— Сколько лет человеку, родившемуся в 1928 году?
— Мужчине или женщине?
— А что?
— Уточнения важны, Боб!
— Ладно. Ещё раз. Сколько лет мужчине, родившемуся в 1928 году?
— А он ещё жив?
— Сколько лет мужчине, родившемуся в 1928 году, который ещё жив?
— В каком месяце?
— Сколько лет мужчине, родившемуся 3 октября 1928 года, и который пока жив?
— Во сколько?
— В десять! Вечера.
— Где?
— Да где угодно!
— Я уточняю, Боб! Я полагаю, если этот мужчина жив и он родился 3 октября в десять вечера в 1928 году, то ему 67 лет, 9 месяцев, 22 дня, 14 часов и 12 минут. Если он родился в Нью-Йорке, то он старше на три часа. Ясно?
Это диалог из фильма «Феномен» с Джоном Траволтой. Здесь можно глянуть этот отрывок, если интересно. С одной стороны, персонаж, задающий уточняющие вопросы, показывает, насколько сильно ответ будет зависеть от деталей. А с другой, он не понимает сути общения, и его софт-скилы оставляют желать лучшего.
Ведь ответов может быть всего три: 66, 67 и 68 лет, в зависимости от обстоятельств. Месяцы, дни, часы и минуты никого не волнуют. О возрасте обычно спрашивают в полных годах. И два из них настолько маловероятны, что ими можно было бы пренебречь.
Человек, заинтересованный (осознанно или не очень) в том, чтобы оскорбить собеседника и показать своё интеллектуальное превосходство, будет задавать наводящие вопросы в стиле героя Траволты.
А человек, заинтересованный в комфортном и результативном диалоге, ответил бы так: «Скорее всего, ему 67 лет, но возможны редкие варианты, когда ему 66 или 68. Это зависит от точного времени и места рождения и нескольких других нюансов. Давайте их уточним?».
На всякого умника найдётся ещё более эрудированный умник. Я бы, например, на месте интервьюера сказал герою Траволты в конце диалога: «А вот и нифига! Этот человек был китайцем, а у них отсчёт идёт сразу с одного года. То есть ребёнок рождается в возрасте одного года, а не нуля, как у нас. И поэтому есть ещё вариант ответа 69 лет. Утрись!». И чего хорошего было бы в таком диалоге?
Поэтому, когда клиенты спрашивают у меня, сколько стоит тот или иной товар или услуга, я сразу называю вилку цен, а потом добавляю, что точная оценка зависит от кучи параметров, с которыми нам надо определиться.
Вот примеры того, как я отвечаю на такие вопросы:
— Сколько стоит спроектировать интернет-магазин?
— У меня проектирование начинается от 150 000 рублей и до бесконечности. Хотя интернет-магазинов дороже 300 000 я не припоминаю. Точная цена будет понятна после того, как я разберусь с тем, какие функции понадобятся. Давайте их обсудим во время онлайн-звонка?
— Сколько стоит разместить рекламу в вашем канале?
— 3000 рублей за 2/48. Но иногда цена может отличаться в зависимости от нюансов. Когда вы планировали опубликоваться?
То есть я сразу даю ответ, а уже потом мучаю уточнениями. Собеседник понимает, зачем я это делаю, и идёт мне навстречу.
А вот как я бы не стал отвечать на такие вопросы:
— Сколько стоит спроектировать интернет-магазин?
— Будет зависеть от объёма работ.
— Сколько стоит разместить рекламу в вашем канале?
— А что вы рекламируете?
Ууу, бесят!
Кстати, я в итоге так и не понял, для чего герой Траволты поинтересовался полом человека.