Я ненавижу фитнес и поэтому занимаюсь им в VR. Часть 4: немного после

¹ Деятельность компании Meta признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации, ну вы знаете.

В предыдущих трёх статьях мы поговорили о фитнесе вообще и VR в частности, подробно прошлись по плюсам и минусам VR-фитнеса, а также рассмотрели большинство специализированных фитнес-приложений для Meta¹ Quest. А что насчёт не специализированных? А что насчёт VR вне Meta¹? Или вообще не VR? Чтобы не потратить на статью ещё два года (да, я потратил два года), я пройдусь по этим темам очень-очень поверхностно, исключительно для создания более-менее целостного образа индустрии.

Почему бы просто не играть в Beat Saber?

Как я уже упоминал ранее, ограничиваться одним только кардио — значит многократно терять в эффективности тренировок. Но что делать, если для полноценного фитнеса не хватает мотивации? Конечно, есть сложный путь вроде изучения и тренировки своей системы вознаграждений (ru). А есть простой: использовать игры, дающие хотя бы кардио, но всё же нагрузку. Зато игры спроектированы именно так, чтобы постоянно мотивировать пользователя продолжать играть. Это тот случай, когда попасться в игромеханическую петлю — полезно. :)

Не могу не признать, что при всех усилиях разработчиков, все приведённые фитнес-приложения всё же скучнее, чем полноценные игры. В играх больше азарта, эмоций, разнообразия. При этом, увы, ни одной VR-игры с полноценными приседаниями, не говоря уж об отжиманиях, прессе и так далее, я не обнаружил. :) Подчеркну: VR, потому что о Ring Fit Adventure мы поговорим далее. А здесь я приведу те VR-игры, которые дают отличную кардио-нагрузку.

The Thrill of the Fight

Здесь и далее — все иллюстрации взяты из Quest Store или официальных сайтов

Здесь и далее — все иллюстрации взяты из Quest Store или официальных сайтов

Сайт, Quest Store, Steam

По данным VR Health самый мощный по сжигаемым в час калориям VR-тренажёр на сегодняшний день — это не VR-тренажёр, а игра, симулятор бокса The Thrill of the Fight. От себя подтверждаю: да, это полная жесть. Каждую сессию я уматываюсь так, как нигде больше. Разве что на реальном джиу-джитсу, когда после первого занятия я буквально 20 минут лежал на лавочке и просто пытался дышать. :)

Есть несколько уровней сложности, противники с чуть разным стилем боя и подробная статистика в конце.

В качестве альтернативы есть Creed: Rise to Glory (Quest, PlayStation, Steam, Pico) с бесплатным демо, но по ощущениям он проще и кинематографичнее, совсем для другого.

Pistol Whip

vnjwjg13geyhxfswqtlf6uhraqu.jpeg

Сайт, Quest Store, PlayStation Store, Steam, версия для Pico

Мой неизменный фаворит. Великолепный яркий тир с уклонением от пуль. На высоком уровне сложности и с перком на ускоренные пули — всерьёз нагружает колени. Для усложнения собственной жизни я также прохожу препятствия, под которыми нужно приседать, вместо этого прогибаясь назад. :)

За два года занятий тело, к сожалению, адаптировалось, и я уже не ощущаю такой серьёзной нагрузки, как раньше. Но разработчики регулярно добавляют новые, более сложные уровни. А недавно открыли доступ к мод-уровням от энтузиастов прямо в основном приложении для Quest, безо всякого шаманства!

Каждое воскресенье я прохожу любимую композицию Lilith и несколько произвольных вроде великолепной Majesty с арбалетами или Fist Fight с золотыми сковородками — взглянуть можно у меня на Twich или YouTube.

Crazy Kung Fu

q-xorwg6ogmuagfca2jaxkuvuj8.jpeg

Сайт Quest Store, Steam, версия для Pico, версия для VIVE XR Elite

Я из тех, чьё сердце начинает биться чаще от фразы «Я знаю кунг-фу». Но реальное кунг-фу оказалось, конечно же, ни коим образом не похожим на киношное. :) А вот VR-кунг-фу — вполне! Эти тренировки не столько про выносливость, как бокс, сколько про адскую внимательность и скоординированность движений. У меня с этим как раз так себе, поэтому игра для меня — крутой челлендж.

