоящему захватывали реалити-шоу, которые там, в Европе, уже завоевали огромную аудиторию. Казалось, в кадре ничего особенного не происходило — подумаешь, несколько человек едят, спят, разговаривают, делают все тоже самое, что в жизни —, но оно «держало».

Показывали такие шоу всегда не вполне удачно. Когда хотелось видеть общий план, показывали крупный. Когда показывали одного человека, хотелось видеть совсем другого. То есть, зона интереса режиссера трансляции совершенно не совпадала с моей.

Вот тогда, впервые, я и подумал: если бы у меня появился свой спутниковый ствол, я бы прицепил на группу каналов камеры, стоящие в студии, и дал бы возможность зрителю самому переключать эти камеры.

Согласитесь, просто и эффективно: переходим на следующий канал — и это следующая камера, стоящая в студии прямого эфира. Результат: смотрим на сектор (героя, объект), который хотим видеть. А не туда, куда считает нужным смотреть режиссёр трансляции.

Любой телезритель время от времени испытывает точно такое желание, только сформулировать его не может. Я же, в силу профессиональной принадлежности, знал как работают камеры в студии, кто распоряжается сигналом с них, кто отвечает за формирование конечной картинки трансляции и почему именно такая картинка приходит к зрителю.

И почему же? — спросите вы.

Бо«льшая часть трансляции формируется по существующим отраслевым правилам. Меньшая часть — под влиянием вкуса, пристрастий и привычек режиссёра трансляции. На сто процентов (или близко к тому) регламентированы матчевые состязания, единоборства, гонки. В концертной работе импровизации немного больше.

Здесь мы говорим о лидерах отрасли — BBC, SNN, HBO и подобных. Обсуждение правил формирования конечной картинки среднеарифметических вещателей следует вынести за рамки этой статьи.


Иногда сигналы, приходящие с камер, сводятся в одном месте и потребителям раздаётся готовый микс, созданный одним коллективом.

Такое вы наверняка встречали в боксе, когда русскоязычные комментаторы отмечают, что трансляция готовится «у них», поэтому на повторах показывают моменты, не отражающие объективный ход поединка.


В других случаях, разные студии, в разных точках страны или мира, получают сигналы с камер для сведения по своему усмотрению. Пример: олимпийские состязания, в индивидуальных видах спорта, или глобальные шоу типа «Евровидения».

Не уверен, что сейчас в этих проектах раздают индивидуальные пакеты вещания, но посыл понятен. Уточнения не принципиальны.


Вернёмся к идее.

Постоянно создавая телевизионную продукцию, мне приходилось смотреть очень много контента. Словосочетание «очень много» не должно пройти здесь незамеченным. Я действительно, в какой-то момент, стал телевизионным экспертом, на своём региональном уровне. Меня уже не удивляло, что ведущая студии «Каллабриа Т19» по вечерам читает объявления, с мятого листочка бумаги, о продаже пяти овец, в соседней деревне — на своём персональном спутниковом канале! В прайм-тайм!

И чем больше смотрел, тем больше крепла уверенность, что моя идея выстрелит. Везде, повсюду — в образовательных проектах, в спорте, в музыке, в политических баталиях и продукции для взрослых — везде могла работать схема управления камерами, с помощью двух кнопок, с той стороны экрана. Однако…

Жизнь заставила отказаться от активности, в этом направлении. Если живёшь в России — не ты командуешь бизнесом, а он командует тобой. В общем, я отошёл по делам, ненадолго, лет на пятнадцать… Пока не настало время вернуться.

День сегодняшний


Идеи проверяются временем и потребителем. Вторая проверка в будущем, первую считаем пройденной. Телевизор теперь не актуален, точнее он — далеко не главный интерфейс в этой системе. Дорога к получателю продукта стала в сотни раз короче.

С появлением интерактивных видеосервисов, планшетов, смартфонов, приложений и подобного — инструмент, который я назвал «I Directed», безусловно, вот-вот появится и найдёт своего потребителя. Другой вопрос, насколько готовы к этому вещательная и смежные отрасли, но когда их кто-то спрашивал…

Теперь резюмируем: что даём, как реализуем, кто получатель и кто против?

