60 минут в завтра: «Мировой опыт создания голограмм – стоит ли оживлять мертвых знаменитостей?»
Привет, Гиктаймс!
Мы с вами живем в удивительное время. Новые Горизонты бороздят просторы солнечной системы, по Земле катаются автомобили-роботы, а музыкальным лейблам уже даже не нужны живые артисты для того, чтобы зарабатывать деньги и выдавать слушателям продукт — музыкальный или визуальный. И если с первым все понятно: старые записи, черновики легендарных музыкантов и просто неизданные в нужное время материалы могут работать на имя исполнителей еще очень долгое время, то с визуальной составляющей мы попытаемся разобраться. Кому, зачем и в каком виде понадобилось подменять себя на сцене голографической проекцией, и есть ли у этого вида искусства перспективы в музыкальном?
Gorillaz 2006
Первыми артистами, решившими проложить голографическую тропинку к славе, стали музыканты группы Gorillaz. В 2006 году, на премии Грэмми, голограммы их персонажей из клипов вместе с Мадонной (к счастью, настоящей) исполнили песню Clint Eastwood.
Шоу, которое показали Gorillaz, достаточно высоко установило планку качества для всех, кто решил бы использовать голограммы в будущем. Будущее, к слову, наступило уже через три года (хотя зрителям на Грэмми, наверняка, казалось, что будущее уже здесь).
Tokio Hotel 2009
В 2009 году ленивые немцы из Tokio Hotel решили, что не хотят кататься по миру самостоятельно, и отправили вместо себя в тур под названием «Holographic World Tour 2009» 4D-голограммы. Тур состоял из 13 концертов, семь из которых прошли в разных странах в одно и то же время.
И вроде бы, отличная идея. Пока техники и инженеры катаются по миру со всей необходимой техникой, можно, к примеру, спокойно заниматься студийной работой. Но здесь проявляется первый моральный аспект таких выступлений — готовы ли фанаты идти на концерт любимой группы, если самой группы при этом не будет на сцене? С одной стороны, любая возможность оказаться ближе к кумирам делает свое дело, и поклонники идут в кассы. Но остается ли при этом должная энергетика и харизма исполнителей, без которой большие концерты не обходятся? Поделитесь своим мнением в комментариях, купили бы вы билет на концерт голограмм вашего любимого музыкального коллектива?
Black Eyed Peas 2011
В 2011 году американцы из the Black Eyed Peas взяли опыт Gorillaz и Tokio Hotel, переработали его и получили выступление двух живых артистов и двух голограмм (которые, пожалуй, выглядели даже слишком реалистично).
Для создания такого эффекта использовалась технология EyeLiner, позволяющая минимизировать количество оборудования, необходимого для такого шоу. Подробнее о том, как она работает, в видео ниже:
2Pac 2012
И все было безоблачно, пока на сцене появлялись голограммы ныне здравствующих музыкантов. Но в 2012 году эта едва сложившаяся традиция была нарушена, и в одной из сессий рэп-фестиваля Coachella вместе со Snoop Dogg и Dr. Dre выступил голографический Тупак Шакур, погибший в 1996 году. Тогда он исполнил всего две песни — »2 Americaz Most Wanted» и «Hail Mary», но даже это вызвало бурю обсуждений в Интернете и СМИ на тему моральной стороны таких «оживлений».
Для организации этого выступления была использована та же технология Eyeliner, что и в случае с Black Eyed Peas, но с одним отличием — вместо видео использовалась компьютерная модель, сделанная по технологии Motion Capture (помните первые версии Mortal Kombat?). Возможно, это было связано с отсутствием видеозаписей Тупака в качестве, достаточном для создания хорошей голографической проекции.
Цой 2012
Прецедент с виртуальным воскрешением погибшего артиста породил целую волну дискуссий, в которых СМИ, музыканты и аналитики стали обсуждать возможность появления на сцене легенд прошлого — Хендрикса, Меркьюри, Элвиса и других. Кто-то говорил о необходимости запрета таких концертов, кто-то, наоборот, поддерживал эту идею.
Оперативнее всего на тренд отрегировала Россия, где в 2012 году на концерте к 50-летию Виктора Цоя выступил сам Виктор Цой. Здесь сложно что-то добавить, поэтому вот вам видео с исполнением голограммой песни «Группа крови»:
Michael Jackson 2014
Последним на текущий момент крупным концертом, где была использована голограмма известного музыканта, стал Billboard Music Awards в 2014 году. В рамках выпуска второго посмертного альбома Майкла Джексона, его голографический образ появился на сцене и спел песню «Slave to the Rhytm» с альбома Xscape, которую при жизни Джексон не исполнял. В проекции были воспроизведены все известные движения музыканта, включая лунную походку.
И в завершение…
Быть ли рынку голографических музыкантов? Сосредоточатся ли артисты на выпуске альбомов, продажи которых в последние годы сильно упали, отправляя при этом свои цифровые копии на мировые сцены? Будут ли вообще зрителям нужны живые музыканты и теплые аналоговые концерты в мире, где активно распространяются очки виртуальной реальности, продвинутые технологии визуализации и HoloLens? Ответы на все эти вопросы можно будет узнать совсем скоро, но ответы на них, кажется, будут совсем неоднозначными.
Ждем завтрашний день вместе. А пока что к нашему новому проекту — биеннале высоких технологий SMIT: 60 Minutes in Tomorrow (которым, собственно, и вдохновлена эта серия постов) мы отрисовываем собственную голограмму. Голографическое шоу можно будет увидеть в рамках биеннале SMIT с 1 ноября по 13 января в Музее Москвы.