Игру развивают, и недавно появился мультиплеер с интересными механиками. К примеру, если ты начинаешь побеждать, в тебя пускают стрелы, от которых приходится уворачиваться, не отрываясь от самой тренировки.

Но самый крутой формат — это битвы в движении. Если вдруг у вас есть от двух до четырёх свободных метров в диаметре — обязательно попробуйте! Ну, а если нет, но посмотреть интересно, вот тут запись моей победы на последнем уровне, к которой я шёл ровно год.

Holopoint

biyngniw_te3h0paeqm7nuhojpm.jpeg

Сайт, Quest Store, Steam

А это был для меня путь длиною в год и пять с половиной месяцев — наверное, ни одну игру я не проходил так долго. Holopoint — симулятор стрельбы из лука, где нужно вертеться во все стороны, напрягать слух и, конечно, быть фантастически точным. Я фантастически точным никогда не был, да и вообще хоть сколько-нибудь точным, поэтому буквально каждое моё попадание заканчивалось обратным выстрелом. В итоге это был всем челленджам челлендж. Я любил и ненавидел эту игру всем сердцем, и когда таки завалил финального дракона — буквально упал на колени и вопил от радости. Оно того стоило. :)

VR, кажется, идеально приспособлен для стрельбы из лука, и ощущается игра прекрасно. Когда есть пространство для перемещений в 3–4 метра — проходить босса становится чуть легче, но в то же время координироваться на обычных уровнях становится сложнее, по крайней мере, для меня. С точки зрения фитнеса интенсивность здесь больше, чем в Pistol Whip, но меньше, чем в The Thrill of the Fight или Crazy Kung Fu.

Vader Immortal

mhmli7cm-vv6ifh4gjbtyg3nmlm.jpeg

Сайт, Quest Store, PlayStation Store

Так сложилось, что IV-VI эпизоды Звёздных войн пришлись на мой слабо осознанный возраст, и на тот момент у меня отпечаталось только смутное «пиу-пиу, лазерные мечи, Дарт Вейдер крутой». Словно ниндзя я ускользнул из ловушки спойлеров и посмотрел I-III эпизоды не подозревая, кто такие Анакин и канцлер Палпатин, до самой развязки. Эпизод III стал для меня вершиной саги, а любимым джедаем стал Квай Гон Джинн. :) И кстати, VII-IX я тоже очень люблю, и даже побольше IV-VI.

Как вы уже могли догадаться, к Vader Immortal я отношусь предвзято, поэтому делите на два. Но для меня это потрясающий и практически идеальный симулятор джедая. То, как реализована Сила, сколько выкрутасов можно делать с мечами, а также простой, но тронувший меня сюжет в части, относящейся к Дарту Вейдеру, сделали эту игру для меня прекрасной. Но всё же истинным вызовом и крутым фитнес-тренажёром стал для меня режим Dojo.

Ровно год я шёл к завершению всех уровней во всех трёх эпизодах игры. И если в Holopoint я играл с чувством «ну я просто должен это сделать», то здесь я наслаждался каждой попыткой, вспоминал вдохновляющих меня мастеров-джедаев (и ситхов), с наслаждением перебирал трофейные мечи и испытывал неподдельные эмоции, когда из кончиков пальцев начинали бить долгожданные молнии —, а просто так их не активировать, нужно всерьёз постараться.

С другой стороны, как фитнес — это скорее самая лайтовая игра из перечисленных. Но ведь для кого-то это то, что надо, не так ли? :)

Blaston

ew6igx7zurtitk9h-haz61vvzbk.jpeg

Сайт, Quest Store, Steam, версия для Pico

Что ж, кунг-фу как в Матрице у нас уже было, как насчёт уклонения от пуль как в Матрице? Это игра именно про это. Не обладая способностями Нео, придётся метаться по всему доступному пространству, приникать к полу и натурально отпрыгивать в сторону. Оружие выдаётся вам случайным образом и появляется в случайных местах. В том же Pistol Whip ты чувствуешь себя Джоном Уиком, а здесь, как правило, — тем несчастным, в кого Джон Уик стреляет. :) Но, конечно, это всецело зависит от противников, ведь эта игра, в отличие от остальных в подборке, — с самым натуральным и непосредственным мультиплеером.