Что мы предлагаем потребителю


На сайте трансляции (для настольного варианта) юзер видит схему размещения камер и зону их «зрения». Он выбирает ту, которая ему интересна в данный момент. Либо, переключает камеры кликом по экрану. В мобильном приложении ещё интереснее — стартовый экран можно разделить на сектора или сделать схему размещения камер как в Periscope. Реализаций пользовательского интерфейса будет столько, сколько захочет потребитель. А два смартфона, например, позволят иметь перед глазами мультиэкран, и даже в полукилометре от сцены можно видеть своего кумира рядом, с двух ракурсов. Особенно, если это второй запасной гитарист группы «Иванушки», которого никогда не показывают.

С учётом возможностей беспроводной связи — перспективы ещё более интересные. Дальше — виртуальные очки и переключение камер поворотом головы. И даже режим удержания цели, когда камеры переключаются по мере передвижения объекта.

Сферы применения: концертные площадки, спортивные состязания, театральные постановки. На самом деле, значительно шире, но об этом ниже.

Как реализуем


Элементарно. Получаем сквозные сигналы с камер, до их сведения в микшере. Сжимаем каждый по отдельности и отдаём пользователю. Технологии сжатия, передачи, другие технические подробности здесь не обсуждаем. Тем более, что через десяток лет уже будем отдавать видео без компрессии.

Кто получатель


Первые в очереди — фаны, болельщики, эксперты, а также любители поговорить с телевизором, из условного города Таганрога. Со временем технология заменит существующее традиционное вещание полностью.

В биатлоне мы сможем «вести» нашего кумира от начала до конца дистанции. В «Формуле» наконец-то начнём понимать, кто за кем едет и кого догоняет — особенно, сидя на стадионе в Сочи, где диких денег стоит место, с которого слышно «вжик-вжик» и видно примерно так же.

На музыкальном фестивале (например, в Вудстоке) можем смело занимать место, где «валит» лучший звук (традиционно далеко от сцены), цеплять на голову телевизор (или на нос очки) и смотреть на исполнителя крупным планом, слева, справа, сверху… как хотим.

Отдельные истории — конкурсы, закулисье, реалити-шоу, секс-индустрия.

В итоге, с распространением технологии, она дойдёт и до «самого святого» — появится новый жанр в игровом кинопроизводстве. С этого момента можно будет говорить о наступлении новой технологической эпохи, в индустрии сериалов и в мировом кинематографе.

С технологией «I Directed», сериал «Теория большого взрыва», который я так и не посмотрел, стал бы моим любимым кино — ведь можно включить ту камеру, которая следует за Пенни и остальные не будут мешать…

Кто будет против


Разумеется, отрасль. Буквально здесь и сейчас объявлена умирающей профессия режиссёра эфира и ещё с десяток смежных, плюс всяческие ассистенты и консультанты. И все те, кто учат этой прекрасной непоправимо устаревшей работе.

Но, самое значимое «против» в начале скажут рекламодатели: теперь никто не заставит любителей бокса разглядывать общий план пустого ринга, лишь потому что на канвасе написано про алкоголь. Ведь пока боксеры выходят, можно поглазеть на ринг-гёрл, которых прячут где-то во втором ряду…

Отрасль и смежников перетряхнёт настолько сильно, что пока результаты не прогнозируемы. Да и не наше это дело. Мы говорим об идее.

С чего начать


Именно этот вопрос и заставил меня написать текст, который вы сейчас читаете. Как запустить тестовый вариант, знаю: берём ночной клуб или концертную площадку, обвешиваем стационарными камерами (можно с Wi-Fi), пишем приложение, на входе в клуб рисуем что-то типа схемы, как это работает и рекламируем Уникальное Торговое Предложение.

Но, как дать этому проекту большое будущее, я пока не сформулировал. Разработка ПО здесь вторична. На первом месте вопрос о том, как получить сигнал от вещателей для реализации глобальных проектов, типа чемпионата мира по лыжным гонкам или трансляции с камер, установленных на МКС.

Какие будут предложения, замечания, поправки?


Напоследок, предвидя вопросы, об авторском праве и патентах: сознаю, что моя идея, рано или поздно, принесёт много денег. Но, для меня сейчас первична реализация. И прогресс, в конечном счёте. А деньги заработаем.

Перефразируя известное — вознаграждение всегда найдёт своего героя.

© Habrahabr.ru