Не так давно игра перешла на free-to-play модель, и если раньше биться приходилось, в основном, с ботами, то теперь онлайн стал весьма живым, и порой попадаются нереально мощные противники. И конечно, приятнее всего постреляться с друзьями! Тут, правда, навык настолько решает, что порой уровень твоего друга просто на голову выше, и через 5–10 попыток ты понимаешь, что раньше, чем через полгода тренировок, возвращаться к этой дуэли смысла нет. :) Я тренируюсь в этой игре уже скоро два года как, но у меня всё ещё есть такие друзья.

Нагрузка очень скачет. Может попасться бот или новичок, и ты даже и близко не вспотеешь. А может попасться сын маминой подруги, который раскатает тебя в лепёшку, и ты будешь буквально валяться никакой на полу. Но если вы любите челлендж с реальными людьми, эту игру нужно попробовать обязательно!

Racket: Nx

qg1o6nh_bn6v5qnok-tk5g_ugk8.png

Сайт, Quest Store, бесплатное демо в AppLab, Steam, версия для Pico

Я не люблю настольный теннис, поэтому в обзоре вы его не увидите, хотя в VR его полно. Но Racket: Nx — нечто иное. Я относился к нему максимально скептично, но начитавшись отзывов и обнаружив бесплатное демо, решил попробовать. И не пожалел! Это скорее старый добрый арканоид, но в формате 360º, и где твой успех напрямую зависит от силы твоего удара. И именно трекинг силы удара делает эту игру прекрасным фитнес-тренажёром!

Система звёздочек мотивирует тебя раз за разом бороться со своим предыдущим результатом. Для тех, кому нужен противник внешний — в наличии мультплеер. Причём можно и не соревноваться, а наоборот, выбивать звёздочки в кооперативе. Ещё одна интересная фича: интеграция с YUR.Watch, кросс-игровыми наручными часами с трекером калорий. В отличие от некоторых других приложений, здесь она работает. :)

Важный минус: вам нужно реально много пространства, чтобы вкладываться в удары по полной, при этом не опасаясь крушить комнату и контроллеры в реальном мире. Моих 4×4 метров мне не хватает!

Что делать, если у меня есть шлем, но не от Meta¹?

У меня для вас плохие новости: контента будет очень мало. Будь то Pico или Apple Vision Pro — вы не в мейнстриме. Я попробовал погуглить поверхностно, и похоже, под девайс от Apple пока нет ничего, а вот для Pico есть несколько портов, и я раскидал ссылки на них по статьям. Эксклюзивов на Meta¹ всё ещё гораздо больше, а эксклюзив у Pico всего один: некий VR Fitness One, который вроде бы, судя по видео, неплох — в наличии бокс с трекингом и повторы разных упражнений за тренером без трекинга, —, но и не топ, хотя за неимением девайса я лично оценить не могу. Ещё есть несколько портов под экосистему VIVE, ссылки также в соответствующих приложениях и играх, а вот эксклюзивов там я не нашёл.

А что делать тем, кто точно в мейнстриме и никакого шлема не имеет?

Покупать Quest 3, конечно же! Но если вдруг весь мой опус вас ничуть не вдохновил, у меня есть последняя надежда замотивировать вас. Это абсолютно великолепный…

Ring Fit Adventure

sbvwfxsttd8zft5oa-ymlw4yfoo.jpeg

Сайт

Да, лучшее фитнес-приложение не имеет к VR никакого отношения. Оно разработано для Nintendo Switch и требует специального снаряжения: это гибкое кольцо Ring Con и повязка на ногу, в которые вставляются Joy Con’ы. И конечно, требуется телевизор, перед которым достаточно пространства для тренировок. Впрочем, в автономном режиме технически возможно заниматься, но это звучит максимально неудобно.

Если же все условия соблюдены, то вы получите полноценное сюжетное приключение в фирменном стиле Nintendo со множеством прикольных персонажей вроде зловещего Качкодемона (как я ласково его называю) и четырёх мастеров в разных сферах фитнеса. И это полноценная JRPG, где в сражениях с прихвостнями злодея вам придётся выбирать подходящие именно против них упражнения в качестве атаки и делать их с максимальной интенсивностью из-за чуткого трекинга. А для путешествия по миру придётся бегать на месте, порой высоко поднимая колени, чтобы проходить вброд водоёмы. С неизменным очарованием Nintendo сделаны разнообразные мини игры, чего только стоит буквальное выжимание соков-лечилок кольцом!

Но даже если игровая часть не сильно-то вас интересует, Ring Fit предложит вам удобный конструктор серий упражнений на нужные группы мышц, а также трекинг ваших успехов в этих сериях. И даже возможность зарабатывать игровые очки вне сессии, вообще без консоли: например, сжимая кольцо во время просмотра фильма! Функция немного странная, но демонстрирует внимательный подход разработчиков к своему продукту. Конечно же, есть разминки, заминки, счётчик калорий, статистика и даже короткие поучительные лекции о нашем организме и правильном питании!

За исключением обилия необходимых девайсов и подходящего пространства, Ring Fit лишён существенных недостатков. Это такая Breath of the Wild в мире фитнеса. Я включил Ring Fit в свою программу в виде одной сюжетной и двух специализированных сессий в неделю примерно на полгода, когда у меня гостил Switch моего друга. И, что ж, могу сказать, что в этот период мне почти удалось получать от тренировок настоящее удовольствие!

Так нужен или не нужен VR-фитнес?

Ну что, каким будет наше следующее будущее? Источник: hand made.

Ну что, каким будет наше следующее будущее? Источник: hand made.

VR-фитнесу явно есть куда расти, но это ничуть не обесценивает его. Как я уже говорил, у него есть пять радикальных преимуществ перед обычным фитнесом. Даже прекрасный Ring Fit Adventure не закрывает все потребности, так как в нём, к примеру, нет мультиплеера, нет активностей на 360º и пространственных, невозможны единоборства, нет интеграции с трекерами здоровья. Нет магии VR, в конце концов.

Каково идеальное VR-приложение для фитнеса? Конечно же, оно обладает упомянутыми пятью преимуществами в полном объёме. Работает без контроллеров и даже тречит ноги без дополнительных девайсов —, а это, кстати, технически возможно, и даёт доступ к упражнениям вроде воздушного велосипеда или стойки на локтях («берёзки»). Достигает планки качества Ring Fit, но при этом интегрирован в популярные экосистемы. Заботится не только об упражнениях, но и в целом о твоём здоровье. Трекает осанку, моя больная тема! Есть система еженедельных или ежемесячных «экзаменов» на выносливость и прогресс по сравнению с предыдущими показателями. Есть призрачный тренер, который прямо внутри твоего тела показывает, как именно нужно поставить руку или ногу в позе из йоги, либо в обычных упражнениях показывает, как высоко/низко/далеко ты делал упражнение в прошлый раз. Имеет нативную возможность читать вслух книги, а также проигрывать подкасты и видео во время занятий со всеми удобствами вроде запоминания точки остановки и управления жестами. И может быть, выглядит как тренировка магов из мира легенд об Аанге и Корре? :)

И ещё имеет API, чтобы я, как разработчик VR-игр, мог вставить в свои приключения мини-игры или даже полноценные триггеры, требующие от пользователя потренироваться физически — например, для прокачки силы или ловкости! А может быть, чтобы я, разрабатывая дейтинг-приложение для VR, мог требовать от кандидата в общение доказательство способности сделать 50 приседаний и 25 отжиманий? ;) Ну или хотя бы дейтинг-сим, где свидание заходит настолько далеко, насколько ты сможешь продержаться в серии упражнений, и где тебе назначают следующее свидание на завтра — реальное физическое завтра, — и ты уже не можешь просто так взять и бросить серию тренировок, ведь на кону виртуальные отношения. Или чтобы я, разрабатывая для VR видеоплеер, включил режим, при котором воспроизведение происходит только при условии выполнения упражнений и замедляется, если пользователь халявит. И конечно, где же онлайн фитнес-файтинги? Это же золотая жила, да ещё и какая польза для мира! А как же фитнес-тамагочи? Хочешь покормить котёнка — сделай бёрпи! А экономический симулятор? Построить тут торговый центр обойдётся вам в 75 отжиманий, приступайте.

На этом предлагаю завершить мой поток фантазий и один из крупнейших актов графоманства в моей жизни. Моё краткое заключение: VR-фитнес не подойдёт всем подряд, но совершенно точно я рекомендую всем хотя бы попробовать его!

Надеюсь, этот текст оказался кому-то полезен. :) Если вдруг считаете, что авторов статей стоит поддерживать донатами, можете поддержать меня через destream или кнопочкой ниже. Буду рад вашим комментариям и голосам в опросе!

Это я, желающий всем добра, здоровья и VR побольше!

Это я, желающий всем добра, здоровья и VR побольше!

© Habrahabr.ru